Новости факультета
Выбор факультета
22 января 2021

Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 2

На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов ArtInvestment рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке к рынку искусства. Первую часть материала вы можете прочесть здесь.

Изображение: sharespro.ru

Рассказав о сути криптовалют, главной из которых (по капитализации на руках у держателей) является биткойн, переходим к тому, что такое блокчейн. Впервые это слово зафиксировано в White Paper (техническом уставе, или инвестиционном пресс-релизе) Сатоши Накамото при запуске биткойна в 2008 году. Если биткойн — это кровеносная система организма, то блокчейн — правое полушарие, отвечающее за память. Проще говоря — система цифровой фиксации любой информации: транзакций, сути сделки, информации о ее сторонах и многого другого. Как и криптовалюта, блокчейн начал разрабатываться за несколько десятилетий до появления биткойна, параллельно развитию компьютерных технологий, но к концу 2000-х их пути пересеклись и объединились.

Идея блокчейна уходит корнями в средневековье, когда основные монашеские ордены имели разветвленную систему монастырей. Естественно, между ними возникали финансовые операции, в первую очередь займы. В каждом монастыре имелась книга учета: кто занял, сколько, на каких условиях и на какой срок. Чтобы исключить мошенничество, было придумано следующее: при получении денег одним из монастырей записи о должнике заносились во все книги одновременно. И, при возникновении спора или удалении страницы в одной из книг, другие монастыри могли восстановить справедливость и предать хитреца анафеме. Естественно, подобная практика предполагала большие временные и энергозатраты: нужно было сначала объехать и внести данные по всей Европе, затем проделать путь еще раз — для сравнения, а после — созвать всех на анклав для вынесения вердикта. Тем же, кто хотел вымарать упоминание о долге из книг учета, предстояло совершить такой же путь, удалив страницы во всех книгах. Сложно? Да. Работало? Да, раз пользовались.

Появление Интернета упростило бы монахам задачу. Блокчейн — это та же книга учета, скопированная и распределенная между всеми участниками сети. В отличие от монастырей, количество владельцев копий неизвестно и обойти всех невозможно. Занесенная в блокчейн новая информация моментально копируется во всех «книгах», а стоит в одном месте внести правки в информацию старую — остальные пользователи автоматически посылают сигнал о несоответствии, и подлог обнаруживается. Плоть от плоти биткойна, блокчейн также децентрализован и открыт: посмотреть занесенную в него информацию может каждый. Мы описали идеальную картинку, как ее создали невидимые авторы проекта и подхватило крипто-анархическое сообщество. Время возвращаться к искусству.

В сентябре 2016 года лондонская The Art Newspaper, первой среди арт-изданий, выпустила развернутую статью о блокчейне в искусстве. В ней говорилось о нескольких стартапах, взявших на вооружение новую технологию для формирования баз данных провенанса и прочих некоммерческих инициатив. Словом, было сделано все, чтобы официальный рынок сформировал изначально пренебрежительное отношение к данному вопросу, ввиду повышенного риска разоблачения. Важно: в статье блокчейн фигурировал самостоятельной единицей, а криптовалюты не упоминались ни разу. Не менее важно: на дату выхода статьи капитализация криптовалют на руках у населения составляла всего $11 (одиннадцать) млрд Почему мы уделяем этому так много внимания? Потому что спустя полтора года статью удалят из архива, переработают и выложат снова — в январе 2018-го. В это время капитализация криптоактивов будет достигать $431 млрд Правда, вы уже догадались: в обновленном материале найдется место биткойну.

В марте 2017 года таким же незаметным для большинства был выход некоммерческого издания Artists Re:Thinking the Blockchain («Художники переосмысливают блокчейн») — 300-страничного сборника статей, где очень внятные технические объяснения перемежались с фотографиями арт-объектов, созданных художниками в попытке описать технические характеристики блокчейна языком искусства. По духу и содержанию издание напоминало советские научные труды а-ля «Кибернетика на службе худсовета» или «Художники осмысляют дирижаблестроение». Ждать оставалось недолго.

Блокчейн-бум стартовал в июне 2017-го, когда капитализация криптоактивов держателей взлетела до $111 млрд Естественным желанием трезвомыслящего населения стало эти деньги отобрать. Отобрать легально, действуя в рамках законодательной базы криптомира, другими словами — при отсутствии каких-либо ограничений в мире физическом. Давайте перестроим фразу для лучшего понимания: на руках у аудитории возрастом 16–40 лет в одночасье появилось более 100 миллиардов долларов в криптовалюте. Появилось, для большинства из них, неожиданно: биткойны в основном покупались в начале 2010-х и лежали мертвым цифровым грузом. А сами держатели — в основном адепты IT, склонные к биржевым играм, венчурным инвестициям и спекуляции, понимающие, что их счастье волатильно и недолговечно, а потому стремящиеся побыстрее раскидать активы по новым грядкам. «Как не помочь хорошим ребятам с этим вопросом!» — подумали многие матерые аферисты.

И началось.

Читать далее…

Все новости >