Новости факультета
Выбор факультета
29 декабря 2021

«Я пришел в RMA, чтобы разобраться в реалиях нашего арт-рынка, и этот мой запрос удовлетворен полностью»

10 ноября выставкой Генри Маштоца и Елены Сотниковой в старинном особняке в Денисовском переулке открылась галерея Reloft Art. Проекту ее запуска была посвящена дипломная работа выпускника факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Александра Анциферова. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию его интервью.



Александр Анциферов во время защиты своей дипломной работы на факультете Арт-менеджмент и галерейный бизнес. Фото: RMA

 

Александр, как родилась идея Reloft Art?

Собственно, и идея, и впоследствии сама галерея выросли из другого проекта. Изначально это был магазин элитной мебели с тем же самым названием – Reloft.

Когда-то мебель эта была исключительно американской, от бренда Restoration Hardware, но теперь ассортимент у нас расширился – недавно мы запустили собственное мебельное производство.

Кроме того, Reloft предлагает разнообразные элементы декора, фурнитуру, светильники, текстиль – все это в дизайнерском, премиальном сегменте.

Собственно, с декора все и началось – дело в том, что помимо американской мебели мы продавали американские и европейские брендовые принты и фотографии.

Работы были представлены в специальном разделе на сайте магазина, но из-за большого объёма информации ими мало интересовались.

Как-то раз мне подумалось, что цены на эти произведения на рынке вполне сопоставимы со средним сегментом молодого российского искусства.

Вслед за этим появилась мысль о том, что хорошо бы создать отдельную онлайн-платформу для более удобного поиска работ: мы выгрузили на нее принты и фотографии от наших топовых брендов и добавили российских художников.

Эта платформа и стала неким праобразом, прототипом будущей галереи. Она сильно упростила жизнь дизайнерам, нашим основным клиентам, а для нас открыло возможности для продвижения в новом сегменте рынка. 

А кому Reloft принадлежит?

Можно сказать, это семейный бизнес. Онлайн - магазин около десяти лет назад запустила Алена, моя жена – она в мебельном бизнесе уже очень давно, с самой ранней молодости, и пока не основала собственную компанию, успела в этой профессии пройти огромный путь.

Запуск Reloft произошел относительно незадолго до нашего с ней знакомства. Алёна часто просила меня решать различные профильные задачи, и через какое то время Reloft начал занимать всё моё рабочее время.


Интервью для сайта RMA. Фото: RMA



В каком качестве?

Вот уже шесть лет, как я работаю арт-директором.

А чем занимались до этого?

С 2008 года я занимался графическим дизайном, профессионально фотографировал, оформлял массовые мероприятия.

Затем плавно переключился на одежду, участвовал в запуске двух брендов придумывал концепции принтов, создавал лекала одежды и работал над брэндбуками.

В этот период времени плотно сотрудничал с художниками – в дальнейшем этот опыт мне неплохо пригодился.

Итак, изначально ваша галерея существовала только в онлайн-формате. А когда и в связи с чем у вас возник план ее физического воплощения?

Он возник позже, уже в период обучения в RMA.

В процессе посещения занятий, в процессе торговли искусством через интернет, я понял, что люди нуждаются не только в большом выборе картин на сайте. Они хотят видеть их, что называется, живьем.

Для того, чтобы выбрать себе в интерьер то или иное произведение, чтобы заказать его примерку, зачастую им недостаточно изображения на экране смартфона или компьютера.

Извините, примерка – это…

Примерка – это когда дизайнер уже создал для клиента конкретный интерьер и теперь подбирает под него конкретное искусство.

Вообще-то в идеале все должно быть ровно наоборот – сначала искусство, а потом, под него уже – интерьер, мебель, но в наших реалиях…

Так вот, когда я понял, что картины клиентам надо показывать вживую, я стал демонстрировать их в шоу-руме магазина, он до сих пор тут же, по соседству находится, в этом же Денисовском переулке.

Тогда возникла другая проблема – очень скоро наш шоу-рум оказался буквально завален картинами. Работы привозили из мастерских, причем далеко не только из московских, и после примерки чаще всего холсты оставались у меня.

