Новости
Выбор факультета
31 марта 2014

«Мы не конкурируем с iTunes, мы создаем новый рынок»

27 марта в бизнес-школе RMA состоялась открытая лекция Валерия Мифодовского, автора идеи 3plet, со-основателя 3pletPublishing. Валерий рассказал о том, как технологии меняют музыкальную индустрию, какие новые возможностях цифрового издания музыки существуют сегодня для артистов, а также в реальном времени показал процесс создания digital альбома на платформе 3plet. Предлагаем вашему вниманию интервью с Валерием, в котором освещены ключевые моменты лекции.

- Как Вы пришли к идее создания 3plet?

- Я достаточно давно в музыке. У меня есть понимание того, что происходит в индустрии. Плюс, я долгое время работал в телекоме, занимался дополнительными мобильными услугами, начиная от рингтонов и смс-технологий, заканчивая цифровой музыкой. Я наблюдал все эти процессы практически с момента рождения отрасли.

Все наблюдения привели к тому, что стало понятно –  вся музыка уйдет в цифровой формат. Позже стало ясно, что доминирующим форматом станет mp3, и пользователь не оценит качества других форматов. С точки зрения потребительских свойств ему [пользователю] mp3  вполне достаточно. Но mp3 лишен эмоциональной составляющей, к которой я привык, как меломан. Для поколения постарше выход альбома любимого артиста всегда был событием. Событием культурным. И общение с этим альбомом заключалось не только в прослушивании звука, а и в считывании целого комплекса символов, которые были зашифрованы в релизе: оформление, тексты, информация о том, кто над ним работал, на каком инструменте играл и т.д.. Это создавало контекст восприятия альбома, сильно отличающийся от простого прослушивания звука.

Понимание того, что mp3 лишает слушателя меломанского опыта, и это просто выхолощенный звук, привело к мысли, что должно быть что-то еще. Поиск “чего-то еще” привел к тому, что мы попытались сделать имитацию CD на десктопных машинах. С листанием буклетиков мышкой, с доставанием диска и прочее. Ничего хорошего не получилось. Просто потратили полтора года.

Стали появляться экосистемы: App Store, Android Store [сейчас - Google Play]. Стала меняться модель развлечения. На данный момент она уже устоялась – это девайс и палец на девайсе. Соответственно, если музыка сейчас хочет претендовать на развлечение, а не на фон, она должна отвечать такому банальному требованию. Поскольку mp3 стал массовым явлением, и бороться с пиратством смысла не имело, надо было придумать, как эксплуатировать сложившуюся ситуацию.

Единственный концептуальный выход – делать продукт, который будет нести большую ценность для пользователя, чем mp3. А дальше очень легко прийти к тому, что есть понятная сущность – альбом. Есть понятные выразительные средства, помимо звука. А значит, эти выразительные средства должны быть добавлены. Вот и вся цепочка.

В 3plet не только звук, а три элемента: музыка, изображение, тексты. Это не бонусы к музыке, а равные с ней выразительные средства. По крайней мере, в концепции. Получается продвинутый аналог люксового CD, только в цифровом мире, доступный на всех платформах.

- Непосредственно продукт программировали не Вы?

- Не я, конечно. 4 года назад у нас был прототип, который назывался AppBum (от application и album). С ним вышла смешная история. Когда мы выпустили уже  4 релиза, выяснилось, что на сленге (для некоторых хорошо понимающих английский)  Bum – это жопа. Такое и приложение вышло. 4 штуки.

Там была не вся функциональность, которая сейчас есть в 3plet – это был компромисс между возможностями разработчика и моими желаниями. Но, тем не менее, мы получили порядка 30 тыс. инсталляций за год. И очень хорошие отзывы, касательно самой идеи того, что альбом может быть самостоятельной сущностью, а не каким-то стримингом или проигрывателем файлов.

- Сколько 3plet альбомов выпущено на данный момент?

- По-моему, 45. В производстве еще под 100.

- А количество установок?

- Около 90 тысяч на данный момент [7.03.2014] на всех платформах.

- Какова бизнес-модель? Вы продаете 3plet альбомы платно?

- Бизнес-модель состоит из двух частей.

Первая: мы оказываем платные услуги по производству для артиста. Мы, как завод, на который раньше приходили, заказывали CD и получали коробку. Выпустить альбом стоит 350 евро. По российским ценам, столько же стоит выпуск самого дешевого CD в количестве 500 штук.

Мы не выступаем в роли лейбла, мы выступаем в роли завода, который вместо коробки вынужден еще положить продукт сразу в магазины приложений, вместо артиста. Кроме того, мы хотим контролировать развитие бренда. Поэтому после производственной части мы выступаем, как издатели. Но не берем на себя роль лейбла, который диктует артисту, что должно быть в его альбоме Мы оставляем за собой право не выпускать триплет–альбом, если качество предоставленных материалов не достаточное.

