Истории успеха

Выбор факультета
31 августа 2021
Евгений Тюриков, основатель Spils/Art Gallery

Евгений Тюриков, основатель Spils/Art Gallery

«Я советую всем, кто уже учится и еще только собирается учится в RMA, по полной использовать возможности организуемых Бизнес-школой практических занятий и стажировок.

В плане получения знаний и навыков, в плане наработки полезных профессиональных контактов, связей это — золотое дно».

Предлагаем вашему вниманию интервью выпускника факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Евгения Тюрикова. Год назад он защитил диплом на тему «Создание первой галереи художественных пазлов Spils/Art Gallery», и теперь успешно претворяет задуманное в жизнь.


Евгений Тюриков со спилс-портретом куратора, президента Совета фонда Манифеста (Амстердам), главного редактора «Художественного журнала», спикера RMA Виктора Мизиано. Фото из личного архива



Евгений, для начала расскажите, пожалуйста, что скрывается за этим термином — «спилс-арт»? Это ведь, насколько я понимаю, ваше собственное изобретение?

Да, вполне можно так сказать. Речь идет об инновационной технике создания художественных произведений, автором которой являюсь я.

Хотя само название, «спилс», это производное от фамилии Спилсберри. Был такой английский картограф — Джон Спилсберри.

Он в XVIII веке создал первый в мире пазл, как раз на основе карт, и дети тогдашнего английского короля по этому первому пазлу изучали географию.

А в чем ваше изобретение заключалось? И как вы к нему пришли?

Это был довольно долгий путь... Начиналось все, наверное, с подросткового увлечения рисованием, потом — фотошопом.

С музыкальной школы — она хоть сама по себе к спилс-арту отношения и не имела, но помогла формированию у меня определенного художественного вкуса.

Потом была учеба в Государственном университете управления, в аспирантуре: вот там я впервые узнал о Спилсберри, взял его идею за основу, доработал ее, привнес что-то свое, новое, и стал этот проект продвигать.

Давайте этот процесс представим в хронологическом порядке.

Давайте. В 2014 году все начиналось с создания первых спилс-карт и некоммерческого партнерства «Единство регионов».

Два года спустя нам удалось запустить Федеральную программу «Знаю Россию», в рамках которой проводятся соревнования по сборке таких карт — как страны в целом, так и региональных, и муниципальных, и даже сельских поселений.

Я с самого начала предполагал, что этот формат будет полезен и востребован в школах, конкретно — при изучения географии, истории, федеративного и административно-территориального устройства нашей страны.

Потом все это продолжалось, развивалось — в этом году, по нашей инициативе, Минюст зарегистрировал уже Всемирную федерацию спилс-карт.

А буквально на прошлой неделе мы подписали соглашение с белорусским республиканским Союзом молодежи, который у себя намерен реализовать аналогичную российской программу «Ведаю Беларусь» — так что теперь будем экспортировать наши спилс-карты туда.


Давайте уточним. Спилс-карты — это...

Это интерактивные арт-объекты, представляющие собой набор магнитных древесных элементов в форме разнообразных административно-территориальных единиц.

Cборка их в соответствующем порядке образует административно-территориальную карту соответствующей территории: района, города, региона, и так далее — вплоть до карт континентов и всего мира в целом.


Спилс-карта Соединенных штатов Америки. Фото предоставлено Евгением Тюриковым



Собирается спилс-карта на специальной магнитной подложке, либо на обычной магнитной доске.

Кстати, сама такая доска совершенно необязательно должна быть белой.

У нас, например, сейчас действует соглашение о коллаборации с Никасом Сафроновым: в ее рамках выпущена отдельная линейка магнитных досок с репродукциями его пейзажей.


А соревнования по сборке спилс-карт, какие там правила?

Главная задача — сборка карты на скорость. Кто быстрее собрал, тот и победил. Зачеты разные есть — командные, личные.

Имеются и нормативы, типа ГТО — за их выполнение вручаются специальные нагрудные знаки.

Раз есть соревнования, значит и чемпионы должны быть...

Да, конечно. И чемпионы, и рекордсмены. Например, действующий рекорд сборки спилс-карты России составляет 3 минуты 58 секунд.

Он принадлежит школьнику из Ярославской области.


Сколько такие соревнования могут собрать участников?

Ну, вот, скажем, недавний чемпионат в Парке «Зарядье». Мы там выставили десять досок — принять участие в сборке мог любой желающий.

В итоге за день таких желающих набралось, по разным подсчетам, от полутора до двух тысяч человек.

Понятно. Со спилс-картами вроде разобрались. Теперь давайте поговорим о вашей Первой Спилс/Арт Галерее. Как вы пришли к идее ее создания?

После того, как мы удачно запустились со спилс-картами, мои, скажем так, художественные поиски продолжились.

