Новости
14 мая 2009

Великолепные армейцы

Выстроенная в футбольном ЦСКА система менеджмента уже на протяжении довольно долгого времени считается одной из самых лучших в стране. Стремясь во многом ориентироваться на такие клубы, как «Челси», «Реал» и «Бавария», армейцы стараются адаптировать активно применяемые в Европе концепции функционирования клубов и реализовать их с учетом российской специфики.

Несколько лет назад сразу три клуба российской премьер-лиги анонсировали строительство стадионов. Помимо «Зенита» и «Спартака», обзавестись новой ареной решил и ПФК ЦСКА. Торжественная церемония закладки первого камня состоялась 19 мая 2007 года, и именно в тот момент строительная площадка на Песчаной улице стала одним из самых обсуждаемых мест в городе.

«Сейчас мы продолжаем строительство стадиона, но в данный момент вынуждены ждать момента, когда будет продлен договор об аренде земли, – рассказывает президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер на встрече со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта». – Согласно российскому законодательству, сначала договор заключается на время строительства, а затем уже на долгосрочный период. Вообще со стадионом на сегодняшний день у нас выходит интересная история – в 2005 году мы подписали с Министерством обороны контракт относительно строительства, а документы на аренду земли нам были переданы только в июле 2007 года. Понятно, что без этих документов проект стадиона не разрабатывался – вы ведь едва ли найдете человека, который начал бы тратить деньги без договора о передаче земель. Что мы имеем на сегодняшний день? С одной стороны, в условиях финансового кризиса стоимость строительных работ существенно снизилась, строить сейчас выгодно. С другой стороны, заметно подорожали деньги. Так что вести строительство в полную силу все же тяжело, и сейчас на объекте у нас работает не 500-600 человек, а примерно 70-100. В данный момент мы строим второй подземный этаж, где будет располагаться парковка и различные системы коммуникаций. При этом все понимают, что стадион – неокупаемый объект, ни в одной стране нет стадионов, которые вернули бы за себя деньги, и все они несут скорее социальную функцию».

В контексте обсуждения функционирования будущего стадиона армейцев вопрос о работе фирменного магазина возникает сам собой. Коммерческая успешность фаншопов европейских клубов, безусловно, впечатляет – чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на ежегодные отчеты, предоставляемые аудиторской компанией Deloitte. В России же с этим существуют довольно серьезные проблемы, и чтобы как-то изменить эту ситуацию, ПФК ЦСКА приял решение пересмотреть принципы работы своего магазина.

«Возможно, изначально мы не совсем правильно подходили к вопросу функционирования клубного магазина, пока не изучили опыт зарубежных клубов. Понимаете, нельзя заниматься всем подряд, поэтому мы решили передать магазин компании, которая сосредоточена только на этом и просто выплачивает нам определенную сумму за право продавать клубную атрибутику, – отмечает Евгений Гинер. – Естественно, существует соглашение, в котором прописано, какая продукция должна присутствовать в магазине, и каким образом должна осуществляться продажа. На мой взгляд, клуб не должен заниматься торговлей – в Европе, например, этим зачастую занимаются компании, являющиеся техническими спонсорами клубов. Мы тоже решили пойти по этому пути и, подписывая трехлетний контракт с Reebok, договорились о том, что наша атрибутика будет продаваться в официальных магазинах этой фирмы. Безусловно, это очень удобно. Впрочем, на территории стадиона клубный магазин тоже, конечно же, будет. Что касается ассортимента, то здесь мы также ориентировались на европейские клубы – такие, как «Челси», «Барселона», «Реал» и «Бавария». Мы предлагали болельщикам сказать, что еще они хотели бы видеть в магазине, и по результатам этого опроса стало ясно, что в нем не хватает разве что мебели и обоев с эмблемой ЦСКА. Так что ассортимент у нас достойный, но при этом нельзя забывать, что в нашей стране большинство болельщиков не могут себе позволить тратить на атрибутику по 60-70 долларов. Естественно, при формировании ассортимента мы это учитываем».

В межсезонье в прессе активно обсуждался вопрос о том, кто станет новым генеральным спонсором ПФК ЦСКА. Высказывались различные предположения, но в итоге все они оказались не более чем слухами, и сейчас место на груди футболок армейцев по-прежнему остается свободным. «В данный момент мы продолжаем поиски генерального спонсора. Отмечу, что контракт с ВТБ был рассчитан на три года, и он был полностью выполнен как со стороны клуба, так и со стороны банка – претензий ни у кого не осталось, – говорит президент красно-синих. – На этот сезон у нас уже была достигнута предварительная договоренность с одной компанией, но из-за финансового кризиса подписание контракта не состоялось. Сейчас мы продолжаем вести работу в этом направлении – надеюсь, в течение мая нам удастся решить вопрос с генеральным спонсором. На данный момент у нас есть несколько предложений и подписывать контракт можно хоть сейчас, но дело в том, что с финансовой точки зрения эти предложения не устраивают клуб. Лучше уж играть в такой майке, как сейчас, чем рекламировать ту или иную компанию за копейки. Понятно, что соревноваться со спонсорскими контрактами европейских клубов у нас не получится, но и откровенно маленькие деньги ЦСКА не интересуют. По контракту с ВТБ мы получали без малого 10 миллионов долларов, сегодня же, учитывая влияние кризиса, мы рассчитываем заключить контракт на сумму в 7-7,5 миллиона».

У людей, которых футбол интересует не только как зрелище, но и как бизнес, неподдельное удивление вызывала и вызывает ситуация с продажей прав на телетрансляции матчей российской премьер-лиги. Если опять же обратиться к годовым отчетам Deloitte, то причины этого удивления станут очевидны. 135,8 миллиона евро, которые заработал на трансляциях мадридский «Реал» в сезоне-2007/08, – сумма для России просто космическая.

