Новости факультета
Выбор факультета
29 сентября 2011

«Сегодня построить интернет-бизнес в России проще, чем в Штатах» (ВИДЕО)

Загрузка плеера


Насколько проблема кадрового голода в интернет-индустрии важна для лидеров отрасли? Вот вам пример – несмотря на высокую температуру, глава Google Russia Владимир Долгов пришел на ток-шоу «Прямое включение в интернет-индустрию», где проблему поиска и подготовки кадров для Рунета собрались обсудить «топы» известных компаний – Николай Шестаков («Яндекс»), Анна Березовская (Groupon Russia), а также те, кто у них учился: выпускники факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA, владельцы и руководители бизнесов Виталий Акимов (StartupPoint), Ирина Митрофанова («Медиа3») и Давлет Сулейманов (Boffobooks.ru).

Вместе с ведущими – Юлией Лесниковой (RMA) и Юрием Синодовым (Roem.ru) – и гостями мероприятия они обсудили, как люди приходил в отрасль в 1990-х – начале 2000-х и как приходят сейчас, какими навыками и знаниями должен обладать современный менеджер проектов и какие испытания ждут Рунет в ближайшем десятилетии.



Так что же советуют те, кто сегодня «строят» индустрию? Не жить «американской мечтой» и, уезжая по найму или ради собственного проекта за рубеж, не «сжигать мосты». А, прожив на Западе какое-то время, возвращаться – чтобы развивать и строить что-то новое и интересное здесь, в России. И, конечно, уже сегодня вкладываться в профильное образование, которое через каких-то пять лет может стать главным козырем в борьбе за руководящие посты в хороших компаниях и проектах.

У руля индустрии

Юрий Синодов: Итак, с чего начнем? Давайте спросим у наших сегодняшних гостей, как они «оказались в интернетах»?

Владимир Долгов, руководитель Google Russia: Через два часа после того, как я защитил диссертацию на Физтехе, Советский Союз прекратил свое существование. Надеюсь, моя работа не стала «последней каплей», развалившей его окончательно (улыбается). Оказалось, что науки у нас больше нет. А очень хотелось заниматься чем-то хотя бы близким к ней. Вот мы с друзьями и стали собирать и продавать сканеры – а понимая, как создается картинка, занялись еще и мультимедиа. Следом за ней и перешли в интернет. А с «закатом» этого направления стали пробовать себя в e-commerce – я, в частности, много лет проработал в Ozon.ru.


Юрий Синодов: Николай, насколько я знаю, вы в «Яндексе» с «младых ногтей». Как так получилось?

Николай Шестаков, директор по работе с клиентами компании «Яндекс»: Все просто – мой ВУЗ находился через дорогу от старого офиса «Яндекса». Так я и оказался в компании в 2002-м. Учился я по направлению «нефть и газ», и это было довольно скучно. Конечно, я иногда думаю: мол, мог бы сейчас быть в «Газпроме», пойди я работать по специальности. Но о конечном выборе не жалею. Эти 10 лет прошли очень позитивно и незаметно, усталости я не чувствую.

Анна Березовская, CEO Groupon Russia: Я вообще начинала с небольшой компании в Голливуде – мы одними из первых стали делать интернет-проекты для киноиндустрии, вкладывали в них то, что зарабатывали на других направлениях своего бизнеса. Затем я переехала в так называемые Silicon Hills – своеобразную Кремниевую долину Техаса, где присоединилась к компании Bazaarvoice. А потом уже перешла в Groupon: сначала лондонский, затем – российский. Когда я еще работала в Техасе, меня нашли инвесторы фонда European Founders, братья Замверы. У них много компаний, и они пытались переманить меня то в одну, то в другую из них. На переход я решилась, узнав, что они запускают новый скидочный проект CityDeal – собственно, он и стал частью Groupon.