Вторая: далее артист может решить, либо он разрешает бесплатное скачивание этого приложения, либо решает продавать этот альбом. В случае с продажей, мы делим роялти. Если бесплатно – дальше нет никакой бизнес-модели.

Больше половины релизов у нас сейчас – бесплатные, потому что артисты сначала хотят донести свою музыку в целостном виде, где личность артиста ярко выражена. Для них это скорее инструмент маркетинга, чем заработка.

- Какой процент вы берете с роялти?

- С независимыми артистами, у которых есть все права, но перспективы не ясны – 50/50. С лейблами – 80/20. Сейчас думаем всех перевести на единую ставку.

- Инвестиции под проект поднимали?

- Нет, пока мы все делаем своими средствами. Сложно поднять инвестиции в такой проект, потому что мы попадаем в зону, где важны две компетенции: одна – технологическая, а другая – музыкальная. Не достаточно технологии, чтобы проект взлетел, нужно понимать музыкальный рынок глобально. Не российский рынок. Нас вообще российский рынок интересует скорее как кейс. Если он будет зарабатывать что-то – отлично, но наши амбиции – это Америка и Европа.

Пока никто не занимается подобными проектами, мы хотим создать отраслевой стандарт выпуска цифровых альбомов. Заменить CD. Сейчас такого стандарта нет.

- Но как вы собираетесь бороться с теми же iTunes, Spotify и т.д.?

- Мы не собираемся с ними бороться.

- Вы не конкурируете?

- Есть разные способы потребления музыки. Spotify, Pandora, iTunes… Через 5 лет поставщиков стриминга будет огромное количество. Они начнут конкурировать дополнительными сервисами, плюшками и прочим. Мы в этот поток не встраиваемся. Мы вычленяем отдельную категорию потребителей.

Есть американские цифры, которые говорят, что до 20% аудитории артиста покупают все, что этот артист выпускает. Вплоть до коллекционных магнитиков на холодильник. На этом держится огромный рынок мерчандайзинга. Эти 15-20% приносят до 70% доходов в совокупной выручке артиста. Фактически, это социальный капитал, который кормит артиста в долгосрочном периоде.

Для этой категории потребителей в цифровом мире нет продукта. Индустрия говорит: “Ребята, вы все одинаковые, идите на iTunes”. Но папку с файлами можно взять и на торрентах. Тут есть элемент идеологической игры: легально, не легально. Но с точки зрения потребительских свойств – это просто папка с файлами. И она очень быстро разваливается просто на файлы. Категория “альбом” испаряется. Музыка отрывается не только от носителя, но и от автора.

Мы хотим создать люксовый продукт. Люди как потребляли [музыку] подобным образом, так и потребляют. Не зря у нас родился слоган: “3plet – это не новый способ слушать музыку, это способ ее любить”. Он богаче, он требует внимания, он обоснован только в том случае, если ты хочешь взаимодействовать с музыкой на уровне, как кино посмотреть и книжку почитать. Когда ты погружаешься, и это погружение доставляет удовольствие. А если это погружение вызывает напряжение – то этот продукт не для тебя. Значит, прослушивания Вконтакте достаточно.

А для больших игроков этот подход [выпуск продукции отдельными альбомами] очень трудоемкий. Они ведь мыслят каталогами. Всю цифровую революцию IT-индустрия занималась индустриальным подходом: есть огромный массив треков и нужно обустроить интерфейсы к этим трекам для пользователя. И все проекты – это вопросы интерфейса и монетизации. Одна категория – отгружаем файлы (iTunes); другая – даем стриминг (Spotify). И та, и другая бизнес-модель сомнительны до сих пор.

- Но ведь они работают.

- Сами по себе, как бизнес, они не очень работают. Не факт, что iTunes был бы таким, какой он есть, если бы не было синергии с другой продукцией Apple. Spotify – до сих пор не прибыльная компания. Они привлекают инвестиций все больше и больше, а музыканты – как не видели денег, так и не видят.

- Еще есть SoundCloud.

- SoundCloud – это больше сервис. Фактически, музыкальный хостинг. Там другая модель. Они продают услуги музыкантам, а не продают пользователям музыку.

- То есть вы конкурируете только с физическими носителями?

- Мы даже с ними не конкурируем. Мы создаем новый рынок.

- Голубой океан?

- По сути, да. Наша проблема – донести до пользователя, что эта штука [3plet] есть, и она крутая. И пока мы это не сделаем, большие игроки сюда не придут. Потому что им мелко возиться с каждым релизом и артистом. Они привыкли к индустриальным решениям – 20 млн. треков, интерфейс, глобальный маркетинг, всех в братскую могилу и т.д..

- Но, зачастую, тот рынок, на котором нет конкурентов – это рынок, на котором нет денег.

