Новости факультета
Выбор факультета
21 января 2021

Лекция Ольги Ващилиной «Законы арт-рынка»

В эту пятницу, 22 января, на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» состоится занятие куратора и art adviser-а Ольги Ващилиной. Со студентами групп «А-20» и «А-21» Ольга поделится знаниями и опытом на тему «Законы арт-рынка». Начало в 19:00. Аудитория: Dee (5 этаж).



Перед началом занятия рекомендуем ознакомиться с материалом Forbes, в котором журнал не без помощи нашего спикера Ольги Ващилиной пытается разобраться в том, кто такие арт-консультанты, как с их помощью можно заработать и как не позволить им заработать на вас.

Арт-консультант: инструкция по применению


Кто такой арт-консультант и чем он отличается от дилера, галериста, эксперта аукционного дома?

Арт-консультант — это советчик, которого интересуют «долгосрочные отношения», или, если хотите, стабильный брак с прицелом на вечную любовь. В том смысле, что арт-дилер, галерист или эксперт получают свой процент при продаже работ, а арт-консультант работает на ставке, осуществляет абонементное обслуживание. Чем дольше будут идти консультации, тем больше он успеет заработать. Поэтому к работе арт-консультанты подходят серьезно, придирчиво оценивают риски и заваливают клиента информацией о возможной покупке. Хотя их экспертность отдает занудством, веселиться арт-консультанты тоже умеют. Под каким бы знаком зодиака ни родился арт-консультант, в его гороскопе наверняка записана фраза про человека-оркестр, который одновременно и друг, и советчик, и психотерапевт, и муза.

Кому нужен консультант?

Тренды в коллекционировании складываются из многих факторов. В Китае, например, если один коллекционер начал собирать какого-то художника, то вскоре этого художника начнут собирать и другие. В США коллекционеры не соперничают друг с другом, а пытаются найти собственную нишу и стать в ней лучшими. В России, стране с богатыми традициями коллекционирования, свои особенности. Раньше искусство собирали в основном люди, похожие на Георгия Костаки, для которых коллекция была смыслом жизни. А вот начиная с 1990-х годов коллекционерами чаще всего движет желание украсить стены дома. Но это сомнительная мотивация при составлении коллекции. Как предупреждает частный арт-консультант, преподаватель факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Ольга Ващилина: «Вряд ли вы получите что-то ценное от автора, который готов написать картину любого размера, лишь бы она вместилась в интерьер». Модель, при которой коллекционер «пляшет» от стен, можно назвать собирательством «без царя в голове». Монархия требует четкого руководства. «Царем» становится человек успешный, с основательным, системным подходом к делу. Такой коллекционер собирает определенное искусство, изучает его, издает каталоги, поддерживает музеи и входит в попечительские советы. Он с готовностью прислушивается к советам, но решение принимает сам. В этом случае необходимости в консультанте практически нет, нужен только хороший дилер. Но поколение 30-40-летних коллекционеров с бюджетом, редко превышающим $50 000 за одну работу, с готовностью обращается к конкультантам за советом.

На какие вопросы отвечает советник?

Арт-консультанты отвечают на вопросы «с чего начать?», «где покупать?», «как не прогадать?» и не только. Например, перед каждой покупкой владелица агентства Arts Wanted Екатерина Бахметьева дает ответ не на один десяток вопросов. «При покупке на аукционе сумки Hermes мы сначала проверяем ее подлинность исходя из более 20 факторов и уже потом проводим оценку стоимости. Мы никогда не полагаемся только на описание в каталоге или информацию от продавца. Эта работа продолжается и после покупки, когда мы занимаемся поиском и восстановлением провенанса».

Основываясь на своих знаниях, арт-консультант может давать прогнозы, что та или иная работа, приобретаемая сегодня за одну сумму, со временем будет стоить совсем других денег. Но это не гадание на кофейной гуще, а планомерная работа. «Нужно держать руку на пульсе происходящего — знать план выставок крупнейших музеев и интересоваться их закупками, следить за результатами торгов, посещать ярмарки, читать новости в профильных СМИ. Такая исследовательская работа ежедневно занимает несколько часов», — говорит Ольга Ващилина.

Читать далее...

Все новости >