Новости факультета
Выбор факультета
26 июля 2019

Юрий Вировец — об успехе HeadHunter, «Яндексе», Мильнере и IPO

В России конца 90-х интернет был экзотикой. Тогда только романтики и визионеры смотрели на него как на серьезный рынок. Одной из самых успешных компаний, основанных на заре Рунета, стала HeadHunter. В 2000 году в ней работали 10 человек, сайт делали 2 студента, а основатель Михаил Фролкин и гендиректор Юрий Вировец работали бесплатно. Спустя 19 лет, в мае 2019 года, компания вышла на IPO на бирже Nasdaq с оценкой в $675 млн. Бывший генеральный директор и президент HeadHunter Юрий Вировец рассказал Inc., почему они драматично отказали «Яндексу», сколько глупостей совершили на старте и жалеет ли он, что рано продал свою долю в HH.


Фото: Joanna Wierzbicka/Inc.


— Как выглядел HeadHunter в самом начале — он же появился в конце 1990-х?

— Это было маленькое оффлайновое кадровое агентство. Его основал Миша Фролкин, если не ошибаюсь, в 1996 году. До этого он работал в «Анкоре». Это и сегодня одно из крупнейших кадровых агентств, пионер рекрутингового рынка в России, во многом определившее, каким он в итоге стал.

Чтобы автоматизировать работу рекрутера, Миша сам на коленке написал IT-систему для хранения и поиска резюме. А потом решил, что хорошо бы это дело вывести в интернет. Я присоединился к его агентству в конце 1998 года — весь 1999 год и первую половину 2000 года работал рекрутером.

В начале 2000 года Миша, который тогда был основным драйвером и инвестором проекта, купил первый сервер и заказал первый софт. 23 мая 2000 года все запустилось.

Тогда казалось, что это просто такая блажь гендиректора — сделать интернет-сайт. Все относились к этому как к развлечению. В то время интернет использовали в основном как место для чатов. Это был расцвет ICQ, чата «Кроватка», появился первый сайт «Афиши», где можно было узнать, что идет в кино. Был расцвет прото-блогов, в частности, Антона Носика, но почти ничего серьезного с точки зрения бизнеса. В начале в этом проекте мы, так сказать, отрабатывали барщину. Кто-то звонил клиенту, кто-то писал какой-то текст — помимо основной работы. Я тоже стал в этом участвовать, и меня это захватило. Я понял, что это гораздо интереснее, чем заниматься обычным рекрутментом.

Я подошел к Мише и сказал: «Давай я буду этим рулить». А он в тот момент как раз ходил по коридору, курил и говорил: «А кого бы мне найти, кто будет этим руководить». Сам он этим руководить не хотел — осознавал, что к регулярному менеджменту был не очень способен, как не способен и сейчас.

— Никакого управленческого опыта у вас до этого не было?

— В студенчестве я работал в маленькой мебельной фирме, там я был главным по финансам. На пике там работало, наверное, человек 50 — то есть какой-то организаторский опыт был. Но тут я стал генеральным директором.

Первые полгода я работал вообще бесплатно. И тут надо сказать важную вещь про мои уроки стартапов. Фаундеры должны быть готовы, во-первых, работать бесплатно и, во-вторых, инвестировать свои деньги.

Читать далее…

Все новости >