«Английская премьер-лига от продажи прав на телетрансляции получает порядка миллиарда евро. Испанская, итальянская и немецкая лиги – 500-700 миллионов евро. Права на трансляцию матчей в странах вроде Португалии, Голландии и Бельгии обходятся телекомпаниям в 200-300 миллионов долларов. Сумма, которую получает российская премьер-лига, конечно, гораздо меньше. Причем такое отношение к нашей стране наблюдается не только в вопросе покупки прав на телетрансляции, – отмечает Евгений Гинер. – В свое время известная компания bwin хотела стать титульным спонсором российской премьер-лиги и параллельно вела переговоры с португальской лигой. Так вот португальцам они предлагали контракт на 50 миллионов евро, а нам – на 6 миллионов долларов. То есть, очевидно, что к России все еще относятся не самым лучшим образом, хотя спортивные успехи, которых добилась страна за последнее время, впечатляют».

«Что касается трансляций матчей на нашем официальном сайте, то качество картинки прямо сейчас сделать лучше мы не можем, – объясняет президент армейцев. – Дело в том, что изначально права на интернет-трансляции принадлежали клубам. Но в свое время Михаил Воронцов, занимавший должность президента РФПЛ, подписал соглашение, согласно которому права на этот вид трансляций перешли к телеканалу «НТВ-Плюс», и он теперь может предъявлять нам претензии в том случае, если мы будем использовать картинку. Поэтому мы, чтобы не провоцировать начало войны с телевизионщиками, вынуждены делать все на том уровне, который есть сейчас. Но в будущем CSKA TV, конечно же, станет лучше. В планах у нас даже есть запуск CSKA TV на одном из спутниковых каналов».

Еще один вопрос, который до сих пор не теряет своей актуальности, – переход российского чемпионата на систему «осень-весна». В возникшей дискуссии Евгений Гинер был довольно категоричен.

– На мой взгляд, переход на систему «осень-весна» просто необходим. В пользу принятия этого решения говорит немало факторов. Первый и самый главный – чемпионат начинается и заканчивается на хороших полях при хорошей погоде. Во-вторых, такой шаг поможет синхронизировать чемпионат России с ведущими европейскими чемпионатами, на которые мы ориентируемся. Да, есть страны, в которых чемпионаты проводятся по такой же формуле, как у нас, но очевидно, что их уровень оставляет желать лучшего. Что даст нам синхронизация с Европой? Прежде всего то, что в розыгрышах еврокубков мы будем находиться в равных условиях, исчезнут существующие сейчас проблемы, когда весной команды еще находятся не в оптимальной форме, а поздней осенью уже устали от футбола. В-третьих, не стоит забывать про коммерческую составляющую, ведь в случае перехода на европейский формат наш чемпионат станет привлекательнее для западных телекомпаний.

– Но ведь переход на европейскую систему – довольно трудоемкий процесс...

– Действительно, многие говорят, что переход повлечет за собой возникновение сложностей, связанных с инфраструктурой клубов. Но если сегодня четко сказать, что мы все же будем переходить на эту систему, и подробно расписать все шаги, то процедура перехода станет гораздо легче. Для начала нужно просто поменять местами круги чемпионата и начинать играть летом. Затем – определить сроки, когда поля должны быть приведены в подобающее состояние, при необходимости – установить навесы над трибунами, а также предупредить клубы о том, что, например, через пять лет у них должны быть построены манежи. По всей стране будет необходимо построить 5-7 манежей, не больше. Так что если обстоятельно подойти к решению этого вопроса, сразу станет понятно – весь негатив, который пишут в газетах, рассуждая о переходе на систему «осень-весна», сильно преувеличен.

– Тогда каким, на ваш взгляд, в случае перехода должен быть максимальный перерыв между кругами?

– Полтора месяца – чтобы уходить на перерыв в середине декабря, а возобновлять чемпионат в начале февраля.

– А что тогда делать с первой и второй лигой, например?

– Чемпионат там будет играться так же, как и сейчас, с той лишь разницей, что круги поменяются местами. Про вторую лигу вообще стоит сказать отдельно. Не подумайте, что это какие-то имперские замашки, но всерьез думать о ней я начну только тогда, когда увижу, что оттуда раз в пять лет можно будет получать двух игроков высокого уровня. Пусть даже этих игроков получит не ЦСКА, а «Локомотив», «Спартак», «Зенит» или «Томь». Понимаете, из низших лиг игроки сейчас практически не пробиваются наверх. Навскидку, сколько таких футболистов вы можете назвать? Наверное, только пару десятков, из них только пять играют в топ-клубах, а десять – в клубах, которые балансируют между премьер-лигой и первым дивизионом. Таково реальное положение дел в наших низших лигах.

Во время встречи не обошлось и без в какой-то степени болельщицких вопросов – готовы ли армейцы летом расстаться с Вагнером и Юрием Жирковым, почему у Жо не получилось проявить себя в «Манчестер Сити», и кто есть на примете у скаутов красно-синих.

«Сразу скажу, что выбор в пользу Зико был сделан не из-за того, что у нас в команде достаточно много его соотечественников, – сказал Евгений Гинер, отвечая на вопрос о назначении бразильца на должность главного тренера. – Зико не разделяет людей по национальному принципу, ему все равно, бразилец перед ним или россиянин – игрок должен выходить на поле и все доказывать. Вообще же ответить на вопрос «почему» довольно сложно. Никто не даст гарантий, что мы не ошиблись, выбирая главного тренера, но рассуждать об этом нужно определенно не сейчас. Только время все расставит по своим местам».

Читать и комментировать в блоге компании RMA на Sports.ru
Все новости >