СМИ о нас

Легенды, болельщики и деньги. Как работают клубы НХЛ

Обозреватель «Спорт-Экспресса» Игорь Рабинер побывал вместе со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» в двухнедельном турне по спортивным клубам Калифорнии и рассказывает о подробностях этой стажировки. Статья опубликована в газете «Спорт-Экспресса» от 20.03.2020 и на сайте издания.


Благодарность по-калифорнийски

...9 января 2020 года, Анахайм, Honda Center. Первая пауза в матче «Анахайм Дакс» — «Даллас Старз». На стадионный куб крупным планом выводят мужчину, женщину и двух детей, сидящих на трибунах. Неполная арена клуба-аутсайдера заходится овацией, многие встают. У самых сентиментальных людей в оранжевых свитерах на глазах появляются слезы.

34-летнего мужчину зовут Кори Перри. Он отыграл в местной команде 14 сезонов, первый из которых она называлась еще не «Утками», а «Могучими Утками». В 2007-м был одним из лидеров команды, которая единственный раз в истории выиграла Кубок Стэнли. В 2010-м и 2014-м представлял «Дакс» на золотых для Канады Олимпиадах в Ванкувере и Сочи. В 2016-м, выиграв чемпионат мира, вошел в Тройной золотой клуб и в том же году взял еще и Кубок мира.

Минувшим летом, после ужасного сезона всего с шестью шайбами, десятью очками и невыходом в плей-офф, «Утки» выкупили дорогостоящий контракт ветерана на 8,5 миллионов долларов в год за два сезона до его истечения. «Только бизнес, ничего личного», как сказали бы в кино о бездушных американских магнатах. Время берет свое.

Но в Америке умеют ценить героев, даже если они бывшие. Подписавший летом контракт с «Далласом» Перри впервые приехал в Анахайм, причем сыграть из-за дисквалификации не смог. Остался с семьей на трибунах. И вот в первой паузе на него сперва навели камеру — и, когда народ тут же возбужденно загудел, прокрутили на кубе трогательный клип в честь Кори. Где вспомнили и его решающие голы, и Кубок Стэнли в руках, и обожание публики. А ведь клуб, напомню, выкупил его контракт!

...Два дня спустя, 11 января. Сан-Хосе, SAP Center. Пусть хозяйская команда (как и «Анахайм») в этом сезоне и внизу таблицы НХЛ — но арена полна. Во-первых, потому что выходной — кстати, по наблюдениям клубов, в уик-энды на арены не только приходят, но выпивают там намного больше алкоголя, чем в будни.

А во-вторых и в-главных, в составе команды гостей приехал многолетний капитан «Акул» Джо Павелски. Он не выигрывал Кубок Стэнли, но выходил с буквой С на груди в его финал. Будучи когда-то выбранным «Сан-Хосе» на драфте под скромнейшим 203-м номером, провел в составе команды под тысячу матчей — 13 сезонов с коротким локаутным заездом в минское «Динамо». Под крышей арены-танка пока нет свитеров легенд клуба с 28-летней историей — но, когда до них дойдет, Павелски станет одним из первых.

Прошлым летом истек срок его контракта с «Шаркс», и предложение «Акул» не шло в сравнение с семью миллионами долларов в год, да еще и на три сезона, которые дал 35-летнему центрфорварду «Даллас».

В отличие от Перри, он смог выйти на лед против своего бывшего клуба. И снова первая пауза в матче, и снова клип на кубе. Павелски стоит на льду, свет в зале гаснет, освещена только его фигура. Бог ты мой, что это было! Градус зрительских эмоций — исключительно позитивных — оказался еще выше, чем в Анахайме. Люди просто ревели, причем в обоих смыслах слова: и кричали, и плакали. В городе этот матч рекламировали просто и со вкусом — Joe Pavelski Night. И это сработало по высшему разряду.

