Новости факультета
Выбор факультета
28 сентября 2022

«То, что дала мне учеба в RMA, невозможно заменить никакими книгами, учебниками и блогами»

В сети появилась демо-версия сайта «Арт Холдинг». Это проект директора по развитию креативного агентства ART3D, недавней выпускницы факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Елены Бархатовой, защищавшей его в качестве дипломной работы. О своей учебе в RMA, о том, что ей предшествовало, о концепции, целях и задачах «Арт Холдинга» Елена рассказывает в интервью сайту Бизнес-школы.


Елена Бархатова. Фото из личного архива


Елена, для начала расскажите немного о себе. Я знаю, что вы учились в МГИМО, потом долго работали в PR, а сейчас занимаете должность директора по развитию в креативном агентстве ART3D…

Да, все верно. Я закончила МГИМО по специальности «Связи с общественностью», и первый практический опыт в этой области получила в агентстве «Маслов, Сокур и партнеры», одном из первых PR-агентств России, где я проработала три года.

Это действительно была отличная школа, то, что принято называть «мои университеты» – Михаил Маслов, глава компании, организовывал ее работу в соответствии с лучшими мировыми стандартами.

Самое главное – он учил нас правильному выстраиванию отношений с прессой, требовал, чтобы мы умели создавать и подавать информационные поводы таким образом, чтобы у журналистов естественным образом возникало желание осветить предлагаемые новости и события.

И еще: Миша на всю жизнь заложил в нас кодекс профессиональной порядочности.

Каким конкретно пиаром вы занимались, политическим?

Нет, политический пиар мне никогда близок не был. Хотя в 1999 году, завершая обучение в МГИМО, я защищалась у Алексея Ситникова, одного из ведущих на тот момент специалистов именно в области политконсалтинга, и потом, сразу после выпуска получила предложение о работе в международном отделе Управления делами Президента.

Тем не менее, ни в каких политических кампаниях я никогда задействована не была. Что, на мой взгляд, не сделало мою карьеру в PR менее насыщенной.

Интересных клиентов и ярких проектов было много – от экспедиции инвалидов-колясочников под предводительством Дмитрия Шпаро на Северный Полюс, куда они отправились в специальной одежде компании 3M, защищавшей не только от экстремальных температур, но и от пролежней, до участия в Formula Renault 3,5 и ралли Париж-Дакар спортивных команд «Газпромнефть — смазочные материалы».

Что в той работе для вас было самым главным?

В сфере PR я работала с разных сторон – и как сотрудник агентства, оказывающего услуги по заключенному контракту, и как человек, занимающийся продвижением продуктов компании, находясь непосредственно в ее штате.

Это разная специфика, но и в том, и в другом случае главной целью для меня было – приносить пользу, по возможности, оставаясь при этом малозаметной, непубличной.

По складу характера я, если можно так выразиться, человек закулисья. Люблю все наладить, отстроить, запустить – и отойти в сторону.

На данный момент вы – директор по развитию компании ART3D. Чем она занимается?

Это креативное агентство, оно было основано в 2004 году, примерно с того же периода я знакома с его гендиректором. На данный момент я работаю в компании почти десять лет, также, как и большая часть ключевых сотрудников. То есть, у нас очень тесная, сплоченная команда, и само по себе это многое об ART3D говорит.

Что касается того, чем мы занимаемся. Если вкратце, это – визуальный маркетинг. Это абсолютно крафтовая история, которая рождается на стыке самых современных IT-технологий, высоких производственных мощностей, компьютерной графики и анимации (CG), креатива и огромного опыта команды.

Каждый наш проект поистине уникален, а результат зависит от синергии множества факторов, в первую очередь, так называемых, человеческих: ведь хотя компьютерная графика — это виртуальный мир, но создает его именно человек.

То есть, с одной стороны, мы производим высокотехнологичный инновационный продукт, благодаря чему являемся резидентами IT-кластера Сколково. Но с другой – это настоящее искусство.

Как пример: один из наших любимых проектов, это тизер к предполагаемому фильму о противостоянии людей и машин. Это некоммерческий продукт, который мы сделали несколько лет тому назад просто из любви к CG.

ART3D – C.A.T. [Cyber Animal Technology] from ART3D on Vimeo.

Обратите внимание на пластику ягуара — каждое его движение воссоздано руками человека.

Вот, кстати, об искусстве. И о вашей учебе на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». Какие цели вы перед собой ставили, поступая в Бизнес-школу?

Начать, наверное, нужно с того, что человек без искусства существовать не может – таково мое убеждение, мое ощущение, с которым я живу, сколько себя помню.

Соответственно, отношение к тем, кто это искусство создает, к художникам – у меня всю жизнь было как к людям абсолютно уникальным, Богом поцелованным и нуждающимся во всяческой поддержке.

На момент поступления в RMA я располагала ресурсом – и временным, и финансовым – для того, чтобы эту поддержку реально оказать. Плюс к тому у меня уже была конкретная идея соответствующего проекта, совместного с ART3D, который в итоге был разработан и представлен в моей дипломной работе.

С другой стороны, я понимала, что для того, чтобы осуществить этот проект, мне не хватает профильных знаний, не хватает глубокого, целостного представления о том, как устроена арт-индустрия.

Мне нужно было восполнить этот пробел, нужно было научиться говорить с профессионалами этой индустрии на одном языке.

С этой целью я и пришла в Бизнес-школу.

А почему вы выбрали именно RMA?

А у меня, по сути, и не было выбора. Потому, что школу мне порекомендовал человек, мнение которого я очень уважаю, который сам и учился, и потом довольно длительное время работал в RMA.