Виталий Акимов, CEO и со-основатель StartupPoint: Мой интерес к интернет-индустрии проявился с появлением «Одноклассников». Увидев их успех, я тоже захотел стать миллионером, поэтому решил сделать собственный стартап (смеется). Чтобы понять, а как его, собственно, сделать, я пришел учиться в RMA. И в первый же месяц обучения запустил свой первый проект: это были «Списки желаний» – сейчас подобный сервис есть у пользователей «Вконтакте»… А StartupPoint начался со встречи с другими стартаперами – просто захотелось «развиртуализироваться», собраться и посмотреть друг на друга…

Юлия Лесникова, руководитель образовательно программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA: Кстати, если вы не знаете, RMA помогла Виталию с проведением первых «Поинтов» – приглашением спикеров, подбором площадки. Преподаватель одного из наших факультетов – «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений», промоутер Григорий Гольденцвайг тогда работал в «Икре», и согласился бесплатно предоставить ребятам помещение под встречу…


Юрий Синодов
: А мы продолжаем. Ирина, сейчас ваш холдинг переживает уход от бумажных к цифровым носителям. Каково это – оказаться у руля этого процесса?

Ирина Митрофанова, генеральный директор холдинга «Медиа3»: Стать у руля можно, выступив инициатором какого-то процесса (улыбается). Я десять лет проработала в Independent Media – издателе таких газет и журналов, как «Ведомости», Cosmopolitan. Начинала с развития бизнеса «Ведомостей», вместе с сильной командой запускала Harvard Business Review, затем стала ответственной за развитие всего издательского дома.

Тогда я начала понимать, что прогрессировать дальше в «медийке» можно, только двигаясь в сторону digital. Узнала о программе «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA, а во время обучения получила предложение от группы «Промсвязькапитал»: сначала управляла «Аргументами и Фактами», затем стала генеральным директором всего «Медиа3». Сейчас мы, действительно, решаем, как трансформировать медийные активы в цифровые.


Юлия Лесникова
: Последний наш сегодняшний гость, Давлет Сулейманов, делает бутик деловой литературы BoffoBooks.ru – это такой стартап…

Давлет Сулейманов, управляющий партнер гипермаркета Boffo: Уже не стартап и уже не только книжный интернет-бутик! Я закончил «Плешку» по направлению «маркетинг» и успел поработать в разных сферах бизнеса, пока на какой-то крупной конференции не услышал от одного уважаемого мной немецкого предпринимателя, что будущее – за Интернет. Тогда я решил попробовать себя в электронной коммерции: купил у знакомого за 40 тысяч рублей – в рассрочку на полгода – онлайн-магазин посуды, и за 3 года превратил его в сеть с оборотом $3 миллиона в год.

Параллельно стал искать точки пересечения с BoffoBooks: мне всегда нравилось то, что делали. Как оказалось, их интересовало то, что умею я. В итоге я выкупил 25% компании, стал в ней управляющим партнером. И сейчас мы реализуем новую концепцию – из бутика литературы превращаемся в гипермаркет с очень широкой линейкой продукции, ориентированный на более массовую аудиторию.


Как прийти к большой компании?

Юлия Лесникова: Давайте тогда поговорим о том, как отношения с друзьями и партнерами влияют на развитие ваших бизнесов – то есть о нетворкинге.

Виталий Акимов: StartupPoint как раз вырос из темы нетворкинга. Когда в 2008 году мы договорились о встрече с другими стартаперами, это событие привлекло внимание инвесторов. После этого мы стали проводить «Поинты» регулярно – так, в конце сентября в Москве пройдет уже 30-я встреча. А экспертами наших мероприятий побывали, пожалуй, все «топы» интернет-компаний. Для молодого проекта очень важно иметь возможность подойти и пообщаться, вот, например, с Владимиром Долговым в рамках какой-то конференции, вместо того чтобы стучаться в двери Google «с улицы», потратив много времени и сил впустую. Я, например, хочу Владимиру от лица StartupPoint предложить совместно работать со стартапами. Очень удачно, что сейчас я могу обратиться к нему со сцены, перед камерой.

Владимир Долгов: А что, даже запись ведется? (смех в зале)

Виталий Акимов: Да. В общем, я советую всем посещать профильные мероприятия – ходите, общайтесь, знакомьтесь! Нетворкинг – это более грамотный путь, чем попытки прорваться в компанию «снизу».


