Истории успеха

Выбор факультета
28 марта 2017
Иван Нефедкин, основатель и креативный директор Radugadesign

Иван Нефедкин, основатель и креативный директор Radugadesign

«Я хотел разобраться с вопросами в области арт-бизнеса, которые меня волновали. Узнать, как работают галереи, как функционирует эта сфера изнутри и чем вообще живет мировой арт-рынок. Задавался вопросом "Кем я хочу быть в этом бизнесе?". Курс в RMA помог мне понять, как устроены эти механизмы. Я познакомился и пообщался на лекциях с разными специалистами и экспертами арт-рынка. Это действительно уникальная возможность. И в целом, когда каждое занятие нам предлагали разобрать новую тему, это вдохновляло меня на новые мысли и идеи».

Вот приходится иногда слышать — ничего-то мы толком не умеем, ничего путного руками своими, не оттуда отросшими, произвести не в состоянии, а про мозги чего уж и вспоминать, когда они все давно утекли туда, где нас нет. По каковой причине расположить к себе цивилизованный мир нам особо нечем — ну, кроме, само собой, «Силы Сибири», да еще «Арматы» с «Искандером», которые, слов нет, хороши и дело свое крепко знают, но родную страну характеризуют хотя и ярко, но как-то совсем уж безальтернативно. Такой взгляд на окружающую действительность происходит, надо полагать, в том числе и от недостатка информации. Потому что межконтинентальные свершения родимого ВПК, стоит только россиянину у своего голубого, прости Господи, экрана, поудобнее устроится, они перед ним, что днем, что ночью - как на ладони, а, скажем, Иваном Нефедкиным отечественные масс-медиа не сильно интересуются, он, с их точки зрения, ни разу не ньюсмейкер. При том, что человек, а вернее сказать, дизайн-студия, этим человеком в России основанная, теперь, российской и оставаясь, работает еще и на американском рынке, и в клиентах у нее — НХЛ и НБА. Я считаю, пора восполнить пробел, пора Ивану дать слово, пусть расскажет, как у него получилось Америку уговорить. Тем более, что нам он тоже не чужой, он, если кто еще не понял, выпускник RMA, в связи с чем мы Иваном небезосновательно гордимся.





Иван Нефедкин об истории компании Radugadesign:
«Наша студия основана в 2007 году. Изначально мы предоставляем услуги в области мультимедийного оформления и технического сопровождения мероприятий. Можно сказать, что мы работаем на пересечении трех сфер — пространства, технологий и дизайна.

На данный момент в нашем портфолио имеются 250 реализованных проектов, в том числе 150 проекционных шоу и 40 интерактивных инсталляций. Среди наших клиентов — такие компании как „Газпром“, РЖД, „Роснефть“, Mercedes Benz, Аudi, Volvo, Philips, MТС, Cвязной, Мегафон, Ростелеком, Сбербанк, Первый канал, СТС, Samsung, и многие другие.

В студии у нас на постоянной основе работают 25 сотрудников, но помимо этого в рамках того или иного проекта мы можем привлекать специалистов самого разного профиля — технических партнеров, архитекторов, программистов, художников, музыкантов, режиссеров, и так далее».


О первых опытах работы в спортивном сегменте: «В этой области мы работаем с 2011 года. Первым нашим опытом было сотрудничество с организаторами детского хоккейного турнира в Омске. Потом мы участвовали в создании шоу Ильи Авербуха „Год до Олимпиады“, один из его элементов, который был нами разработан, практически без изменений перекочевал в шоу Открытия Игр.




Дальше были чемпионат мира по хоккею с мячом в Ульяновске, мировое первенство по хоккею с шайбой в Москве и Питере.



Два года подряд мы работаем с теннисным турниром St. Petersburg Ladies Trophy, отвечаем там за мультимедиа — составляющую церемонии закрытия. А вообще на данный момент мы поучаствовали уже в 11 спортивных проектах — в восьми здесь, в России, и в трех — в Америке».




О сотрудничестве с «Чикаго Блэкхокс»: «В американские двери мы начали стучаться в сентябре 2016 года, у нас к тому времени было уже довольно обширное спортивное портфолио, составленное из российских проектов. Одновременно мы участвовали в пяти тендерах. Выиграли один — рискнуть поработать с русскими решили „Чикаго Блэкхокс“. Им нужно было видеопроекционное шоу для матча, открывающего сезон. Мы представили три концепции, одна из них крутилась вокруг их эмблемы, индейца — там были задействованы всевозможные этнические узоры, орнаменты, и так далее. Они, правда, ее благополучно забраковали, сказали, что для США индейцы, вся эта история с их уничтожением, переселением в резервации — это очень болезненная тема, так что трогать ее не надо.

В итоге остановились на исторической концепции — завоеванные за девяносто лет Кубки Стэнли, суперзвезды, игравшие за клуб, и так далее. Там главными элементами в итоге стало „сердце клуба“, составленное как бы из различных элементов экипировки, и хоккейные краги: они хлопали, сердце в такт этим хлопкам билось.




Вся работа у нас заняла 2–3 месяца, причем непосредственно плотный продакшн — около месяца. Определенные трудности были, конечно, связаны с разницей во времени. Это теперь у нас есть официальный представитель в США, есть юридическое лицо, а тогда ничего такого не было, они были там, а мы здесь, и нам для того, чтобы с ними необходимые моменты согласовывать иногда приходилось до трех часов ночи в офисе сидеть.

