На Винзаводе начинается курс арт-менеджмента, на который наконец-то не жалко времени

На «Винзаводе» начинается курс арт-менеджмента, на который наконец-то не жалко времени

Количество лекций, мастер-классов и спецкурсов околокультурной тематики не оставляет никаких сомнений в том, что занять себя многим из нас катастрофически нечем. Школы искусств как появляются, так и исчезают, не дав ни уму, ни сердцу, ни арт-процессу (за редким исключением, вроде уже зарекомендовавших себя кузницами кадров Школы Родченко или Института проблем современного искусства) ничего хорошего. Между тем у нового курса RMA «Арт-менеджмент и галерейный бизнес»при участии ЦСИ «Винзавод» есть все шанcы пополнить ряды действующих, а не праздно шатающихся по лекциям, лиц современного искусства. Во-первых, курировать группу будущих организаторов арт-процесса будет Николай Палажченко, он же Спайдер, известный арт-дилер, знаток арт-тусовки, вложивший всю свою недюжинную энергию в создание уникальной зоны современного искусства «Винзавод». До начала занятий остались считанные дни, и чтобы увидеть своими глазами, куда и за кем поведет будущих арт-менеджеров Спайдер, в зале ДНК Дома художника организовали круглый стол под спорным названием «Кто рулит современным искусством?».

За совершенно некруглым столом, водруженном на угловатые подмостки, сидели семеро не последних представителей московского современного искусства. Николай Палажченко собрал достойный набор из двух художников (Сергей Шутов и Арсений Жиляев), двух кураторов (Юлия Аксенова из ЦСК «Гараж» и Анастасия Шавлохова), одного галериста (Дмитрий Ханкин из «Триумфа») и даже одного директора ярмарки «Арт-Москва» (Виктория Кондрашова).

В зале собралось на удивление много людей. Все прозвучавшее можно изложить в трех-четырех, максимум в пяти тезисах, что я и рискну сделать своими словами:

1. Главное в искусстве — это художник, и точка.

2. Менеджмент искусству необходим, как сервис кухне. Тетушка Хадсон — Шерлоку Холмсу. И Малыш — Карлсону. И друг без друга им довольно худо.

3. Даже если кое-где у нас порой многие совмещают функции художника, куратора, арт-менеджера и галериста, все больше идет процесс дифференциации одного от другого. И это хороший признак формирования рынка.

4. На вопрос, могут ли благодаря наличию хороших арт-менеджеров появиться хорошие художники, парадоксально прозвучало «да». Впрочем, в современном искусстве от осинки легко могут родиться апельсинки.

5. Ну и, наконец, шокирующую реальность открыл Дмитрий Ханкин, сказав несколько раз слово «швах» и «стагнация» применительно к экономической ситуации в стране. «Швах» был единогласно признан на ближайшие два года как константа и условия культурного существования.

После столь чудесного круглого стола некоторые прыткие менеджерицы стали настаивать, чтобы все же озвучили, какие книжки стоит читать. Николай назвал важнейшую, на его взгляд, книгу для всех, кто хочет понять что-то не только в современной культуре, но и в жизни – «Философия от А до Я» Энди Уорхола. Энди Уорхол был назван наряду с Дэмиеном Херстом характерным и каноническим примером художника и одновременно арт-менеджера. А художник Шутов посоветовал: «Копите деньги и больше путешествуйте по выставкам и биеннале. Так вы узнаете об арт-менеджменте больше, чем прочитаете где бы то ни было».

«После звонка» все стали разбегаться, но те, кого удалось поймать, рассказали мне о своей потенциальной пока менторской позиции.

Дмитрий Ханкин как всегда в ударе: «Конечно, я могу научить кого угодно чему угодно, но нечему учить! Я этим [современным искусством] занимаюсь, потому что мне все равно, я не на нем деньги заработал. Я пришел из антиквариата. И как у любого профессионального старьевщика у меня есть азарт: найти на грош пятаков. И все это переносится на менее ритмичный, заорганизованный, обставленный табу и запретами мир современного искусство. Но я комфортно в нем себя чувствую. Я знаю три комбинации, у меня загнутая клюшка, обмотанная изолентой, у меня большой вес и я на коньках стою уверенно. Если со мной столкнуться, то я снесу скорее всего. Стою за воротами всегда на добивании. Чему учить-то? Стань за ворота, держи клюшку в руках, поехали! Ты что думала, это хоккей? Дура, это керлинг! Давай натирай!»