В конце концов меня стало напрягать отсутствие свободного места, и в один прекрасный день я решил, что крайне нуждаюсь в новом помещении.

Вскоре увидел объявление на ЦИАН, отсмотрел, и довольно быстро мы этот исторический особняк арендовали, летом этого года – центральную часть, а потом, по мере того, как съехали другие прежние арендаторы, мансарду и часть цокольного этажа – кстати, основной наш шоу-рум тоже переезжает сюда.

Давайте немного об этом особняке расскажем, он же у вас какой-то выдающийся.

Да, действительно. Памятник архитектуры. Три этажа, два верхних – постройка XIX века, а подвал, фундамент – это вообще XVII век, бывшие торговые палаты.

Мы пока более или менее обжили-оборудовали два верхних уровня, но со временем доберемся и до подвала, планы, как его использовать, есть.

Что здесь было до вас?

Непосредственно до нас – дизайн-студия Нади Зотовой. До революции владельцев было несколько – в основном, насколько я знаю, разные бароны и графы.

А в начале прошлого века здесь какое-то время находился приют для состоятельных душевнобольных женщин.

Надеюсь, этот факт ни на чьей психике негативно не отразится. А то у нас коллектив в Reloft в основном женский.

В ноябре ваша галерея открылась выставкой Генри Маштоца и Елены Сотниковой. Почему именно ей? Как вообще вы выбираете художников, с которыми собираетесь сотрудничать? По какому принципу?

Знаете, на данный момент серьезной кураторской амбиции у меня нет.

Я прислушиваюсь к мнению двух работающих с нами искусствоведов, но сам внутренне опираюсь исключительно на визуальную составляющую.

Нравится – не нравится?

Да. Нравится – не нравится. Подходит это к современной мебели, в современный интерьер или не подходит…

То есть, повторюсь: на данный момент у нас нет задачи сказать в искусстве какое-то свое особо веское, запоминающееся слово, превратиться в какую-то мощную, супер авторитетную арт-институцию.

С другой стороны, я профессионально расту вместе с моим проектом и, возможно, через какое то время мне станет тесно в рамках установленной концепции.

Сейчас мы больше – по части декорирования и ориентированы на дизайнеров. Но художники у нас есть вполне серьезные, с некоторыми из них мы уже планируем выходить на ярмарки, по крайней мере – на российские.

Что касается того, почему мы стартовали выставкой Генри Маштоца и Елены Сотниковой… Тут все просто – потому, что с ними у меня уже был определенный успешный опыт – я имею в виду, с точки зрения продаж.


А что именно с этой точки зрения может для современного российского художника считаться успехом? Скажем, сколько стоила самая дорогая проданная вами работа?

Самая дорогая – порядка 800 тысяч рублей.

Это что было?

Это был диптих Ольги Шагиной. Я бы, кстати, ей, возможно, и открылся, но она, честно говоря, уж очень монументальная…

В смысле картины очень большие?

Нет, не то, что большие, но… Она маслом пишет, и цветовая гамма у нее такая – не яркая, в общем. У Лены с Генри в этом смысле живопись более радостная, что ли…

И сами они люди такие – яркие, экспрессивные. Именно для открытия, для первой выставки, для первого впечатления о галерее мне их искусство показалось более подходящим.


Самая дорогая работа, которая сейчас можно купить в вашей галерее?

11 тысяч долларов. Патрик Рубинштейн. Это французский художник, занимается кинетическим искусством.

Мне эта картина досталась на реализацию от одной приятельницы, в свое время она уже была продана через другую галерею, но покупатель, видимо, с ней не ужился …

А о некой средней цене применительно к представленным у вас работам можно говорить?

 Да, думаю – это диапазон от 2 до 5 тысяч долларов. Вот, например, Катя Ходырева, она – молодой, начинающий художник, у нее картины в среднем стоят как раз так… До 200 тысяч рублей на современные деньги.

При том, что диван, на котором мы сейчас сидим, примерно те же 200 тысяч и стоит…

Да, и это – далеко не самый дорогой наш диван. Я понимаю, о чем вы…

Когда я защищал свой диплом, некоторые члены комиссии, в том числе Николай Павлович, тоже высказывались в том духе, что искусство не может стоить дешевле дивана, и рекомендовали расширить ассортимент именно за счет дорогих художников.