И в определенный момент я пришел к мысли о том, что точно также, как карты, в той же технике, из древесных фрагментов, можно собирать и портреты людей — так родилась идея реализуемого нами сейчас проекта «Будь собранным».

Ну, а потом мы шагнули еще дальше, решив создавать и другие спилс-произведения на основе оригинальной живописи или фотографии.


То есть, суть состоит в том, что мы договариваемся с художниками, создаем по мотивам их уже существующих картин спилс-арт из магнитных деталей, и — реализуем его через различные каналы: через интернет, через партнерские магазины, через галереи, музеи...


В общем, это такая тиражная форма современного искусства, благодаря которой человек, которому нравится тот или иной художник или художники, может, не вводя себя в большой расход, приобщиться к их искусству, может собрать свою домашнюю коллекцию...

Вы сказали — «не вводя себя в большой расход». Хотелось бы уточнить уровень цен.


Цена на каждую конкретную работу зависит от двух факторов — имени художника и размера самой работы. Самая дорогая наша продажа на данный момент — это порядка 70 тысяч рублей.

А самая распространенная цена на одно произведение — в районе 5-7 тысяч.

То есть, это могут позволить себе достаточно многие.

Это доступный продукт. Существенно более доступный, чем многие оригинальные картины.

Я все-таки не совсем понимаю: чем то, что вы называете спилс-артом, отличается от обычных пазлов?

Главное отличие в том, что пазл — это в чистом виде головоломка, развлечение, которое никому в голову не придет называть искусством.

Соответственно, его создатели не особо заботятся о качестве собственно изображения: фрагменты нарезаются в абсолютно произвольном порядке.

То есть, если пазл воспроизводит, например, портрет, то линия реза может запросто пройти посередине лица, пересечь глаз, нос, губы портретируемого, она никак не маскируется, остается заметной, и визуально это изображение портит.


В спилс-арте же очень важно, чтобы составленная из фрагментов картина, тем не менее, воспринималась как нечто цельное.


В этом, собственно и состоит главная идея, которая отчасти роднит спилс-арт с таким жанром искусства как мозаика. Линии реза здесь проходят по границам объектов, либо, как вариант, по стыкам различных контрастных цветов и оттенков.

То есть, еще раз: принцип у пазла и спилс-арта один и тот же — изображение, собранное, так сказать, из кусочков, но качество этих изображений, и, соответственно, их восприятие зрителем — совершенно разные.

Скажите, а может клиент обратиться к вам с просьбой сделать спилс на основе изображения, которое он сам вам предоставит — скажем, какой-то особо полюбившейся ему картины или фотографии?

Да, разумеется. Такие заказы мы тоже исполняем, причем работаем не только с людьми, но и с брендами — делаем спилсы, например, из логотипов.

А что касается портретных снимков, в том числе групповых, то им в процессе работы над спилсами, мы, по желанию клиента, можем придать сходство с картинами, выполненными в манере того или иного знаменитого мастера.

Вы сами себя как позиционируете: вы художник, галерист, создатель новой техники?

Ох... Интересный вопрос... В RMA на эту тему — кто есть художник? — много было всякого рода обсуждений и дискуссий. Мнения, как всегда, расходятся.

С одной стороны, художник для того, чтобы называться художником, вроде бы должен обязательно иметь специальное профильное образование.

С другой, в истории искусства есть немало примеров создания подлинных шедевров людьми, такого образования не получившими...

Я думаю, что коль скоро мы с вами говорим о современном искусстве, где собственно художественное воплощение уходит на второй план, а на первый выдвигаются идеи, смыслы, то я, наверное, могу себя назвать концептуалистом.

Да, давайте сформулируем это так: я — создатель концептуально нового художественного продукта, в котором из фрагментов возникает единое целое, в котором игра сочетается с искусством, а искусство с игрой.

А что, продукт действительно принципиально новый?

Да, действительно. Во всяком случае я нигде ничего подобного не встречал. Хотя мониторил все рынки — и западный, и восточный.

А насколько он востребованный? С точки зрения бизнеса ваш проект эффективен? Он прибыльный, самоокупаемый?

Да, безусловно. Не вдаваясь в конкретные цифры, скажу так: это востребованный, окупаемый проект. И я бы добавил — весьма перспективный.

В чем, собственно, видите перспективу?

Перспективу я вижу в том, чтобы масштабировать бизнес, в том числе — вывести его на западные рынки.

Пока что я не занимался целенаправленным продвижением, но даже при полном отсутствии рекламы у нас и сейчас есть покупатели-иностранцы: из США, из Испании, из некоторых других стран. И отзывы от них — самые восторженные.

