Новости факультета
Выбор факультета
31 марта 2021

Фотограф Линн Голдсмит выиграла у Фонда Энди Уорхола суд по делу о нарушении художником ее авторских прав при создании портрета Принса

Культурные заимствования давно стали нормой в современном искусстве. Однако между произведением, которое называют апроприацией, и работой, нарушающей авторские права, существует очень тонкая грань. Поэтому и не заканчивается поток судебных процессов, связанных с нарушением авторского права. И в последнее время суд все чаще становится на сторону авторов оригинальных произведений, использованных в своих апроприациях более известными художниками. Даже такими известными, как Энди Уорхол, пишет Артинвестмент.


Оригинальное фото Принса, сделанное Линн Голдсмит, и портрет работы Энди Уорхола. Изображение: artnet.com

  


В минувшую пятницу Апелляционный суд второго округа США вынес решение в пользу певицы, кинорежиссера и фотографа — портретиста знаменитостей Линн Голдсмит, чьи снимки певца Принса использовал для серии своих шелкографий король поп-арта Энди Уорхол. Голдсмит сделала фотографии певца Принса Роджерса Нельсона в 1981 году по заказу издания Newsweek. Снимки тогда так и не были напечатаны, а спустя три года, в 1984 году, Линн Голдсмит продала их изданию Vanity Fair.

Через какое-то время редакция Vanity Fair заказала Энди Уорхолу портрет Принса на основе фотографии Голдсмит. Так появилась серия из 16 шелкографий в узнаваемой поп-арт-манере хозяина «Фабрики». Как заявляет сейчас Голдсмит, она не знала о существовании серии вплоть до 2016 года, когда в связи со смертью Принса в Vanity Fair был опубликован один из портретов Уорхола без каких-либо упоминаний автора оригинального фотоснимка, то есть ее самой.

Фонд Энди Уорхола решил действовать на опережение и в 2017 обратился в суд с просьбой признать серию портретов Принса от Уорхола не нарушающей права Голдсмит. Фотограф вскоре подала ответный иск.

В 2019 году Федеральный окружной суд Южного округа Нью-Йорка решил, что со стороны Уорхола это было допустимое добросовестное использование, не нарушающее авторских прав Голдсмит.

Однако рассматривавший ее апелляцию судья Джерард Линч встал на сторону Линн Голдсмит. Серия портретов Уорхола была признана в целом аналогичной фотографиям Голдсмит с правовой точки зрения. По мнению судьи, портреты Уорхола недостаточно трансформировали оригинальный снимок.

Для того чтобы считать новую работу оригинальной, «она должна быть чем-то большим, нежели простым наложением стиля другого художника на изначальную работу».

Линн Голдсмит празднует победу и говорит, что боролась не только за себя, но за права всех фотографов и художников, которые зарабатывают на хлеб продажей прав на свои произведения и которые вольны сами решать, давать ли право на использование их работ кому-либо еще. Фонд Энди Уорхола недоволен решением суда и намерен подать встречную апелляцию.
Все новости >