Новости
Выбор факультета
14 февраля 2014

«Радио для обезьян – это не наш путь»

«Деловой квартал. Екатеринбург» публикует авторскую колонку программного директора «Нашего Радио» Семена Чайки. Предлагаем этот материал вашему вниманию.

Радиовещание не должно быть просто бизнесом. Радио должно просвещать, объяснять слушателям, что хорошо, а что плохо. К сожалению, многие медиахолдинги давно забыли об этом. И я их понимаю: ставить в ротацию новых исполнителей, которые играют необычную музыку, значит рисковать. Но если не ставить — любая, даже самая неформатная станция станет со временем ретро-радио — со старыми, проверенными временем шлягерами. Денежный поток в таком случае будет стабильным, но получится ли его увеличить? Очень сомнительно!

«Наше радио» не избежало этой участи. Можно было выключить приемник в 2002 году и включить снова в 2010-м — разницы вы бы не заметили. «Наше радио» слишком доверяло своим слушателям. Так, что даже позволяло им определять сетку вещания. Как это происходило в последние годы: из сообщества станции в Интернете отобрали желающих принимать участие в тестировании, это оказались самые ярые поклонники станции — 17 тыс. из 350 тыс. подписчиков, и каждую неделю 5 тыс. из них отсылались 40 хуков. Хук — это короткий трек с кусочками новых песен.

Человек из тестовой группы должен был расставить «галочки» понравившимся хукам. Имена исполнителей и названия композиций он не знал. И вот, представьте, слышит такой человек голос Шевчука — ставит плюс, слышит Кипелова — ставит плюс, а в третьем хуке новая группа, которую он еще ни разу не слышал. Большинство нового эти тестирующие «заминусят». В ротацию эти группы не попадают. Из недели в неделю, из года в год тестирующие ставили «галочки» одним и тем же. Это заметили не сразу. А когда заметили, сочли, что так и надо.

За десять лет «Наше радио» превратилось в «КиШ-FM» — настолько много в эфире крутилось песен группы «Король и шут». А если серьезно, то я подсчитал: за десять лет на станции крутилось всего 30 форматообразующих артистов. Вот наглядный пример: ска-панк-группа Distemper в 2000-х гг. принесла свои записи на «Наше». Тогдашний программный директор сказал: «Ска в России — это «Ленинград», а панк — это «Наив» и «Тараканы». Больше у нас ска-панка нет и не будет». Именно так радиостанция может поднять или опустить любого музыканта.

Группа может получить известность лишь потому, что радио этого хочет, и наоборот. Есть такая певица, исполняющая психо-фолк, — Инна Желанная. Она мне рассказывала, что программные директора некоторых станций отказываются брать ее песни в эфир только потому, что в них нет припевов. Более идиотского отношения к исполнителям я, наверное, не встречал! На моей памяти более 70 групп прекратили свою деятельность из-за невостребованности их творчества на радио. Они не играли попсу или говнорок, они делали хорошую, честную музыку.

Мне могут возразить: «Но ведь есть Интернет!». Все так. Но беда в том, что человек ленив. Логика среднестатистического слушателя (не меломана или коллекционера!) такова: чтобы найти какую-то песню, нужно серфить в Интернете, тратить свое время. И, потом, мало просто найти, нужно еще спросить у других, нравится им эта песня или нет: «А вот вдруг мне нравится, а другим нет — я буду выглядеть дураком!». Тут и включается просветительская функция радио.

Политика, которую я провожу на «Нашем радио» (я стал программным директором в мае 2013 года), сводится к простой истине: музыка не бывает стилистически ограниченной. Она бывает или хорошей, или плохой. Не все слушатели это приняли. В соцсетях меня стали обвинять, что я нарушаю сложившийся формат. Аудитория «Нашего радио» считает форматным только русский рок. Я стал выяснять у слушателей, что же такое, по их мнению, русский рок. Отвечают — это когда тексты глубокие, со смыслом, барабаны бьют и гитара делает «жи-жи-жи». Простите, а как же Стас Михайлов, который поет песни на стихи Есенина? Глубже некуда, Есенин! Или концерт «На-На», где с гитарами и барабанами все в порядке? Причем, когда на «Нашем радио» крутились «Любэ», Hi-Fi, Глюкоза, «Звери» и тот же Киркоров, который с Гариком Сукачевым бесконечно спасал Анжелу Дэвис, все были довольны.

Я уже 22 года в радиобизнесе. Чем дальше, тем музыка становится проще. Чем проще — тем примитивнее. Если потакать требованиям аудитории — мы станем обезьянами. И это самый страшный парадокс: радио, с одной стороны, должно развлекать, с другой — вкладывать что-то в мозги человеку, чтобы он им и оставался.

Сегодня я рискую каждый день. Мне доверили главную радиостанцию «Мультимедиа Холдинга». Если она поплывет — куча людей останется без зарплаты. Десять лет «Наше радио» не рисковало — и загнало себя в капкан: резерва для роста больше нет. Теперь мы пытаемся из этого капкана выбраться. Посмотрим, что дальше.

Все новости >