Новости факультета
Выбор факультета
18 июня 2021

Экскурсия по архиву музея современного искусства «Гараж»

В пятницу, 18 июня, в Музее современного искусства «Гараж» (Крымский вал, д. 9 стр. 32, территория Парка Горького) пройдет выездное занятие, организованное для студентов группы «А-22» факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Экскурсию по музейному архиву для них проведет руководитель научного отдела «Гаража» Александра Обухова. Начало занятия в 19.30. При подготовке рекомендуем ознакомиться с интервью, которое Александра дала The Garage Journal.


Александра Обухова. Фото: The Garage Journal


«Мы собираем не искусство, а знание о нем»

 

Одна из особенностей Музея современного искусства «Гараж» — в том, что его коллекцию составляют не произведения искусства, а архивные материалы. Об истории создания архива «Гаража» и его музееобразующей функции, а также о разнице между ценой и ценностью архивов и их судьбе в цифровую эпоху Саша Обухова рассказала в интервью Таисии Веремьёвой.

С чего начался ваш интерес к архиву — и, собственно, сам архив?

Архив «Гаража», существующий с 2012 года, — это сборный архив: там находятся не только вещи, которые собирала я, но и вещи, собранные усилиями многих людей разных поколений. Это и видеоархив Юлии Овчинниковой, который она вела с 1994 года. И архивы тех, кто дарил свои документы нашему, сборному, архиву на том этапе его истории, когда сама будущность коллекции была под вопросом, — Елены Селиной, Андрея Ковалева, Милены Орловой, Игоря Макаревича, Елены Елагиной и других.

Наконец, это заслуга тех, кто поддерживал проект тогда, когда никому до него не было дела: российский фонд «Современный город», итальянский бизнесмен и меценат Альберто Сандретти. Перечислить всех невозможно!

Моя личная история довольно простая: на первом курсе университета я познакомилась с художниками того круга, который мы связываем с современным искусством России. Тогда же в любительском объединении «Эрмитаж» я встретила Леонида Прохоровича Талочкина, который был известен не только как коллекционер, но и как историограф и архивист этого художественного сообщества.

Как-то раз он сказал нам, студентам вечернего отделения истории искусств МГУ (и эта мысль во многом меня сформировала): «Поймите такую простую вещь: мы с вами сидим здесь, ночь скоро, и через несколько лет вы вряд ли вспомните, о чем тут шла речь. А ведь любая информация о дне сегодняшнем может быть благодаря вам зафиксирована — или, наоборот, не зафиксирована, и это будет большое упущение.

Когда вы ходите в гости к своим друзьям-художникам, например, на Трехпрудный, не забывайте смотреть по сторонам. У стен стоят какие-то работы, на мольберте еще одна... Записывайте все, что видите, несмотря на то что это просто ваши друзья и вы просто зашли выпить чаю. Не существует незначимых деталей, потому что вы никогда не знаете, в какой момент вам понадобится информация о том, над чем работал художник Валерий Кошляков, условно говоря, 10 марта 1991 года. Для вас в какой-то момент эта информация станет решающей».

Талочкин действительно знал все про всех — и продемонстрировал это наглядно, составляя каталог первой музейной выставки общества «Эрмитаж», которая называлась «Ретроспекция». Наблюдая за его работой над этим каталогом, мы могли видеть, как составляются биографии, как описываются произведения искусства. Это была абсолютно музейная практика.

В 1990 году, когда я была на четвертом курсе, один очень интересный человек предложил мне и моей подруге Милене Орловой работу. Это был Алик Сидоров, который-вместе с Игорем Шелковским придумал журнал «А — Я», а потом, уже в годы Перестройки, основал одноименное общество, куда мы и поступили в штат.

Нашей задачей было составить и издать справочник «Кто есть кто в современном русском искусстве», ни много ни мало. Два года мы с Миленой ходили по мастерским и тщательно записывали все, что в них происходит, расспрашивали художников, как развивалось их творчество, кого они считают своими учителями, на какие эпизоды делят свою карьеру. Что важно, после каждого посещения мастерской мы уносили с собой пакетик материалов, которые можно считать началом архива.

В конце 1992 года мы с Сергеем Хрипуном сделали на основе этих материалов довольно смешную книгу «Кто есть кто в современном искусстве Москвы». В 1993 году вышло ее переиздание, поскольку книга очень быстро разошлась. Я не могу сказать, что она была идеальна, но на ней мы отработали основные методы, которыми пользуются историки, записывающие то, что происходит буквально на глазах.

Примерно тогда же я писала диплом «Московский перформанс», и это тоже была одна из первых в России дипломных работ, посвященных современному искусству. Текстовая часть диплома была для меня менее значимой, чем хроника событий, связанная с развитием художественной акции как жанра в Москве. Наверное, это было еще одним предвестником развития моей дальнейшей карьеры.

Мне стало очевидно, что существует необходимость сформировать информационную базу для других исследователей. Свою роль в этой истории сыграло и то, что у меня врожденная мания собирательства и каталогизации всего, что только можно: я работала в Ленинской библиотеке, в справочно-библиографическом отделе, и в Третьяковской галерее, в отделе технико-технологической экспертизы, где сделала картотеку рентгенограмм, — список легко можно продолжить.

В 2001 году, когда я все еще работала в Третьяковке, ко мне обратилась моя давняя знакомая, художница Елена Елагина, которая знала о моей страсти к архивированию и систематизации. Она предложила мне и моей подруге Юлии Овчинниковой заняться архивным делом в фонде «Художественные проекты», созданном при участии самых важных тогда людей современного искусства Москвы.

Мы согласились и вплоть до 2012 года собирали материалы: Юля снимала выставки на видео; я коллекционировала книги, бумажные документы и фотографии. Это были уже другие времена, гораздо более сложные, чем девяностые: нам надо было зарабатывать на аренду, как-то выживать. Но несмотря на эти сложности, возник довольно большой архив, фактически первый архив современного российского искусства. Позже этот архив перешел в Музей «Гараж».

Читать дальше…


Читайте также:


Саша Обухова:«Только с помощью банды в нашей профессии можно выжить и научиться важным вещам» (интервью порталу T&P).


Cмотрите также: 

Все новости >