Я говорю об Анне Давыдовой, с которой мы в свое время познакомились на проекте «Мастерс».

Ее отзывы – и в целом об RMA, и о факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес», и о его руководителе Николае Палажченко, которого она ценит чрезвычайно высоко – были для меня главным аргументом в пользу поступления.

О целях, ожиданиях, которые вы связывали с учебой вы рассказали. Оправдались ли они?

Оправдались с лихвой. То есть, все, на что рассчитывала, я получила. Но я получила и многое сверх этого – то, чего при поступлении даже ожидать не могла.

Главная моя цель – знакомство с внутренним устройством арт-индустрии, с действующими здесь законами и правилами – была достигнута, причем свои знания в этой области, свой богатейший опыт нам передавали люди совершенно выдающиеся, и уже одно присутствие этих имен в программе говорит о высочайшем ее качестве, о репутации, о реноме Бизнес-школы.

Директора практически всех ведущих музеев – Зельфира Трегулова, Марина Лошак, Елизавета Лихачева, Анна Трапкова – такому составу преподавателей можно только поаплодировать.

И то же самое можно сказать о спикерах – галеристах, с которыми мы общались много и тесно, причем общение это зачастую проходило непосредственно в галереях, совершенно открыто, без всякого с их стороны снобизма, практически на равных.

Приятным бонусом оказалась атмосфера, сложившаяся внутри нашей группы. Несмотря на разницу возрастов, все мы передружились, и сейчас по-прежнему общаемся.


Елена Бархатова (вторая слева) с одногруппницами после защиты дипломных работ. Фото: RMA


Такому сближению, кстати, способствовали довольно частые практические занятия. Когда нас разбивали на команды, перемешивали, и мы должны были совместно что-то придумывать, решать кейсы, разрабатывать планы. Это действительно было очень продуктивно, очень нас сплачивало.

Вообще, это удивительно, конечно, но за год в RMA, я приобрела примерно столько же новых друзей, хороших знакомых, людей мне созвучных, сколько и в течение пяти лет, проведенных в свое время в институте.


Елена Бархатова во время защиты дипломной работы. Фото: RMA


Давайте поговорим о проекте онлайн-платформы «Арт Холдинг», который вы защищали в качестве дипломной работы. В чем основная идея?

Ну, сейчас прообраз этой платформы уже можно увидеть в сети, недавно мы запустили демо-версию.

У нее несколько функций, но главная – та, о которой я уже говорила – поддержка художников, галерей и музеев – прежде всего небольших и региональных, то есть тех, для которых запуск собственного онлайн-ресурса – задача слишком затратная.

Главная идея платформы в том, что здесь художник или галерея могут представить потенциальным покупателям свои графические или живописные работы, не платя ресурсу комиссию за размещение или продажу, в то время как существующие аналогичные сайты берут с них 30 процентов, и это – минимум.

То есть, это сугубо благотворительная история?

Честно говоря, задумывалась она именно такой – благотворительной, социально ориентированной.

Но Николай Павлович Палажченко настоял на том, что проект, представленный для защиты в Бизнес-школе, просто обязан быть бизнесовым – то есть, как минимум, самоокупаемым.

Именно поэтому, в частности, я отказалась от регистрации в качестве НКО в пользу ООО, и сейчас разрабатываю схему монетизации проекта с целью получения средств на его развитие и организацию оффлайн мероприятий, в том числе вернисажей.

Если речь идет о бизнесе, но с художников и галерей вы платы за пользование ресурсом не берете, за счет чего тогда будет происходить монетизация?

Она будет происходить за счет системы платных подписок для пользователей: это небольшие разовые или регулярные платежи - от 99 до 999 рублей - за дополнительные услуги, перечень которых сейчас разрабатывается.

Как вы намерены продвигать свою платформу?

Тут все традиционно. Контекстная реклама, СЕО продвижение, коллаборации с различными институциями в сфере искусства, привлечение к сотрудничеству неформальных лидеров общественного мнения.

Плюс мы планируем создание достаточно авторитетного экспертного совета для отбора представленных на сайте работ. Входящие в него специалисты тоже станут трендсеттерами проекта.

Какова экономика «Арт Холдинга»? Какие средства требуются для запуска? Когда планируете выйти на самоокупаемость?

Все эти расчеты содержатся в моей дипломной работе. На то, чтобы окупиться, проекту потребуется не менее 4-5 лет.

При этом ежегодные инвестиции должны составить около 7 миллионов рублей.

Какой будет средняя цена представленных на вашем сайте работ?

Согласно американской и европейской статистике, средняя цена художественных произведений, продаваемых онлайн, составляет до тысячи евро. Думаю, у нас, особенно с учетом того, что мы, как я уже сказала, ориентированы прежде всего на молодых художников и небольшие галереи, цифры будут похожие.

У меня вопросов больше нет. Но может быть, я не спросил чего-то такого, о чем вы сами хотели бы сказать. Тогда скажите…

Я хотела бы еще раз поблагодарить RMA – прежде всего за полученные знания и профессиональные контакты.

То, что мы здесь получили, это без преувеличения уникально. Это нельзя заменить чтением никаких книг, учебников или блогов.

Учиться здесь было огромным удовольствием, и эта учеба действительно дала мне многое.

Да и не только мне – многие мои одногруппники, которые при поступлении в RMA ставили перед собой задачу освоиться в новой для себя сфере, смогли конкретизировать свои цели, посмотреть на задуманный проект с разных сторон, получить экспертную оценку.

Желаю всем нам продуктивной осени, а тем, кто только поступает в RMA, насыщенной программы и интересных встреч!
Все новости >