Новости факультета
Выбор факультета
17 августа 2021

Алина Сапрыкина: «Мне не хватает сложного отношения к советскому периоду»

Во Всероссийском музее декоративного искусства завершилась выставка «100 историй». Это первый проект, созданный Алиной Сапрыкиной (спикер факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес») после ее назначения на должность главного куратора — заместителя директора ВМДИ (2020). Концепция выставки демократична: сто самых разных предметов из коллекции музея экспонируются с комментариями или воспоминаниями сотрудников музея и известных москвичей — коллекционеров, художников, писателей, политиков, которые рассказывают, почему выбрали из фондов ту или иную вещь.

Разброс экспонатов на выставке значителен. Здесь и народная игрушка, и произведения советских кустарных мастеров, и хрестоматийные работы (например, флакон для духов «Север», спроектированный Казимиром Малевичем), и малоизвестные шедевры (как акварельная серия известного ленинградского дизайнера Бориса Смирнова, где его стеклянные фигурки становятся частью весеннего натюрморта).

Предметы объединяет только хронологическая рамка (1922–1991), но по мере того, как посетители вглядываются в экспонаты, они могут увидеть между ними дополнительные связи. Colta.ru публикует беседу с Алиной Сапрыкиной о том, как создавался проект, и в качестве постскриптума добавляет две истории из ста, которые, как оказалось, имели особенное значение.

Как и когда сложилась идея выставки?

Идея выставки была придумана год назад, когда меня пригласили стать главным куратором Всероссийского музея декоративного искусства. Руководитель музея Елена Титова показала мне наброски существовавшего к тому времени замысла проекта о 100 шедеврах из фондов — удивительно красивой коллекции, которая насчитывает более 250 тысяч единиц хранения предметов, в основном традиционного искусства.

Кстати, в ближайшее время, после проведения музеем нескольких конкурсов и выставок в рамках проекта «Придумано и сделано в России», начинается комплектование по новому направлению «актуальный дизайн».

Как бы то ни было, мне показалось, что выставку о 100 избранных вещах собрания музея можно сделать более актуальной и интересной, если применить к ней подходы, работающие в современном искусстве.

Для начала я предложила не выбирать из всей коллекции вообще, а сконцентрироваться на определенном историческом периоде, а именно советском. На то две причины.

Во-первых, сам музей возник в 1981 году и основа его фондов — лучшие образцы советского декоративного искусства, которые в свое время показывались на всесоюзных и международных выставках и смотрах.

Во-вторых, у музея есть сверхзадача: к 100-летию СССР, в декабре 2022 года, открыть новую постоянную экспозицию, посвященную советскому декоративному искусству.

Читать и смотреть дальше…
Все новости >