Зарубежные спикеры

Kul Wadhwa

Kul Wadhwa, Кул Вадхва, глава бизнес-департамента Фонда Викимедиа (Wikimedia Foundation)

«Советую российским стартапам, в частности тем, которые реализуют студенты и выпускники программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA, посетившие офис Wikipedia в рамках своего образовательного тура по Силиконовой долине, не бояться совершать ошибки. Научиться играть в футбол можно, только играя в футбол. Успехов во всех начинаниях!»

Отказ от коммерческой модели развития, редакторский вопрос в России, перспективы открытия офиса в Москве и совет стартаперам от Кула Вадхвы. Слушатели и преподаватели специализации "Менеджмент в сфере интернет-технологий" RMA в рамках стажировки Silicon Trip 2010 побывали в офисе Wikipedia.

Что радует в здешних компаниях, так это то, какое количество людей управляет ими и разрабатывает для них решения. Например, в офисе Wikipedia менее 50 человек, из них над мобильной версией Wiki работает один человек, да и то не весь день.

Офис Wikipedia находится в Сан-Франциско, а дата-центр во Флориде - там дешевле. Понятно, что Wiki живет за счет сообщества и пожертвований. В прошлом году, например, бюджет составил 10 миллионов долларов, из которых почти 7 миллионов было получено в качестве пожертвований от частных лиц. Крупные компании также вкладывают средства, но в основном на какие-то целевые вещи – приобрести сервер, помочь в новый офис переехать и все в таком духе.

Создатель Wikipedia принципиально не хочет переходить на рекламную модель, поскольку тогда велика вероятность того, что обычные люди будут с меньшей охотой помогать Wiki, вставшей на коммерческих рельсах. Так что Wikipedia по-прежнему является одним из наиболее "странных" по части экономической модели интернет-проектов, хоть и входит в пятерку крупнейших по посещаемости (к слову, в топ-5 почему-то включили и Microsoft).

Между тем, в силу того, что Wikipedia бесплатно раздает свою платформу, и многие начинают использовать ее для собственных нужд (корпоративный глоссарий-энциклопедия-справочник), нередко в компанию обращаются с просьбами о консультации. Сотрудники отказывают, но предполагают, что в этом месте есть бизнес-возможность для других компаний.

Своим принципом Wikipedia по большому счету выбрала невмешательство, чтобы сообщество само решало, как именно будет развиваться. Разумеется, в разных странах процесс идет по-разному. Мы поинтересовались, как они собираются разбираться с тем, что в России "власть" фактически оказалась в руках редакторов, которые зачастую даже не читают дополнения/изменения новичков, по умолчанию считая их спамерами, и попросту удаляя контент. Представитель Wikipedia сказал, что они знают об этой проблеме, и считают ее одной из насущных. Естественно, проблему планируют решать, но пока не очень ясно как именно - в России редакторов по отношению к количеству контента действительно меньше чем в других странах, а спама в самом деле хватает.

Юлия БЕРЗОЙ


P.S. Во время стажировки Silicon Trip 2010 слушатель группы И-6 Андрей Александрович собирал в своем твиттере вопросы о Wikipedia, на которые затем ответил глава департамента по развитию бизнеса Wikimedia Foundations Кул Вадхва.

Так Кул Вадхва прокомментировал нежелание переходить на коммерческую модель, о чем было сказано выше. "Наша модель распространения похожа на Linux", – заявил он, и подчеркнул, что главная цель Wiki – дать людям возможность бесплатно обмениваться информацией.

Вадхва рассказал, что в Wikipedia пока не видят смысла в открытии московского офиса. Сейчас для проекта важнее не расширять штат, а создать более дружелюбную пользователям разметку текстов и добиться более качественной модерации статей.

Завершая встречу, Вадхва посоветовал российским стартаперам совершать ошибки. "Научиться играть в футбол можно, только играя в футбол", – привел он напоследок слова Фореста Глика, профессора Стэнфордского университета, в котором, кстати, также побывали слушатели и преподаватели специализации "Менеджмент в сфере интернет-технологий" RMA.