Новости факультета
Выбор факультета
11 января 2021

«Преподавание — это возможность посмотреть
на привычные вещи по-новому»

В начале декабря к рядам спикеров бизнес-школы RMA присоединился выпускник факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Александр Карлявин, менеджер специальных проектов, специалист по работе с партнерами в Мультимедиа Арт Музее. Впечатлениями о преподавательском опыте в стенах RMA Александр поделился с редактором сайта в интервью раздела «Выпускники RMA стали нашими спикерами».

Расскажите, как началось ваше сотрудничество с RMA в качестве спикера?

У меня был финансовый бэкграунд (До обучения в бизнес-школе Александр занимался оценкой инвестиционных проектов в нефтегазовой и энергетических сферах — прим. RMA). Я пришел сюда, когда понял, что хочу обучиться арт-менеджменту. Защитил диплом, и все было прекрасно: успел поработать два года в индустрии, понять специфику направления с учетом имеющегося у меня багажа финансовых знаний. И не так давно меня позвали в RMA уже в качестве спикера.

От кого исходила инициатива приглашения?

Меня пригласила Анна Давыдова, предыдущий заместитель куратора факультета Николая Палажченко. Я согласился.

А почему согласились? В чем видите для себя пользу этого опыта?

Я всегда с радостью делюсь тем, что знаю. Для меня это заряд энергии и удовольствие от общения с людьми.

Плюс, это возможность посмотреть на привычные вещи по-новому. Когда ты просто специалист в чем-то — это одна история. Но, когда тебе нужно донести материал другим людям и сделать это максимально доступно, это совершенно иное. Это требует перестройки информации в голове и внутренней работы, на которую способен не каждый. Для меня это был челлендж — получится у меня это или нет.

О чем ваши лекции?

Если коротко, они об управлении проектом от начальной стадии (идеи) до конечного результата (расчета показателей его эффективности). Начиная с работы над собой — с понимания того, какой ты тип управленца, а, следовательно, при помощи каких инструментов должен строить свой бизнес, и как осуществлять работу с людьми, находящимися в твоем окружении.

Потом мы переходим к «веселым» темам про стратегический анализ, организационно-правовые формы, налоговые режимы, построение excel-таблиц и расчеты экономических параметров.

Люди, работающие в арт-сфере (включая менеджмент), — это люди, склонные к творческому складу ума. Темы, где есть цифры, графики и таблицы, «заходят» им тяжело. Как с этим обстоят дела у наших студентов?

Я считаю, что мы все одинаково предрасположены к восприятию любой информации. Вопрос исключительно в ее адаптации. Важно погрузить студентов в процесс максимально легко и понятно, не вызывая стресса.

Поэтому я всегда подкрепляю информацию примерами, шаблонами и дополнительными источниками литературы. Ясная выжимка и никакой воды: коротко и по делу.

Если проект, который они собираются реализовывать, более сложный, а личного опыта и бэкграунда не хватает, я всегда рекомендую искать людей в команду, которые смогут восполнить этот пробел знаний.

Когда дело доходит до финансов, встречаете ли в их глазах испуг?

Некоторые реагируют, слегка нахмурив брови. Но мы над этим работаем. Я всегда готов в максимально удобных форматах дать комментарии ко всем возникающим вопросам.

Можно ли среди людей, желающих работать в арт-индустрии, в частности среди наших студентов, сразу распознать человека, который 100% «выстрелит»? Если да, то по каким критериям судить?

В жизни случается по-разному. Бывает, ставишь на человека, у которого, казалось бы, все отлично, но у него что-то не складывается в силу личных обстоятельств: у него, например, меняются ориентиры. А бывает, что человек другого склада — совершенно неподготовленный к процессу, но с огромной мотивацией и желанием — вдруг неожиданно приходит из точки А в точку Б. Поэтому тут сложно ответить однозначно.

Одно можно сказать точно: ты можешь не быть специалистом, но нужно уметь разговаривать с людьми этой индустрии на одном уровне — нужно владеть профессиональным языком. Без этого в современном мире реализовать проект практически невозможно.

В вашем январском интервью, в «Истории успеха», вы отметили умение вести коммуникацию с другими участниками арт-процесса, как важнейшее качество арт-менеджера. Над какими еще навыками или скиллами вы рекомендовали бы работать нашим студентам?

Я бы рекомендовал в целом непрерывное развитие: каждый год обучаться чему-то новому. И это не обязательно про профессиональные области знания, как например: налоги, бухгалтерский учет, управление командой и так далее. Это может быть развитие каких-то софт-скиллов.

Убежден, что очень полезна и продуктивна — частная психотерапия. У нас в стране это не часто практикуется, но с каждым годом это направление растет. После этого восприятие себя становится другим.

Лекции в RMA — ваш первый преподавательский опыт?

Нет, я до этого уже читал лекции. Но это была больше досуговая и развлекательная история. Поэтому я понимал, что преподавание в RMA — это совсем другой формат.

Здесь груз ответственности больше. Тот курс, который читаю я, это — подведение проектов студентов к диплому. Важно понимать: сказанное тобой будет отражено в их дипломных работах.

Вы сказали «груз ответственности больше». А какие чувства с этим сопряжены?

Я эмоционально переживаю за эти проекты почти так же, как за свои собственные. Да, может быть, я не живу ими 24 часа в сутки, как сами студенты. Но я, тем не менее, стараюсь в них погружаться настолько, сколько позволяет время.

Все проекты носят разную направленность, и для меня это отличный опыт: могу проработать в своем собственном бэкграунде новые точки. Но, есть и другие вопросы, с точки зрения работы над проектом, для решения которых требуется привлечение других специалистов. В таком случае студент должен изучить их самостоятельно или я могу порекомендовать людей, которые смогут их проконсультировать.

Перед лекцией определяете для себя то, в каком формате будет проходить лекция?

Я исхожу из того, какую обратную связь получаю. Если я понимаю, что такой формат «заходит», мы продолжаем в том же ключе. Если нет — то я стараюсь перестраиваться.

Но для меня, безусловно, очень важно создать атмосферу, в которой не было бы никакого волнения или напряжения, связанного с темой. Обучение должно проходить в максимально комфортной среде.

Что можете пожелать RMA в год двадцатилетия?

Я знаю, что бизнес-школа придерживается классического формата обучения — офлайн, живое общение с педагогами. Желаю RMA держаться своих ориентиров — с одной стороны, но с другой — искать новые направления, которые можно было бы реализовать в онлайне. Это было бы круто!

Все новости >