Потом — как я уже говорил, пока наша Первая Спилс/Арт галерея является почти исключительно цифровым проектом: основные продажи идут либо через интернет, либо — реже — через партнерские площадки: через то же «Зарядье», через Музей современной истории, через Русское Географическое общество.

Но — в планах у нас значится и открытие галереи в собственном реальном физическом пространстве. Если бы не пандемия, скорее всего, мы бы этот план уже осуществили, но...

Какие дополнительные возможности даст такое открытие?

Одной из задач спилс-арта является продвижение оригинальных живописных произведений, на основе которых делаются спилсы.

Спилс-арт может расходится достаточно крупными тиражами, и это, безусловно, способствует популяризации творчества художников, с работ которых сделан тот или иной спилс.

Но — если спилс и картина, по мотивам которой он произведен, будут соседствовать в одном пространстве, будут буквально висеть на одной стене, я думаю, это способно увеличить интерес и к тому, и к другому в куда более значительной степени.

Ну, и продажи поднять, соответственно.

Понятно, что это может быть выгодно — и галерее, и самим художникам. Пока за предоставление нам прав на свои картины, они получают фиксированные выплаты.

В случае же, если нам удастся, как я сказал, масштабировать бизнес, возникнет возможность платить им роялти со спилс-продаж.

Это непростая задача, но мы этот вопрос сейчас прорабатываем и просчитываем.

Поговорим о ваших отношениях с RMA. Как вы впервые о нас узнали?

Впервые я о вас узнал еще давным-давно, в ГУУ, с которым RMA в те времена сотрудничал. Я тогда занимался записью передач для университетского радио, и вот одна из них была посвящена как раз Бизнес-школе.

Ну а потом, когда у меня появился замысел создать Спилс/Арт Галерею, я и учиться к вам поступил. Это было в 2019 году.

Чего вы ждали от этого обучения, какого результата?

В первую очередь мне нужно было сформировать четкую концепцию галереи, ее создания, ее экономической модели, ее развития, продвижения.

Самостоятельно я этого сделать не мог, поскольку на тот момент не имел достаточного представления о том, как устроен мир современного искусства, как работает арт-рынок.

В процессе обучения, в процессе работы над дипломом у меня это понимание сформировалось в полной мере. Таким образом, можно сказать, что мое обучение в RMA привело как раз к тому результату, которого я от этого обучения и ожидал.

То есть, оно расширило границы моего понимания современного искусства, оно открыло для меня такие явления и понятия как креативная экономика, креативные индустрии, и позволило сформировать новое отношение к собственной деятельности.

Теперь я планирую и оцениваю ее не на уровне отдельных разрозненных проектов, а на уровне единого креативного кластера, куда все эти проекты, взаимопересекаясь и дополняя друг друга, входят.

Что, на ваш взгляд, было особенно полезным в обучении?

Ох, это очень трудно сказать. У меня до сих пор в памяти всплывают — иногда совершенно неожиданно — фрагменты каких-то наших занятий, какие-то кейсы, которые мы в свое время решали.

И эти воспоминания порой наталкивают на всякие интересные мысли, идеи перспективные.

Так что, думаю, всю пользу, которую принесло мне обучение в RMA я еще полностью не осознал. Возможно, это произойдет спустя годы.

Может быть, выделите кого-то из спикеров факультета?

Спасибо сказать хочется всем без исключения. Но особенно — Кириллу Алексееву, который блестяще раскрыл тему современного искусства во всех ее аспектах.

И, конечно, нашему куратору — Николаю Палажченко.

Что бы вы могли посоветовать нынешним студентам? Как им превратить обучение в RMA в пролог успешной карьеры?

Сложно давать какие-то общие рекомендации. Могу поделиться лишь собственным опытом: мне кажется, что обучение на самом деле очень желательно совмещать с практикой.

Или, по крайней мере, если практики, как таковой пока нет, хорошо бы представлять себе, какой вы ее видите в будущем, чем конкретно хотите заниматься.

Вот у меня такое представление было, я знал, чего конкретно мне не хватает для осуществления моих планов, и, благодаря этому, мог четко формулировать интересующие меня вопросы и добиваться от преподавателей максимально полных, исчерпывающих ответов.

Ну, и второе: я советую всем, кто уже учится и еще только собирается учится в RMA, по полной использовать возможности организуемых Бизнес-школой практических занятий и стажировок.

В плане получения знаний и навыков, в плане наработки полезных профессиональных контактов, связей это — золотое дно.

Я, например, с огромным удовольствием вспоминаю одну из тех стажировок, в которых участвовал лично: это была работа на выставке Маркуса Мартиновича, которая проходила на крыше Музея Парка Горького.

Сами понимаете — это такая локация, куда просто так, с улицы не попадешь, и то, что мы там увидели и узнали, невозможно было узнать и увидеть ни в одном другом месте.