Новости факультета
Выбор факультета
21 января 2021

Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 1

На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов ArtInvestment рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке к рынку искусства.

Изображение: information-age.com


Стремительно меняющийся курс биткойна в конце 2020 — начале 2021 года вызывает неоднозначный (но точно — большой) интерес к теме криптовалют и блокчейна. Как показала практика прошлых лет, рынок искусства реагирует на изменения в крипто-индустрии очень остро, служа определенным камертоном цифровых преобразований. Оно и понятно: арт-рынок всегда притягивал к себе людей и доверчивых, и авантюристичных — и нынешний год едва ли станет исключением, добавив в арсенал и тех и других практичности. Проведя последние годы внутри рынка блокчейн-индустрии, редакция AI предлагает полновесный материал в нескольких частях, призванный подготовить читателей к новому витку криптоэйфории.

Слова «биткойн» и «блокчейн» попали в орбиту почти ежедневной видимости большинства из нас в 2017 году. Компании, добавлявшие приставку «блокчейн» к своему имени, повышали капитализацию в считаные дни. Наряду с конференциями, форумами и саммитами по блокчейну проводились выставки «блокчейн-искусства», где художники вынуждены были изображать далекие от них криптовалюты в обмен на пост в сети Facebook. В СМИ «блокчейн» чаще других сопровождали слова «революция», «эволюция» и «неизбежность». При этом массиве информации в сознании большинства из нас блокчейн стал синонимом биткойна, биткойн — новым этапом первоначального накопления капитала (в переводе на постсоветский язык — мошенничества), а проекты на стыке искусства и блокчейна — космической величиной в районе Туманности Андромеды. И в опасной близости от Черной Дыры.

К сожалению, ведущие арт-издания хоть и регулярно публиковали новости технологической части рынка, но всякий раз обходили стороной вопрос: нужен ли искусству блокчейн, зачем нужен, и каковы его перспективы. Даже сегодня, по прошествии четырех лет со времени признания блокчейна арт-сообществом, подобные материалы чаще всего являются осторожной перепечаткой тезисов предшественников. Словно охотники из зимней сказки Брейгеля: одновременно боятся и разбудить спящего зверя, и найти доказательства того, что зверя в действительности нет.

Для начала изложим несколько основных тезисов, которые направят читательскую мысль в нужное русло. Они будут развернуты ниже и в последующих статьях:

1. «Блокчейн» и «биткойн» не синонимы и не братья. Они вынашивались параллельно, но в момент создания нашли друг друга. Блокчейн — система децентрализованных записей, читай: амбарная книга; биткойн — система децентрализованной валюты, которая нуждалась в такой же беспристрастной книге. Отделим ли блокчейн от криптовалюты? Да. Но в союзе они способны дать потрясающий синергетический эффект. Как Бэтмен и Джокер: порознь они новеллы, а вместе — блокбастер.

2. Первое упоминание об использовании блокчейна в искусстве произошло еще в сентябре 2016 года. Статья The Art Newspaper тогда прошла незамеченной, и развитие блокчейн-технологий имело все шансы составить ей компанию. Особого энтузиазма не встретил и выход книги Artists Re:Thinking the Blockchain («Художники переосмысливают блокчейн») в январе 2017 года, хотя, казалось бы, если уж находящиеся в авангарде событий художники взялись что-то переосмысливать — значит, это того стоит. Однако интерес к теме разгорелся лишь в июне 2017 года, когда на руках у держателей криптовалют — потенциальных инвесторов блокчейн-проектов — вследствие роста стоимости биткойна в одночасье оказалось $111 млрд в различных цифровых валютах. И держатели виртуальных миллиардов, понимая шаткость своих активов, принялись их спешно куда-то вкладывать.

Читать далее...

Все новости >