Юрий Синодов
: Владимир, я знаю, что у выпускников Физтеха очень сильны «послевузовские» связи…

Владимир Долгов: Это правда – те, кто там учился, до сих пор поддерживают тесный контакт. Например, мы своей группой в полном составе – она была маленькая, десять человек – каждый год встречаемся. И умудрялись поддерживать связь даже тогда, когда ни интернета, ни мобильных у нас не было.


Юрий Синодов
: Эти связи как-то помогали вам в поиске работы?

Владимир Долгов: Знаете, так получалось, что всегда не я работу находил, а она меня. Но если мне нужно было что-то узнать, я всегда мог «дернуть» осведомленного человека – ведь физтеховцы работают в разных сферах по всему миру. С прошлогодним нобелевским лауреатом Андреем Геймом мы, к примеру, были однокурсниками, в общежитии на одном этаже жили.


Юрий Синодов:
Николай, а правда ли, что помимо вас «через дорогу в Яндекс» перешло много других «нефтяников»?

Николай Шестаков: Я знаю нескольких, но к нам приходили совершенно разные люди – с истфака, мехмата. До 2007 года у нас практически не было что внутренних, что внешних возможностей повышения квалификации, и получалось так, что все понемногу обучали чему-то других. А поиск новых людей, пока не развились job-сайты и соцсети, происходил так: мы просто узнавали, что нужен толковый человек, скажем, до 25 лет, и шли узнавать по друзьям-знакомым…


Юрий Синодов
: То есть сейчас искать сотрудников проще?

Николай Шестаков: В том то и дело, что нет. В индустрии существует «кадровый голод».


«Мы станем больше платить за тех, кто останется»

Юрий Синодов: Вот давайте поговорим об этом понятии. Когда я готовился к мероприятию, то наткнулся на интересный график Росстата – сейчас на нем мы находимся в начале падения процента молодежи от общей численности населения. Например, к 2018 году в России будет вдвое меньше 21-летних, чем сейчас.

А ведь люди в этом возрасте – те самые студенты старших курсов и молодые специалисты, которые ищут интересную работу. Когда-то, как мы только что услушали, в интернет-компании брали просто толковых людей. Что будут делать игроки в отрасли через десять лет, как будут нанимать?

Владимир Долгов: Это, конечно, ужас. Спрос на молодых специалистов растет, а предложение – падает. Думаю, если заглянуть в будущее лет на 10 вперед, то все возрастающую роль при приеме на хорошую должность будут играть дополнительное образование, например, профильная переподготовка, плюс квалификация и экспертиза.

Николай Шестаков: График – это еще полбеды. Я недавно ознакомился с результатами опроса Forbes: они узнавали у аудитории 21-35-летних, хотят ли они жить в России. Так вот, даже при учете погрешностей получилось, что 45% опрошенных собираются уезжать из страны. А это значит, нам придется больше платить за те кадры, что останутся. Нас ждет очень интересное время. Но, думаю, интернет-компании смогут найти выход, давая сотрудникам не только материальные блага, но и другие возможности – например, для самореализации.

Анна Березовская: Полгода назад, когда Groupon начал активно нанимать в России, я познакомилась с девушкой, которая рвалась со своим проектом в Кремниевую долину. Знаете, у нее была команда из трех человек и эта идея – уехать «туда», чтобы развивать стартап. Я курировала поиск сотрудников для Groupon Russia, каждый человек с горящими глазами, которого я встречала, был настоящим подарком. Как мне хотелось взять и «утащить» ее в нашу компанию…

Одно, чего я так и не смогла понять, – почему, имея сообщество здесь, ей обязательно нужно было уезжать в США. Я, наоборот, только недавно уехала из Штатов. И понимаю, что не хочу возвращаться туда. В России все развивается гораздо динамичнее, здесь есть те же Digital October и RMA. И вот что я скажу – если вы хотите быть первыми в своем деле, а не десятыми в крупной корпорации, то карьеру нужно строить здесь.

