На Винзаводе начинается курс арт-менеджмента, на который наконец-то не жалко времени

Александр Шаров: «Сингапур лучше Аризоны»

Этой осенью московской галерее «11.12» исполняется десять лет. Ее основатель Александр Шаров рассказал о том, как поменялись его вкусы и интересы за это время, о филиале галереи в Сингапуре, о важности участия в международных ярмарках и о том, как воспитать новое поколение галеристов.

Лицо галереи «11.12» менялось со временем: от фигуративного искусства вы уже немного отошли. Можно ли сейчас выделить общее направление, в котором работают ваши художники?

Прежде всего мы представляем искусство XXI века, наших современников. Художники работают в разных медиа: живопись, цифровое искусство, скульптура, инсталляция. С момента основания галереи в 2006 году мы по большей части сотрудничали с такими авторами как Алексей Алпатов, Владимир Семенский, Петр Бронфин, Семен Агроскин, Василий Слонов, Дамир Муратов, Игорь Тишин, Макс Башев, Наталья Залозная, Ольга Муравина. С этими авторами мы прошли самый сложный период в жизни галереи — ее становление. Они многому меня научили, помогали составлять экспозиции, интегрироваться в профессиональное сообщество. В 2012 году в интернете я наткнулся на страничку Вовы Марина, где он публиковал свои экспериментальные работы. Мне понравилось, и с этого момента я стал присматриваться к молодым авторам. Сегодня галерея «11.12» сотрудничает с Глебом Скубачевским, например, с Ильей Федотовым-Федоровым, чьи работы несут в себе одновременно черты минимализма и абстракции.

То есть новые имена находите в основном в интернете?

Основной источник — интернет. Нам пишут по электронной почте. Мы слушаем рекомендации авторов, с которыми работаем. Кроме того, это наши походы по мастерским, выставкам, ярмаркам, биеннале. Мы смотрим и слушаем, снова смотрим и обсуждаем.


У галереи три этажа площадью около 200 кв. м, много сил уходит на поддержание ее в порядке?

Поменять цвет стен, пола, использовать пространство под лестницей — вроде бы бытовые мелочи, но они очень сильно влияют на впечатление от выставки.


А поделитесь, откуда появились средства на открытие сингапурской галереи?

Сами понимаете, галерея, тем более когда она на начальном этапе, не может сама себя окупать. Как правило, это личные сбережения галеристов либо привлечение спонсоров или партнеров. Есть бизнес, который помогает мне тратить деньги на эти галереи.


Исходя из пятилетнего опыта работы филиала, вы могли бы выделить какие-то тенденции на азиатском арт-рынке?

Он отличается очень сильно. Надо понимать ментальность русских и ментальность сингапурцев. По большей части население Сингапура — англоговорящие китайцы, которые принесли китайскую культуру и традиции на новую землю. Например, там очевидно почитание старших и авторитетов. Если, например, старейшине общины либо чиновнику понравились работы художника, то все подчиненные и простые обыватели будут стремиться приобрести его произведения любой ценой. Сингапур — молодое государство, не обладающее историческим культурным наследием. Ему всего 50 лет. На таком этапе при мощном росте экономики культура не может сразу же сформироваться. Да, есть традиционная китайская культура, но это все на уровне нашего лубка, народных ремесел. Все остальное в Сингапуре привозное. И пока нет чего-то своего, используют лучшее из того, что предлагает международное сообщество. Хотя сингапурцы стремятся сформировать и собственную культурную среду. Например, NTU School of Art, Design and Media — школа городских искусств, которая воспитывает музыкантов, кинематографистов, художников, деятелей театра. Тем самым она готовит новое поколение, что в ближайшем будущем даст свои плоды.

Ваше участие в ярмарках окупается?

Не всегда. Но если ты на этом рынке засветился и нашел свою клиентуру, то да, окупается. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы вернуть потраченные средства. Но, повторюсь, нам важно, чтобы нас узнавали. Поэтому, например, в позапрошлом году мы приняли участие сразу в шести ярмарках: год начался в Сингапуре, потом были Нью-Йорк, Вильнюс и Базель (ярмарка Scope) , за ними Пекин и Майами.

Расскажите, какой будет ваша юбилейная осенняя программа?

В сентябре нашей галерее исполняется десять лет, и сезон будет очень насыщенным. Стартуем мы 6 сентября открытием персональной выставки Рината Волигамси в Центре современного искусства «Винзавод». Художник добавит к своим живописным работам объекты из металла, должно быть очень интересно. Эта выставка будет самой долгосрочной — продлится два месяца. Через пару дней после ее открытия, 8 сентября ждем всех на ярмарке Cosmoscow, где мы представим Рината Волигамси и Василия Слонова. А 13 сентября пройдет Вечер вернисажейна «Винзаводе». Мы также будем участвовать в биеннале стрит-арта «Артмоссфера». Готовим спецпроект Славы Птрк. Это будет выставка в галерее, выходящая на территорию ЦСИ, и в ней мы также задействуем проект «Винзавода» Стена. Беспрецедентный случай, чтобы один художник так широко и мощно был представлен на «Винзаводе».

Кстати, о стрит-арте. На ваш взгляд, у него хороший инвестиционный потенциал?

Вот вам пример. Я участвовал в Art Miami New York. Contessa Gallery из Огайо привезла Mr. Brainwash, Keszler Gallery из Саутгемптона представила куски стен с граффити Бэнкси. И все это продавалось за колоссальные суммы. Стрит-арт активно переходит в галерейный формат, обретая статус изобразительного искусства. Если вы зайдете к нам в галерею, посмотрите на работу Славы Птрк (она скоро отправится в коллекцию Андрея Малахова). Это старый советский утюг, на гладящей поверхности которого изображен пионер, — такой галерейный инсайд-формат. И это хорошо продается.

А какова, по опыту вашей галереи, сегодня покупательская способность?

Все подвержено сезонам. Например, летом Москва полупустая, но есть иностранцы, которые посещают галереи. Конечный результат — это финальные продажи. Даже если гость галереи не купил работу, а просто заинтересовался и оставил свои данные для связи, сохраняется потенциал. Ты понимаешь, что позже сможешь пригласить его к себе на ярмарку в Европе или Америке.


Российский покупатель сейчас более вдумчив при приобретении галерейных работ?

Да, конечно. И эта тенденция будет только нарастать. Все выезжают за границу, все общаются между собой, и доступ к ресурсам свободный. Существует, к примеру, огромное количество дизайнеров, которые учитывают самые новые тенденции и рекомендуют их заказчикам. Плюс подросло поколение тех, кто стал всерьез интересоваться современным искусством, молодые кураторы и коллекционеры. Ведь сегодня ни в одной общеобразовательной школе не преподается современное искусство, нет даже такого раздела в учебной программе, максимум, о чем рассказывают, — это классика, Валентин Серов. Но даже при отсутствии таких программ вырастают люди, которые интересуются, которым все это нужно.

А вы продолжаете преподавать в бизнес-школе RMA, устраиваете бизнес-игры?

Да, я провожу в галерее практические занятия для арт-менеджеров. На последней встрече мы играли в сотрудников галереи, тренинг был посвящен очень узкому сегменту — продажам произведений искусства. Надеюсь, что студенты ушли с пониманием того, что это очень интересно, хотя и непросто.

все публикации >

Источник: The Art Newspaper / 6 октября 2016 года