Вдумайтесь: речь о двух игроках, выходивших на лед против хозяев. На следующий день после матча «Сан-Хосе» — «Даллас» темпераментный, влюбленный в свою работу президент «Шаркс» Джон Тортора объяснит:

— За последние дни вы видели два праздника — в честь Кори Перри и Джо Павелски, двух легенд. Все люди, и даже легенды, не молодеют. Зарплаты, возраст, эволюция, постепенно происходящая с игроками, — все это диктует определенные решения. Мы не могли платить 35-летнему Павелски столько, сколько ему предложил «Даллас». У нас есть еще два более старших игрока — Джо Торнтон и Патрик Марло. Точно так же пару лет назад пришлось и отпустить в «Торонто» Марло, которого мы потом вернули (перед недавним дедлайном он перешел в «Питтсбург». — Прим. И.Р.). Это бизнес-решения.

Но есть эмоции болельщиков, которые мы должны уважать. Наш бывший капитан очень популярен среди них, и мы хотели доставить им удовольствие. Летом они не могли проводить его из команды — значит, нашей обязанностью было дать им такой шанс сейчас! Наш генеральный менеджер Даг Уилсон очень хорош в этом. Несколько лет назад он специально на один день выменял из «Тампы» Евгения Набокова, отдавшего «Шаркс» 10 лет, чтобы тот мог объявить об окончании карьеры вратаря в майке «Акул». Потом он повторил такую же историю с Дэном Бойлом. И такие вот праздники, как мы устроили в честь Павелски, вызывают и у самих игроков, и у болельщиков еще больше уважения к нашему клубу, для которого имеет ценность не только то, что здесь и сейчас.

Тортора рассказывал все это группе россиян. Три десятка студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» московской бизнес-школы RMA, наблюдавшая за обоими матчами (а также еще одним, «Лос-Анджелес» — «Коламбус») вживую с калифорнийских хоккейных арен, находилась под мощнейшим впечатлением от этого благородства. И толпы, не забывающей былых героев, и клубов-хозяев, не пытающихся сделать вид, что таких людей в истории «Дакс» и «Шаркс» больше нет.

Это был культурный шок, который, не сомневаюсь, всплывет в памяти этих людей, когда возникнет аналогичная ситуация на их будущих — а может, уже нынешних — местах работы. Ведь в 19-ю зарубежную стажировку, организованную за 20 лет существования RMA, отправились в том числе представители футбольных «Спартака», ЦСКА и «Зенита», хоккейных минского и рижского «Динамо».

Почти за две недели в Золотом штате США все они слушали лекции в трех клубах НХЛ, трех командах МЛС, по одной — НБА («Голден Стэйт Уорриорз») и НФЛ («Сан-Франциско Форти Найнерс»). И, что не менее важно, — пропитывались живыми впечатлениями и эмоциями. Такими, как в историях с Перри и Павелски.

Вскоре после возвращения из США в RMA состоялся многочасовой круглый стол, посвященный обсуждению увиденного и услышанного. Я был одним из его модераторов — и не упустил возможность спросить у бренд-директора футбольного «Зенита» из Санкт-Петербурга и участницы поездки Дарьи Спивак, возможны ли такое посвящение и такой клип, допустим, на матче ее клуба против самарских «Крыльев Советов» в честь Александра Анюкова, много лет славно отыгравшего за питерцев и ушедшего из команды мирно.

Признавшись, что подобных вещей по отношению к игрокам команд-соперников пока не делалось, Дарья без сомнений отвечает положительно. История с Павелски произвела на нее глубокое впечатление. Хотя о каких-то других вещах — например, об умопомрачительном световом шоу перед домашними матчами «Кингз» (у которых, представьте, есть даже должность музыкального директора, определяющего программу на каждый отдельный матч) — даже представителю «Зенита» приходится говорить как о космосе.

Равно как и о восьмистах роликах в месяц на Youtube у ФК «Лос-Анджелес», молодого клуба МЛС, сумевшего за два года забить свой более чем 20-тысячный стадион на домашних матчах под завязку. И это в городе с такой-то спортивной конкуренцией! Эта команда, сумевшая уже и регулярный чемпионат выиграть, — феноменальный кейс по использованию соцсетей в формировании серьезной и постоянной аудитории буквально с нуля.

Остается только руками разводить — футбольное «Динамо», команда с нереальной историей и при этом суперсовременной ареной, и пятнашку-то на редком матче собирает, а тут никто и звать никак — но получите больше 20 тысяч на каждом матче.

Извините уж, господа патриоты, — Америка...

Читать далее…

все публикации >

Источник: «Спорт-Экспресс» / 20 марта 2020 года