На Винзаводе начинается курс арт-менеджмента, на который наконец-то не жалко времени

Покровитель уличных художников Стив Лазаридес пообещал в 2014 году привезти в Россию выставку

Стив Лазаридес во время лекции в Москве в рамках школы RMA на Винзаводе, 18 апреля 2013

автор Nastassia Astrasheuskaya 

Стив Лазаридес (Steve Lazarides), один из ведущих мировых галеристов и кураторов, владелец Lazarides Gallery и The Outsiders проводящий около 40 выставок в год, первооткрыватель уличного «хулигана» Бэнкси, а ныне представитель более 30 художников, на этой неделе посетил Россию. В Москве он прочел лекцию о современной галерейной деятельности в рамках курса «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA на Винзаводе, а также повстречал местных уличных художников и даже начал работу над будущей выставкой в России. О еще сырых планах большого шоу в Москве, о том, как в его глазах стремительно развивается качество стрит-арта в России и чего еще не хватает местному современному искусству, Лазаридес рассказал в интервью ARTINFO Russia

Каким вам видится уличное искусство в России? 

Когда я был здесь 3 года назад, его не было особенно много, но то, что я увидел в этот раз, мне показалось достаточно серьезным и сложным. То, что можно встретить на улицах – устаревшее граффити, но то, что эти граффитчики делают помимо этого – все на очень достойном уровне: работы на холстах, инсталляции. Я очень жду сотрудничества с некоторыми из них. 

Вы уже с кем-то из русских работали? 
Нет, но буду. Я увидел пару художников, которых я нашел очень интересными. 

Все из Москвы? Да, я полагаю. 

А вы бывали в других частях России? 

Я как раз и говорил привезшим меня ребятам из RMA, что в следующий раз хотел бы посетить другие регионы, не только Москву. 

В чем заключалась цель вашего приезда в этот раз? 

Прочесть лекцию в RMA, а также наладить контакты с местными людьми, разработать какие-то совместные программы. Чтобы вскоре привезти сюда моих художников и показать тех, кто мне понравился здесь, в Великобритании, осуществлять культурный обмен. 

А вы уже как-то представляете своих художников здесь? 

Нет, но я очень хотел бы привезти сюда одну из наших полноценных выставок, эдакую Lazarides production. 

Это планируется? 

Да, наверное где-то в будущем году, но пока все на самой начальной стадии. 

Кого представите здесь? 

Я еще не уверен, думаю спектр художников, с которыми мы работаем, Конора Хэррингтона (Conor Harrington), Дага Фостера (Doug Foster), Vhils, JR. Не знаю, правда, какая у них программа. Также Люси Маклохлан, которую недавно показывала галерея «Триумф». Достаточное количество людей. 

По-вашему, в России есть аппетит к подобному уличное искусство? 

Другого места, где бы искусство так определялось национальной принадлежностью, я еще не встречал. Когда мы работаем с американским стрит-артом, мы его не называем «американским», мы описываем его как «аутсайдерское» или «граффити», или «уличное». Думаю, люди во всех столицах мира очень открыты к этому виду искусства. Вряд ли оно определяется национальностью и нацией. Оно позволяет большому количеству людей, которые не обязательно себя относят к ценителям искусства, посетить такие шоу. В то же время, оно находит отклик и среди самых крупных коллекционеров искусства в мире. 

К тому же, я совсем не ожидал, что около 200 человек придет на мою московскую лекцию, поэтому у меня есть ощущение, что мы можем что-то сделать здесь и показать искусство в другом свете. Мы делаем какие-то вещи совсем иначе, думаю здешней аудитории это очень понравилось бы. Я не боюсь трудностей, не боюсь провала, я предпочитаю приехать, попробовать и посмотреть, что из этого выйдет. Мы можем упасть лицом в грязь, а можем иметь невероятный успех, кто знает? 

Когда я приезжал 5 лет назад, здесь не было такого мощного подпольного течения художников. Было искусство высшего ранга, которое продавалось за неимоверные суммы денег, а под ним ничего особо и не было. А теперь есть ощущение, что существует очень последовательное и стремительное подводное течение. 

Что поспособствовало его быстрому развитию? 

Может быть, это благодаря социальным переменам. Я, кстати, в последние годы путешествовал в Китай и замечал там такие же социальные перемены. Думаю, и там, и здесь появилось новое поколение, которое делает свое искусство. 

У вас есть русские клиенты? 

Да есть, но их не так много. У нас интернациональная клиентская база, от Казахстана и России до Америки и Австралии. По большей части, определяющий момент – это образ мышления. Наши клиенты очень открыты в суждениях и заинтересованы в покупке новых форм искусства. 

Вы как-то сказали, что уличное искусство берет начало в коммунистических постерах. По-вашему, в России это наследие еще влияет на искусство? 

О да, и в России, и в Китае очень развиты визуальные традиции. Само коммунистическое государство было очень мощным произведением искусства. И я не думаю, что такие вещи легко стираются в сознании нации. 

Как это искусство развивается здесь в сравнении с Китаем? 

Немного по-другому, так как социальные классы разные. Думаю, еще 10 лет назад в этих местах трудно было бы выжить лишь создавая искусство. Но теперь появился средний класс, который позволяет художникам творить, а народу покупать. Рынок начинает стабилизироваться. Раньше же художники вынуждены были эмигрировать из России или Китая, чтобы заниматься тем же. Теперь это можно делать не только в Нью-Йорке или Лондоне, но и в Москве и Пекине. Я оптимист. 

Искусство достаточно быстро развивается, чтобы вы открыли здесь галерею? 

Я как раз и приезжал сюда 5 лет назад, чтобы исследовать этот вопрос. Но сперва не сложилось с местными партнерами, потом началась суматоха в Лондоне, и вопрос ушел на второй план. Но я постоянно смотрел на разные места в мире, где бы я мог продолжить деятельность. Главное для меня, не навязывать западное искусство россиянам или другим народам, не быть экспортером, а осуществлять обмен искусством. 

Какого вы мнения о сегодняшних российских галереях? 

Из того, что я заметил, здесь очень большое количество посетителей в галереях в любой день недели, в любое время. Кажется, здесь у людей есть желание идти и смотреть искусство. А значит, если народ будет продолжать приходить, количество этих мест будет увеличиваться. 

Чего не хватает современному искусству в России? 

Я не думаю, что конкретно в России чего-то не хватает. Везде люди слишком боятся рисковать, занимаясь чем-то новым, и слишком боятся того, что уже существует. Они подписываются под тем, как должно быть. То есть все хотят белые стены и бетонный пол и в них пускать только элиту, заставляя основную массу смущаться и думать, что им вход запрещен. Это типичная коммерческая галерея. Мой же подход в том, что галереи должны служить музеем для тех, кто не может себе позволить пойти в таковой. 

Нет веселья, а оно необходимо, чтобы люди приходили. Оно отсутствует не только в российский галереях, но и по всему миру. У многих очень холодный, клинический подход, так что людям трудно туда приходить. Я совсем не принимаю такой стиль. Но есть здесь и многообещающие галереи, я не так много выставок посмотрел, но сами места и общий дух у них хорошие.

все публикации >

Источник: ARTINFO Russia / 19 апреля 2013 года