Но послушайте, если я сейчас начну ориентироваться на свою мебель, то я вообще не знаю, что здесь должно быть по стенам развешано. Кабакова мне ведь никто не принесет, им другие люди занимаются.

А у меня объективно нет художников, чьи картины стоили бы сильно дороже наших диванов. Может быть – пока нет.

Какой видите перспективу развития галереи? Что дальше?

Дальше – наращивать базу художников. Участвовать в выставках.

Развивать, как я уже говорил, само пространство. Есть, например, план обустроить подвальное помещение под творческие мастерские и лекторий, чтобы можно было там проводить разнообразные занятия, художественные мастер-классы – в том числе, для детей.

Вообще, хотелось бы чтобы эта территория жила не только экспонированием мебели и искусства, а чтобы здесь происходили и какие-то творческие процессы – для меня это важно, я думаю, что это способно какую-то дополнительную жизненную силу вдохнуть в то, чем мы здесь занимаемся.

Какие-то некоммерческие истории тоже возможны, я имею в виду - благотворительные. Один такой проект мы уже осуществили, буквально только что.

У нас семь художников, в том числе достаточно известных – Костя Zmogk, Кристина Агельская, та же Лена Сотникова, расписали елочные шары, каждый – в своей узнаваемой манере.

Мы их продали, а выручку, 138 тысяч рублей, передали в Фонд «Подари Жизнь».

Поговорим об RMA. Почему вы выбрали именно нас? Каких результатов ждали от учебы? И оправдались ли в итоге ваши ожидания?

Выбрал – потому, что для начала сравнил с другими имеющимися предложениями – внимательно изучил учебный план, список спикеров, почитал отзывы.

Транспортная доступность, признаюсь честно, тоже была важна – живем мы неподалеку от вас.

Ну, и потом, конечно, свою роль сыграл, так сказать, исторический фактор – вы на рынке уже очень давно, наша группа была 21-й, так что я, идя в RMA, имел все основания полагать, что программа, по которой мне предстоит заниматься, как минимум – не сырая, а, напротив, продуманная, хорошо обкатанная, доведенная до ума.

Могу сказать, что учиться в Бизнес-школе было очень интересно – поэтому, так, как я к вам ходил, я, наверное, больше не ходил никуда, ни в одно учебное заведение – старался ничего не пропустить и не упустить. Это действительно был полезный для меня опыт.

Что касается того, оправдались ли в целом мои ожидания…

Дело в том, что у меня был вполне конкретный запрос – мне для дальнейшей моей работы необходимо было получить как можно более полное и адекватное представление об арт-рынке, в первую очередь о российском, конечно. Как он устроен, по каким законам живет, кто есть кто на этом рынке, и так далее.

И сейчас я могу сказать, что да, рынок наш я представляю себе очень даже неплохо. Другое дело, что то знание об этом рынке, которое у меня теперь есть, может у кого-то вызвать некий скепсис, даже разочарование.

Но это – совершенно точно не проблема RMA.

А чья?

Я думаю, это проблема в целом нашей страны, нашего государства, нашего общества. Крайняя малочисленность среднего класса, довольно низкий уровень жизни большого количества людей, низкие заработки, низкая платежеспособность. Все это совершенно точно не способствует продажам такого специфического, в общем- то, товара, как искусство.

И потом – большая часть наших людей в принципе не готова принимать и воспринимать современное искусство. И это уже – проблема преподавания истории культуры в школе, в институтах.

До сих пор там все преподносится так, что искусство – это то, что существовало до начала XX века. А потом – «Черный квадрат» - и все, конец искусству!

То есть, с фигуративной историей, с Репиным, Шишкиным, Айвазовским, Саврасовым, вообще со старыми мастерами все обстоит прекрасно – они просты и понятны, они – родные. А как только начинается какая-то абстракция, какой-то концептуализм – все! Все начинает сыпаться…

Так что дело – в отношении, в подходе. Пока подход у нас культивируется такой, какого-то серьезного всплеска интереса к современному искусству в России ждать не приходится.

Беседовал Петр БРАНТОВ

Подписывайтесь на Reloft Gallery в Instagram - @reloft_art
Все новости >