Истории успеха

Выбор факультета
16 июня 2015
Владимир Липницкий, основатель проекта We Art

Владимир Липницкий, основатель проекта We Art

«RMA помог мне прийти к какому-то общему пониманию внутренних процессов в этом бизнесе. Хотя ничто не заменит практического опыта, учеба, безусловно, принесла свои плоды. Например, была полезна прикладная информация: о транспортировке искусства, о страховании. Еще запомнились мастер-классы Елены Селиной и Айдан Салаховой, которые рассказывали жизненные истории об отношениях с художниками, а Кристина Штейнбрехер интересно и правильно говорила о рынке в целом».

Выпускник первой группы «Арт-менеджмент и галерейный бизнес», основатель проекта WE ART Владимир Липницкий организовывает выставки художников в галерее на Николиной горе. Нашему сайту Владимир рассказал о плюсах и минусах галереи не в центре Москвы и о том, где найти интересных художников.

Расскажите о галерее: когда и зачем она открылась, и почему выбрано такое далекое от центра место?

Поселок Николина гора - легендарное место, здесь витает совершенно особый дух, со времен его основания в 20х годах XX века здесь жили и живут ученые, музыканты, художники и их потомки. Галерею, которая тогда называлась «Гараж», открыла моя мама Инна Липницкая в 2007 году в здании советского гаража 1938 года. На мой взгляд, именно галереи здесь всегда не хватало. «Гараж» быстро стал неким центром местной жизни. Александр Акилов, Ольга Солдатова, Анушка Броше, Дюдя Сарабьянов, Герман Виноградов – это только малая часть художников, которые выставлялись и участвовали в проектах галереи за последние восемь лет ее существования.

То есть у вас детство проходило среди искусства?

Именно. Мой отец Александр Липницкий - бас-гитарист группы «Звуки Му» и коллекционер, в доме всегда было много гостей, проходили концерты, приезжали художники и музыканты: Сергей Бугаев Африка, Георгий Гурьянов, Борис Гребенщиков, Света Виккерс. Это было прекрасное детство!

В какой момент вы стали участвовать в деятельности галереи?

До того как подключится к деятельности галереи я вместе с двумя единомышленниками основал независимый сайт о современном искусстве, этот проект быстро перерос в кураторскую группу и непосредственные мероприятия, которые мы организовывали на площадке галереи «Гараж».

В начале марта 2012 года мы сделали первый фестиваль We Art Weekend, в котором участвовали Устина Яковлева, Таня Пёникер, Настя Кубрак, Лена Товалева, Илья Петрухин, Аполлинария Броше, Полина Скоч и Кирилл Преображенский c проектом TVIDIOT. Художникам Они представляли живопись, графику, фотографию, скульптуру, видео, им была предоставлена полная свобода в выборе тем и материалов. Эту выставку мы проводили, в основном с целью познакомиться и определить дальнейшее направление развития.

Уже в июле того же года мы представили двухдневный мультидисциплинарный проект «Визуализация звука», где художники «писали с натуры» самые разные звуки. К каждой работе прилагалось звуковое сопровождение – гости могли сопоставить свои ассоциации с работой автора. В выставке приняли участие Герман Виноградов, Света Виккерс, Дмитрий Дюков, Ольга Солдатова, Устина Яковлева, Алексей Дубинский, Оля Кройтор и другие, всего около 30 участников. Второй день был посвящен музыке, где Александр Липницкий собрал на одной сцене Алексея White Белова и группу «Удачное приобретение», «Вежливый Отказ», «Отзвуки Му», Blast, «Министерство Психоделики» и др.

Когда галерея «Гараж» стала называться We Art?

В октябре прошлого года (2014) мы решили вдохнуть новую жизнь в деятельность галереи и усовершенствовать пространство, а вместе с этим и изменить название. На протяжении последних трех лет в галерее на Николиной горе я активно организовывал выставки и фестивали, в рамках проекта WE ART, поэтому ребрендинг галереи был только вопросом времени.


Как продвигаете галерею?

Сегодня главной площадкой продвижения является интернет-анонсы о наших выставках. Интервью с художниками появляются на самых разных сайтах, блогах, интернет-версиях Interview Russia, Артгид, Buro24/7, 365Mag и др. Главное в продвижении – установление прямого контакта, на вернисажах мы всегда рады знакомству с новыми гостями, друзьями друзей, коллекционерами, критиками и другими галеристами.


Сколько человек в команде?

Костяк команды состоит их трех человек: Мариам Коберидзе, Анна Гвасалия и я. Анна занимается PR деятельностью и работой со СМИ, мы же с Мари курируем выставки и работаем над развитием других направлений галереи, о которых я с удовольствием расскажу уже совсем скоро.


Я знаю о нескольких проектах, которые вы проводили в Москве. Расскажите о самых интересных?

В Москве у нас было три проекта: в мае 2014 года в Солянке мы представили графику андеграундных художников в рамках проекта SWOPPIT (swoppit.org), вечеринка прошла при поддержки Candy’s Bros. Осенью следующего года мы открыли персональную выставку Ивана Лылова #ЭмоцияКакКультурнаяЦенность, в пространстве кафе IssMag, где на протяжении месяца гости расставляли самоклеющиеся хештеги с эмоциями, создавая под каждой работой своеобразную книгу отзывов – это был первый проект совместный с Мариам Коберидзе. Подобные массовые мероприятия в центре города позволяют нам познакомить с творчеством молодых художников максимальное количество людей в самых разных пространствах от клубов до кафе, альтернативных строгому галерейному стилю.