Давлет Сулейманов: Соглашусь с Анной. Сейчас в России гораздо больше ресурсов и возможностей для быстрого построения бизнеса…

Ирина Митрофанова: По-моему, за рубеж стоит ехать, чтобы учиться, стажироваться в известных компаниях. Это отличная стратегия развития, которая позволит вам быть вне конкуренции, когда вы вернетесь в Россию. Владея связями по всему миру, будете иметь доступ к информации из первых рук. Такой сценарий среди наших специалистов еще не в ходу, так что вы получите гораздо больше возможностей.

Юлия Лесникова: О тех, кто, поработав на Западе, возвращается. Я хотела бы представить вам преподавателя программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» RMA, руководителя филиала международного маркетинг-агентства Buongiorno в России Эмина Алиева.

Он – экспат, большую часть жизни проживший в США. Эмин долго работал в digital-агентстве Organic, офис которого наши студенты посетили во время прошлогодней стажировки в Кремниевой долине

Эмин Алиев, генеральный директор Buongiorno RUS LLC: Я вернулся где-то три с половиной года назад. Всю сознательную жизнь я провел в Штатах, но потом понял, что упускаю что-то важное в жизни. И это «что-то» – здесь, в России. В США все предсказуемо, здесь же тебя ждут новые вызовы и трудности – но, как и любой «рожденный в СССР», я был к ним готов.

Не нужно останавливать тех, кто рвется за рубеж, чтобы проявить себя. Поверьте, они вернутся. Через год, три, пять, больше лет. Вернутся, чтобы строить страну, чтобы создавать что-то хорошее здесь. В том числе, в интернет-сфере. Например, в этом году RMA и Buongiorno учредили грант для абитуриентов программы высшего образования «Менеджмент в сфере интернет-технологий», чтобы молодые талантливые ребята имели возможность обучаться менеджменту интернет-проектов.

Юлия Лесникова: Уточню, что речь идет о вузовском, четырехлетнем – бакалавриат – образовании. К сожалению, бесплатных мест нам для него не выделили. Что тут скажешь, видимо, интернет-технологии не в приоритете у государства…

Ну что ж, а сейчас мы можем виртуально побывать в Кремниевой долине, куда этим летом на стажировку отправились несколько выпускников RMA из группы И-6. Мы сомневались, проводить ли с ними онлайн-конференцию по Skype, и решили дать вам максимально качественную картинку. Поэтому один из ребят, Андрей Александрович, несколько дней назад записал видеоролик специально для нашего мероприятия.




Юрий Синодов: То есть слушатели RMA на практике проверяют то, о чем им рассказывают преподаватели? Каково это, «рулить» чужим проектом… на чужие же деньги? 

Михаил Ковальчук, выпускник группы И-6, владелец собственной веб-студии: Мы с Андреем – одногруппники, и за время обучения участвовали в двух практических проектах. Первый был посвящен редизайну шоппинг-клуба KupiVip, второй – тогда мы были в одной команде – заключался в продвижении сайта серьезных знакомств Teamo.ru от FastLane Ventures. Мы воплощали приходившие нам идеи, а затем шли к заказчику, и он устраивал отсев: вот это – подходит, а это – извините, нет. Ну а по итогам мы получили призы за свою работу.

Юрий Сидонов: Ирина, а что вам дало обучение в RMA? Ведь бизнес у вас, по большому счету, уже был.

Ирина Митрофанова: Во-первых, мы привлекли одного из преподавателей к сотрудничеству, придумали с ним, а затем отдали отдали ему на аутсорсинг новое направление бизнеса – одно из тех, что мы сейчас успешно развиваем. Это блоги губернаторов.

Во-вторых, мне запомнился опыт, который мы получили при подготовке диплома. По ощущениям, мы будто готовились к защите в хорошей западной MBA. Руководство факультета, в частности, куратор программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Соня Соколова, очень серьезно относится к этому вопросу. Я помню, как мы раз диплом переписывали, потом второй, третий. Ведь никому не хочется, чтобы за работу было стыдно… Поэтому хочу предупредить: если вы решите учиться в RMA, готовьтесь не только посещать лекции, но и потратить много времени и сил, чтобы подготовить качественную дипломную работу. Половину успеха вы приобретаете, реализуя идею дипломного проекта. Хотя бы на бумаге.


Все новости >