Новости факультета
Выбор факультета
27 сентября 2021

Как меняется рынок русского искусства (интервью главы российского отделения Sotheby’s Ирины Степановой)

В Москве в фонде InArtibus проходит выставка-продажа Sotheby’s. Айвазовский, Серебрякова, Нестеров, Краснопевцев, Штеренберг и старые мастера продаются одними коллекционерами другим при посредничестве аукционного дома, но без публичных торгов и объявления цен. Глава российского отделения Sotheby’s Ирина Степанова рассказывает, как устроены частные продажи искусства.

Аукционный дом Sotheby's ввел новый формат продаж русского искусства, подстроившись под мировой тренд, — частные продажи. Этот тренд усилился с момента начала пандемии, когда в аукционных домах увеличился объем частных продаж. Например, у Christie’s в 2020 году частные продажи составили $1,3 млрд (рост на 57% по сравнению с 2019 годом), а общий объем продаж — $4,4 млрд.

У Sotheby’s в 2020 году объем частных продаж достиг $1,6 млрд (больше чем наполовину превысив результаты 2019 года) при общем объеме продаж $3,5 млрд.

Осенью 2021 года глобальный тренд затронул рынок русского искусства. Впервые в России аукционный дом Sotheby’s проводит частные продажи русского искусства, принадлежащие российским владельцам (в формате частных продаж в 2019 году аукцион уже привозил в Москву западноевропейское искусство). Выставленные в зале фонда InArtibus 16 работ происходят из 14 российских коллекций.

Например, «Натюрморт с наутилусом» Яна Давидса де Хема недавно был выставлен в музее Нового Иерусалима на выставке «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз». О том, в чем привлекательность формата частных продаж для коллекционеров, Forbes Life рассказала глава российского отделения Sotheby’s Ирина Степанова.

Ирина, чаcтную продажу работ сравнивают с аукционом Sotheby’s 1988 года, который провел звездный аукционист Симон де Пюри. Что их объединяет? Все работы, выставленные на продажу, происходят из России?

Аукцион 1988 года, к сожалению, еще никто не повторил. Хотя мы мечтаем об этом. Но это важное для нас событие: мы заявляем, что готовы оценивать работы из частных собраний и готовы проводить больше продаж в формате частных сделок в России. Эта выставка, на которой можно приобрести работы по фиксированным ценам.

Торг уместен?

Торг уместен. Но это не аукцион, где определен шаг повышения цены и у вас есть минута на принятие решения. При частных продажах есть запас времени: в течение недели мы показываем работы, но переговоры о покупке продолжаются и после закрытия выставки.

Частные сделки могут обсуждаться довольно долго. Кто-то увидит работы на выставке, расскажет своим друзьям. Частные продажи — удобный и эффективный инструмент, особенно для работ, которые нельзя вывезти на торги.

Здесь нет прессинга времени, как на аукционе, где в борьбе за один лот часто сходятся пять-шесть покупателей, и счет идет на секунды, стартовая цена может вырасти на 200%. В отличие от аукционов, где цены только повышаются, тут можно сыграть на понижение.

Читать дальше…
Все новости >