Но самым интересным опытом была персональная выставка Ильи Федотова-Федорова в ноябре 2015 года, где мы выступили партнерами Московского музея современного искусства и «Свободных Мастерских», предоставив работы из коллекции галереи и аудиоинсталляцию к выставке от музыкальной лаборатории Inc.Replica. К открытию была выпущена лимитированная серия пластинок с саундтреком, которая сейчас находится у некоторых наших коллекционеров и друзей музыкантов.


Как происходит отбор художников?

Наш основной плюс - это молодость и гибкость, в том числе и при выборе художников, отбор проходит самыми различными путями - мы ищем сами, посещаем выставки и мастерские художников, кто-то  пишет на нашу страницу в Facebook. А в ближайшее время мы запустим сайт, где будет доступна удобная форма для подачи заявки.

В итоге выбор всегда субъективен, как и все в этом мире, проект должен отвечать нашему представлению об актуальном искусстве.


Молодых художников, которые хотят персональную выставку, только в Москве – сотни, если не тысячи. Как найти достойных?

В этом процессе необходимо учитывать множество факторов: от качества работ, их актуальности, до личных качеств самого художника, но, в конечном счете, выбор всегда интуитивен.


Мне кажется, у любого галериста есть тщеславное желание воспитать звезду, быть первыми, кто разглядел талант художника, который потом будет стоить миллионы. Хотите так?

Конечно, мы этим и занимаемся.


А что охотнее покупают и покупают ли?

Покупают, галерея и существует за счет продажи работ. За годы существования мы делали выставки художникам, которые работают в самых разных техниках: от живописи и графики до фотографии и инсталляции. С каждым годом коллекционеры все больше расширяют поле своего интереса, так же появляются молодые ценители искусства, которые предпочитают сложные концептуальные работы молодых авторов. Мы не делаем ставку на определенный формат или масштаб, на каждую работу всегда находится свой покупатель.


А какой порядок цен на работы художников в галерее, если это не секретная информация, конечно?

Какие секреты, сегодня цены на искусство самая интересная и обсуждаемая из тем! Мы занимаемся молодыми художниками – арт-стартапами, так сказать, цены начинаются от 15 тысяч рублей за графику и могут достигать 300 тысяч, если у художника уже есть хорошая выставочная история, премии или особые технологии производства. 


Окупается ли галерея?

Мы организовываем выставки исключительно на средства от продаж работ и частные заказы. Аренда у нас небольшая, к созданию выставок мы подключаем партнеров, открытия тоже поддерживают наши партнеры, такие как  Jagermeister, ABSOLUT, DOROGOBOGATO.


Как вы ищите партнеров для своих мероприятий?

Каждый проект имеет свое особое настроение, вот мы и приглашаем партнеров, чей бренд коррелируется по концепции и идеи. Например, выставку Евгения Медведева-Ма «1,2,4…», где были представлены серия графики и объекты из метала в форме пьедесталов, поддержал Jagermeister - это была идеальная коллаборация в духе нонконформизма.


Что у вас с посещаемостью? Есть ли статистика, сколько человек приходит, откуда они?

На открытия к нам приезжают от 200 до 500 гостей. Например, на вернисаже у Ольги Солдатовой был настоящий бум! Галерея работает по выходным, в эти дни основной поток гостей составляют жители Николиной горы и всего направления Рублево-Успенского шоссе, в день к нам заходит около 20-30 человек, плюс наши друзья из Москвы, эти цифры всегда варьируются и часто зависят от погоды. Галерея находится «в лесу», недалеко от реки, прогулка по окрестностям – неотъемлемая часть визита к нам.


Какие у вас планы на ближайшее будущее?

План выставок расписан до сентября: 4 июля открытие выставки Виктории Марченковой, 25 июля – проект «Визуализация звука», 26 сентября – Мария Агуреева в рамкам Московского биеннале современного искусства.


А глобально куда хотите двигаться?

Наша главная цель стать мощной площадкой для развития современного искусства в России. Это требует решения многих задач: от непосредственной работы с художниками, представления их проектов как в пространстве галереи, так и на международных ярмарках и конкурсах, до работы с аудиторией, ее образования в этой сфере и, конечно же, непосредственного менеджмента.


Давайте немного об RMA, как вы решили, прийти к нам учиться?

Я давно знаком с куратором факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Николаем Палажченко и он меня позвал в первую группу. Меня заинтересовали программа и спикеры, в то время я только пробовал свои силы в сфере искусства, и подобное образование было просто необходимо.


Вы пришли в RMA, когда уже делали свои проекты?

До обучения я уже писал материалы для сайта WE ART и постепенно втягивался в процесс: организовывал выставки, знакомился с художниками, смотрел самые разные проекты. RMA помог мне прийти к какому-то общему пониманию внутренних процессов в этом бизнесе. Хотя ничто не заменит практического опыта, учеба, безусловно, принесла свои плоды.


Что именно было интересно?

Например, была полезна прикладная информация: о транспортировке искусства, о страховании. Еще запомнились мастер-классы Елены Селиной и Айдан Салаховой, которые рассказывали жизненные истории об отношениях с художниками, Кристина Штейнбрехер интересно и правильно говорила о рынке в целом.


Что нужно, чтобы все получилось в учебе и работе?

Трудолюбие.


Все об этом говорят, но только его не достаточно же.

На самом деле достаточно, если много работать и очень чего-то хотеть, то каждый сможет добиться всего. Ну и в любом деле необходимо быть немного фанатиком, без этого желание просто улетучится при первой же неудаче.

И конечно, нужно оставаться актуальным, изучать искусство, много-много читать и ходить на выставки.


Куда посоветуете ходить?

Мне нравится, что делает Триумф, что происходит на Винзаводе и в Музее современного искусства. Но ходить нужно везде, и так, методом проб и ошибок, можно научиться разбираться в искусстве.