Новости факультета
Выбор факультета
23 марта 2011

Марк Самвер, инвестор Groupon: «Почему мы растем быстрее Google»

14 марта факультет "Менеджмент в сфере интернет-технологий" RMA организовал открытую лекцию инвестора Groupon Марка Самвера и его коллеги, топ-менеджера Groupon UK — Анны Березовской. Как рассказал сам Марк, нынешний год в компании объявлен «годом России», и этот визит в столицу был первым из целой череды приездов. Наведываться в Москву он планирует каждые два-три месяца. В свой первый раз в Москве Самвер активно взялся за поиск новых кадров для Groupon Russia, рассказал российским предпринимателям о своем опыте и ответил на вопросы аудитории.

Каждый, кто пришел на открытую лекцию Марка, мог задать ему свой вопрос. Самые интересные — в подборке RMA.

Все ваши проекты «выстреливали», быстро начинали приносить прибыль. В чем секрет работы «без осечек»?

— Нет никаких секретов. Для начала подумайте, что вы можете предложить пользователю. А далее все решат скорость и концентрация — видение текущей и конечной целей. Не стоит ждать, когда ваш продукт станет идеальным. Торопитесь выпустить хороший. Не убедил? Давайте, для примера, возьмем Microsoft: чтобы они ни выпускали, это всегда был хороший продукт. Но не идеальный.

А c каким из проектов было сложнее всего?

— Самым большим вызовом в карьере я бы назвал Jamba! Когда мы запускали его, рынок, наверное, был еще не совсем готов. Шел 2000-й год, мобильный контент еще не стал таким привычным, как сейчас. Но мы старались не терять надежды и постоянно искали, за что люди станут платить. Что многие хотели бы иметь в телефоне и готовы были купить? Рингтоны!

Эксперты отмечают, что многие стартапы, «взорвавшие» рынок 5-6 лет назад, постепенно «умирают». Когда настанет черед Groupon?

— Никогда. Я скажу просто — он вечен. Почему? Потому что людям нравится наш сервис, и они продолжают покупать. Мы растем ежедневно, и я не вижу причин, которые помешают Groupon стать еще больше. Думаю, со временем мы станем настоящими лидерами интернет-рынка, какими уже являются Microsoft, Yahoo! и другие.

Как думаете, что нужно, чтобы лидером глобального рынка стал проект из России?

— Я знаю, что многие у вас стремятся начать прямиком с «покорения Запада». Не идите на глобальный рынок слишком рано! Для хорошего старта важно закрепиться «дома». Groupon начинал именно так. Они не брали сразу половину менеджеров, чтобы заниматься внутренним рынком, а половину — чтобы работать с внешними. Сначала все работали на местный рынок.

Разбрасываясь ресурсами, вы рискуете «распылиться», упустить что-то важное из виду. Не теряйте концентрацию. Это важно. Жизненно важно для вашего стартапа.

Вы часто брали модели проектов, набирающих популярность в США, и переносили их на другие рынки. Что нужно, чтобы новые западные модели, еще не добравшиеся до России, поскорее пришли к нам? Что лучше: «зазывать» оригинал или просто взять и самим скопировать идею?

— Конечно, лучше браться и делать самим — найти единомышленников, адаптировать бизнес-модель и начинать. Но если делаете у себя аналог успешного американского проекта, вам нужно быть быстрыми. Очень высока вероятность, что созданием клона заняты не только вы. Хотя... Если на вашем рынке уже есть похожий сервисный продукт, но вы чувствуете, что можете лучше, все равно стоит пробовать.

Будет сложно, но если дело не касается технологий, шанс у вас есть. Сегодня я ни за что не возьмусь за новую социальную сеть. Просто потому, что все сидят в Facebook, так как они лучшие. И их успех — вопрос технологий, а не маркетинга. Люди пользуются Facebook из-за технологии, а не потому, что они единственные, кто делают это на рынке.

А тот же Groupon — лучший не потому, что в нем заложена особая технология. И здесь все иначе: аудиторию получит тот, кто предложит более достойный сервис. Если вы готовы выигрывать за счет лучшего менеджмента, можно конкурировать даже с большим игроком, задумавшим аналогичный продукт. Ведь корпорациям не хватает гибкости, которая есть у вас; да и люди, что там сидят, не готовы разбрасываться ресурсами налево и направо, независимо от размеров компании.

Запуская в свое время немецкий eBay, мы боялись как раз того, что на рынок придут гиганты. Но нам сказали правильную вещь: их бюджеты тоже «не резиновые», и сумасшедших, готовых сорить деньгами, там не держат. В общем, если у «больших мальчиков» десять миллионов, а у вашего стартапа — «всего» три, то это повод побороться с ними.

На российском рынке, как раз, местные проекты часто более востребованы, чем западные. Так, «Яндекс» не проигрывает Google, а «Вконтакте» — Facebook. В Groupon в курсе такой «национальной особенности»?

— Более того, мы в курсе многих других ваших национальных традиций. Это касается любой страны, в которую выходит Groupon. Так, Groupon Russia — это именно российский проект, в котором работают ваши соотечественники. В каждое подразделение мы набираем местных людей, и не привыкли указывать им «из центра». Менеджеры на местах лучше знакомы со спецификой, понимают, что будет понятно аудитории. Именно интернациональная и постоянно растущая команда — самое сложное и, в то же время, самое лучшее, что есть в компании.

Например, в японском филиале придумали продавать скидки на походы в караоке-бары. Менеджеры из России, наверное, станут давать водку бесплатно. (смеется) Или, вот мне подсказывают, продавать скидочные купоны на «помывку» в бане. А вот у Google единые стандарты, неизменные от страны к стране. Наверное, поэтому сейчас прибыль Groupon выше той, что была у Google за то же время существования.

Но почему, будучи таким успешным, Groupon все-таки пошел за инвестициями?

— Мы быстро растем. И хотим расти еще быстрее. Остальное уже было в прессе.

Как у Gpoupon получается так быстро расширяться, «покоряя» все новые и новые страны и города?

— Повторюсь, это не магия, и не что-то из области «ракетостроения». Мы просто быстрее: делаем сегодня, не даем сомнениям «загрызть» нас. Поступайте также — думайте о следующем шаге, но не о десяти следующих.

И не бойтесь меняться, если ошиблись. Вот мы сейчас находимся рядом с Кремлем [встреча прошла в DigitalOctober], но едва ли я смогу дойти до него по прямой. Придется немного поплутать. Зато, повернув за один из углов, я увижу — можно не идти туда, куда идут все; а пройти быстрее.

Хорошо. А как лично вы успеваете столько делать? У вас, вообще, остается время на что-то кроме Groupon?

— Вы должны понимать, что жизнь предпринимателя — это не застойное болото, где все идет размеренно. Вам придется целиком посвящать себя работе. Поэтому я и советую пробовать, пока вы молоды, пока у вас нет семьи и детей, меньше обязательств. А там, если все сложится, вы найдете, как совместить свое дело с другими занятиями.

Все новости >