Юлия Аксенова — куратор «Гаража», от которого на сегодня осталась одна администрация и громадье планов, рассказала: «Эффективный менеджер — это когда ты доверяешь человеку, знаешь, что все будет сделано в сроки, правильным образом, и что он тебя понимает. Очень важно, чтобы между куратором и арт-менеджером было понимание, и это можно воспитать. А сейчас у нас один куратор и много-много менеджеров, но благодаря этому, мы, надеюсь, откроемся, в июне».

А вот и Арсений Жиляев – краса и гордость «новых скучных». На самом деле он не такой уж и скучный, а довольно страстный боец контемпорари-фронта и энергичный организатор выставок в нарочито скучных формах. Например, сейчас вместе с Ильей Будрайтисом запускает тоже образовательный междисциплинарный проект «Педагогическая поэма» в музее «Пресня». Менеджер поневоле признается, что другой его проект на «Фабрике» — «Красная Новь» — буксует. «Задумка была показывать художников, вовлеченных в политическую борьбу, причем не на уровне высказывания типа попу показать на площади, а работающих с программами, структурами. Все это нужно, а вот последние скандалы мне как художнику противны. Да, нужно поддерживать Pussy Riot как политических заключенных, но у нас столько других политических заключенных... Позиция куратора предполагает нейтральность, а я жестко модерирую. Я давлю на художников. И есть пробуксовка. Я сам — художник. И нуждаюсь в профессиональных арт-менеджерах и кураторах катастрофически».

Возле гардеробной стойки ЦДХ Николай Палажченко разложил курс «Арт-менеджемент» на составляющие: «В нем три основные направления: про искусство, общеуправленческие вещи и специфику работы с искусством — особенности логистики, хранения, финансов, страхования и налогообложения. Даже в поверхностном виде такое сочетание наиболее правильным образом выстраивает мышление тех специалистов, которых мы будем обучать.

В чем ваше преимущество перед другими курсами?

А мне насрать, я не изучал опыт конкурентов. Ну а вообще все очень просто. Это очень круто, потому что у нас будут мастер-классы всех самых главных практиков. И я бы никогда не согласился делать образовательный курс иначе. RMA во всех других сферах делают упор на практику. Я против образования, я — за практику. Это антиобучение. Все, кто делает ставку на академическое образование, десять раз перевернутся в гробу и будут страшно плеваться. Мы все делаем неправильно, но это делают практики.

Где будут проходить занятия?

В разных местах. В первую очередь на «Винзаводе», но не только. У студентов будет возможность посмотреть, как все устроено, полазать по запасникам музеев, посмотреть, как лифты музеев устроены, какие там подвалы.

А сколько это стоит?

70 тысяч руб. У нас осталось буквально несколько мест. Причем очень много девушек. Девушек я бы пригласил на следующий курс, который стартует осенью. А мы бы хотели еще набрать несколько молодых людей, и, по-моему, после сегодняшнего мероприятия, нам это сделать удастся. Самые успешные люди в этой профессии всегда мужчины, сделавшие самые феерические карьеры, а учится этому больше всего женщин.

А кого из преподавателей будут больше всего видеть студенты?

Каждый мастер будет читать одну-две лекции. А мое дело менеджерское, что мне с ними сидеть, сопли подтирать? Да, я куратор курса, но у меня нет амбиций папочки. Половина студентов старше меня и с более качественным базовым образованием, и я этому безумно рад. Но в этой сфере у меня опыта больше.

В общем, первый, короткий курс «Арт-менеджмент» — это как если по захватывающему дух миру художественной ярмарки вас проведет человек, который знает все и всех. Подведет за ручку, познакомит и даст пообщаться пару-тройку часов. Если запомните все и всех по максимуму, считайте, что вы сделали шаг на пути к тому, чтоб порулить искусством.

Фото: Иван Кайдаш

МАРИНА ФЕДОРОВСКАЯ / АРТ

все публикации >

Источник: Interview / 14 марта 2012 года