- Но ведь появился iTunes, появился iPhone. Сколько было производителей? Казалось, куда там уже втиснуться? Втиснулись. И где сейчас Nokia, а где Apple? Я 3 года был директором фирменного магазина Nokia в Москве. Я знаю потребителя, продукт. Я очень лоялен был к Nokia. Так что, если так относиться, то вроде бы и инициатив никаких не нужно.

Тут как раз проблема с венчурными капиталистами. Они меряют привычными им категориями. Такое ощущение, что у них есть шаблон “10 вопросов к стартапу”, и они по нему идут. “Какая стоимость привлечения одного потребителя?” И ты понимаешь, что 20 минут ему что-то рассказывал, а он вообще не врубился. Потому что нам не нужно привлекать пользователей. Мы не сайт, не экосистема.

Наша главная аудитория – музыканты. И мы через них обслуживаем их аудиторию. Какая стоимость привлечения? “Всегда разная”, – видимо такой ответ. “Ага, тогда это не бизнес-модель, это не масштабируется, не просчитывается”.

- Вы публиковались на TechCrucnh. Многие стартапы мечтают туда попасть. Что Вам это дало?

- Есть мнение у стартапов, что после того, как о тебе на TechCrunch написали, можно карьеру заканчивать, жизнь удалась Но на нас пока денежный дождь не пролился, хотя, конечно, разговаривать с потенциальными инвесторами стало легче.

Конечно, в итоге есть очень большое количество коммуникаций. Хорошо, что заметили. Но мне лично кажется большим достижением то, что 3plet попал в число 30 музыкальных стартапов, отобранных на Midem. Midem – это больше музыкальная экспертиза, чем технологическая. И, оказалось, что мы способны на фактически-идеологическом уровне привнести что-то новое в музыкальную индустрию. Это заметили, оценили, и сейчас у нас вовсю идет продолжение Midem’овских коммуникаций, в частности, несколько сотен западных артистов, с которыми мы общаемся на предмет выпуска альбомов.

- Как Вы привлекали первых музыкантов? Через знакомства или рассылали холодные письма?

- Я в музыке достаточно давно. Есть достаточно контактов. Тот же Лагутенко [Илья Лагутенко - лидер группы Мумий Тролль] – продвинутый товарищ, с ним легко общаться про инновации.

- Какой процент музыкантов из тех, с которыми Вы общались, соглашался выпускать альбом через 3plet?

- 90% музыкантов считают, что  возродить альбомы – это круто. Не так-то просто выпустить альбом [в формате 3plet]. Продакшн картинок для многих – неподъемный труд, как оказалось. Продакшн текстов – зачастую, вообще что-то непонятное. Они считают, что текста песни вполне достаточно. А мы считаем, что должна быть дополнительная ценность в персональном комментарии к каждому треку от артиста. Это создает контекст и настроение, через которые альбом воспринимается совсем по-другому и, точно, более интересно.

Поэтому говорят: “Да, мы хотим издать”, – где-то 50% музыкантов. Дальше начинается: “У нас альбом через полгода”, – и прочее. Растягивается, но так или иначе у нас сейчас около 100 альбомов находятся в такой стадии производства. 40 альбомов за год мы выпустили практически на этапе тестирования, поскольку версия под Android появилась только в ноябре 2013 года.

- Развивать формат дальше будете, или вы уже остановились на этой концепции?

- Конечно, будем. Вы сейчас видите процентов 30% от запланированного. Но на текущем этапе инвестиции во всякие технологические фишки – преждевременны. Для пользователя ценности уже более, чем достаточно, чтобы сформировать какое-то отношение к продукту. Нам гораздо важнее маркетинговая часть. Мы хотим выпустить одного-двоих больших артистов, желательно западных, которые включат в свои маркетинговые активности наш продукт. Тогда у нас получится кейс полноценной реакции. То, что мы делаем здесь с локальными артистами, нельзя в полной мере проецировать на западные рынки. Там и лояльность фан-базы выше, и конверсия в оплату выше. Замерить эти показатели очень важно. Тогда могут пойти и инвестиции, потому что мы сможем доказать состоятельность нашей бизнес-идеи.

- Инвестиции будете на Западе поднимать?

- Мы ищем их там, да.

- Уже есть договоренности с западными артистами?

- Уже вышли два американских релиза, бразильцы готовятся, ирландцы. Иностранные релизы уже есть, просто они не глобальные. Нам нужна Леди Гага. Нам нужен Radiohead.

- Вы ведете с ними переговоры?

- Конечно! Пишем письма всем подряд. Дэвиду Боуи и прочим. Просто, это не получится за один момент. Тут я могу позвонить артисту, сказать: “Давай!” – он скажет: “Давай”. И все, решили. А там – [авторские] права, лейбл, издатель и целая история. Но мы прорвемся, уверен!


Интервью опубликовано на сайте Expertorama

Автор: Алексей Бондаренко. Фотограф: Михаил Федин.

Все новости >