Вообще, в этом деле очень важен момент правильной, устойчивой коммуникации с заказчиком. Работа принимается поэтапно, поэтому с их стороны обязательно должен быть человек, который на каждом конкретном отрезке говорит: „Да, это принимается, это нас устраивает, идем дальше“. И это должен быть именно один человек, специально на принятие таких решений уполномоченный. Потому что если таких людей будет несколько, то им наверняка будет трудно договорится друг с другом — одному одно нравится, другому — другое, и это будет приводить к тому, что в уже сделанную работу они будут просить вносить изменения.

Это может бесконечно продолжаться, и это очень здорово будет тормозить процесс, потому что даже одна не очень значительная переделка, может один-два дня у вас отнять. Впрочем, с американцами мы ни с чем подобным не сталкивались. Это скорее про Россию история. От наших какого-то консолидированного решения добиться бывает гораздо труднее».


О расходах и заработках: «Сколько мы заработали на этом проекте? Об этом мы говорить не можем, разглашение этой информации запрещено соглашением с „Чикаго“. Концепцию мы вообще бесплатно разрабатывали, просто потому, что нам это было нужно, мы в этом сотрудничестве были очень заинтересованы. Потом, когда уже по рукам ударили, вся дальнейшая работа — эскизы, превью, раскадровка, создание аниматики, цветовые решения, и так далее — это все уже, конечно, оплачивалось. В принципе создание такого рода шоу в Америке — это от 50 тысяч долларов до 250, примерно такой разброс.

А если про наши края говорить, то недавно мы рассчитывали стоимость похожего проекта для одного хоккейного клуба — не российского, правда, из СНГ, скажем так. Получилось 6,3 миллиона рублей.

Впрочем, тут нужно еще понимать, что расходы на создание шоу, которые заказчик несет, они для него — не единственные. Еще ведь необходима техника, аппаратура, которая все нами сделанное будет воспроизводить. Скажем, для такого шоу, какое мы сделали для „Чикаго Блэкхокс“, нужны 12 проекторов по цене 5 миллионов рублей каждый. Это если их покупать, а если в аренду брать, то получается где-то в районе 60 тысяч рублей в сутки за единицу. Так что действительно, удовольствие это очень недешевое».


О сотрудничестве с НХЛ и «Чикаго Буллс»: «Сотрудничество с „Блэкхокс“, это, конечно, был для нас прорыв. После того, как с ними все получилось, на нас вдруг обратил внимание кое-кто из тех, кому мы себя на американском рынке уже предлагали, но до поры до времени безуспешно. Например, мы получили предложение от НХЛ, которая в этом году отмечает 100 лет, которая эту дату очень активно празднует и которая под нее запускает массу всевозможных проектов и активностей.





В частности, у них там будет такой мобильный музей, который в течение года будет разъезжать по Штатам и Канаде — из города в город. Это такой огромный, 16-метровый трейлер, внутри которого оборудована экспозиция — там будут как физические экспонаты, различные реликвии, артефакты, так и мультимедийная часть — оцифрованные фотографии, видео, интерактивные дисплеи, и так далее. И вот для этого музея мы по заказу НХЛ сделали одну из видеоинсталляций.




А второй проект, над которым мы работали после „Блэкхокс“, это уже баскетбол — для „Чикаго Буллс“ мы сейчас делаем half time show».


О том, почему у Radugadesign получилось в Америке: «Получилось потому, что мы сделали реально хороший продукт. Ну, конечно, курс доллара нам здорово помог. На фоне его роста мы демонстрировали очень привлекательное соотношение „цена-качество“, мы могли с аналогичными американскими компаниями конкурировать, даже демпинговать. Но были и другие причины.

Мы вот этот вот вопрос — чем для американцев привлекательно сотрудничество с российской дизайнерской студией — специально задавали непосредственно менеджеру „Чикаго Буллс“, которая с нами работала. Она очень опытный человек, она имела дело со многими тамошними компаниями, в том числе с теми, кто специализируется на видеомэпинге, и она, соответственно, могла сравнивать. И вот она нам сказала, что с ее точки зрения, те идеи, и в конечном итоге тот контент, который выдаем мы, он не то, чтобы лучше или хуже того, который способны предложить американцы, он просто — другой, не такой, к какому здесь, на этом рынке, все привыкли.

Именно поэтому это выглядит свежо, необычно, и именно это с учетом, повторюсь, того преимущества, которое нам давала разница в валютных курсах, и подтолкнуло их к мысли о том, что сотрудничество с нами может оказаться весьма и весьма перспективным».


О перспективах: «В ближайшем будущем мы собираемся продолжать работать в сфере спорта. Хотелось бы, в частности, попробовать сделать видеопроекционное шоу для футбольного стадиона. На эту идею нас вдохновила в том числе программа, которую „Ювентус“ на своей арене в прошлом году представил в честь 75-летия Jeep, своего титульного спонсора.




У нас сейчас есть предварительные договоренности с одним из московских клубов. Возможно, они выльются в совместный проект. Многое опять же упирается в технику, потому что дорогостоящей световой аппаратуры, о которой мы с вами уже говорили, для футбольной арены в силу понятных причин требуется гораздо больше, чем для ледового дворца.

Впрочем, у нас есть друзья-ученые, и они недавно создали такой абсолютно уникальный, действительно не имеющий аналогов в мире лазерный проектор, который способен полноценно, с достаточно высокой яркостью воспроизводить видеоконтент. Вот несколько таких российских проекторов мы весной намерены протестировать. По предварительным прикидкам, для качественного шоу достаточно будет шести этих приборов. Если окажется, что это действительно так, это, конечно, затраты потенциального заказчика очень значительно снизит».

Петр БРАНТОВ