Новости
Выбор факультета
04 декабря 2014

«Цены на новые картины растут гораздо быстрее, чем на старые»

The Village поговорил с основателем арт-галереи Veresov Gallery Василием Кузнецовым о крахе антикварного рынка, людях, покупающих картины, и инвестициях в российское искусство. Предлагаем этот материал вашему вниманию.

Что теперь покупают россияне: Антикварный рынок рухнул в 2008 году, хотя то, что это однажды случится, было понятно и раньше. Весь XX век рынок заполнялся антикварными вещами, которые собрало для него время, но это не могло происходить бесконечно. Новые аутентичные вещи подходили к концу, а подделок становилось всё больше.

В 1990-х в России открывалось огромное количество антикварных магазинов с однотипными названиями. Торговля шла хорошо, и никто из них особенно не задумывался о репутации и качестве товаров. Люди покупали старинные вещи в надежде на то, что, если наступят сложные времена, они всегда смогут продать их за хорошую цену. В 2008 году все начали активно распродавать свои коллекции, и здесь оказалось, что 70 % всех вещей на рынке — это подделка. За картину, которая для них стоила 200 тысяч долларов, они в лучшем случае могли получить 5 тысяч. Так были похоронены миллионы долларов, а коллекционеры стали очень осторожно относиться к антикварному рынку. Причём подделки не обязательно являются сознательным мошенничеством, они и правда могут появиться на рынке в результате ошибки эксперта.

Как обычно происходит работа с антиквариатом: вы покупаете вещь у частного лица, затем отдаёте её на экспертизу, получаете заключение, реставрируете, выставляете на выставках и продаёте уже как полноценное произведение искусства. В случае с портретами, если вы также провели иконографический анализ, то есть определили, кто именно изображён на картине, то работа дорожает на 30–40 процентов.

Важно выбрать подходящего эксперта-искусствоведа, потому что каждый из них специализируется на конкретном периоде и имеет определённый авторитет на рынке. Например, сейчас, чтобы подтвердить работу Малевича, нужно получить 18 экспертных заключений от всех признаваемых мировым сообществом экспертов по его творчеству. В 1990-е же любой неопытный эксперт мог провести анализ и поставить свою подпись. Не только эксперты ошибаются, но и само время любит путать карты. Например, на американских яйцах Фаберже стоят настоящие клейма, раритетные монеты печатались несколькими тиражами, выпускники Академии художеств делали копии великих мастеров великолепного качества. Среди этого изобилия подделок очень сложно определить, где настоящее.

Сейчас среди коллекционеров наметилась тенденция покупать современное искусство, потому что здесь вы уж точно не натолкнётесь на подделку. К тому же цены на новые картины растут намного быстрее, чем на старые. Через два года купленную картину можно продать в два-три раза дороже.

Сколько стоит современное искусство: Когда упал «железный занавес», русские художники начали активно продавать свои работы за бесценок, по 100–200 долларов. Тогда в России это были хорошие деньги, но этой дешевизной они сильно испортили рынок.

Западный рынок перенасытился работами русских художников, и теперь они не так высоко ценятся. Самый крупный арт-рынок в мире сейчас — это Китай. Там активно строятся музеи, проводится много выставок, люди коллекционируют искусство, к тому же там очень много богатых людей. Они очень любят советское искусство, так что если и заниматься продажей картин за пределами России, то там.

Средний оборот художественной галереи в России — порядка 2 миллионов долларов в год. Самый дорогой современный русский художник — это Илья Кабаков, его работы продаются по 5–6 миллионов долларов, но это недостижимая высота для остальных.

Читать дальше…

Все новости >