Новости
13 октября 2015

Приглашаем на занятие Юлии Матвеевой

В среду, 14 октября, в учебном центре бизнес -школы RMA (улица Нижняя Сыромятническая, дом 10, строение 12) пройдет лекция главного редактора журнала FoodService Юлии Матвеевой для студентов факультета «Менеджмент в ресторанном бизнесе и индустрии развлечений». Тема: «Основные тенденции ресторанного рынка». Начало в 19.00. Аудитория: Che. Приглашаются учащиеся группы "Р-31". При подготовке к занятию рекомендуем ознакомиться с материалом Юлии, опубликованном в журнале FoodService в декабре 2014 года.

В вихре событий

Нынешний год для российского ресторанного рынка, как и для страны в целом, оказался богат на события. С начала лета в силу вступил закон, запрещающий курение в ресторанах и отелях, последствия которого особенно сильно ощутили бары и пивные концепции. Жизнь московских предприятий осложнили новые правила размещения вывесок и расширение территории платных парковок. Но по-настоящему серьезный вызов бизнесу последовал в августе, когда Россия в ответ на экономические санкции стран Запада ввела запрет на импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран Евросоюза, Норвегии, США, Канады и Австралии. Эмбарго разрушило отлаженные цепочки поставок: крупные ресторанные компании традиционно получали из-за рубежа до 70% объема закупок.

Запрет на импорт всколыхнул ресторанный рынок, заставив поставщиков и рестораторов оперативно искать замену запрещенным продуктам в странах Латинской Америки, Ближнего Востока и СНГ. Вырос интерес и к продуктам российского производства: из веяния моды работа с локальным продуктом превратилась в насущную необходимость. Об успехах на этом поприще говорят одиночные рестораны, большинство сетей же отмечают, что для работы с крупными компаниями у многих российских производителей пока еще нет нужных объемов и отлаженной логистики. В первый же месяц после введения эмбарго цены на продукты для HoReCa в целом выросли на 15–20%.

Это нанесло удар по экономике предприятий питания, заставляя шеф-поваров серьезно перерабатывать меню в попытке удержать растущий фудкост. Осенью масла в огонь подлил стремительно падающий рубль, вызвавший дальнейшее повышение цен на импорт и рост реальной стоимости аренды (арендные ставки традиционно привязаны к иностранной валюте). При этом возможности существенно повышать цены в меню у рестораторов нет. Общая ситуация в стране и экономике негативно повлияла на потребительскую активность еще в первой половине года (если заглянуть в финансовый отчет «Росинтера», единственной в России публичной ресторанной компании, мы узнаем, что чистая операционная выручка в первой половине 2014 г. упала на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., а валовая выручка сопоставимых ресторанов упала на 7,6%). Осенью на фоне падающего рубля многие рестораторы говорили уже о 20%-ном оттоке гостей.

Еще одним громким событием последних месяцев стали массовые проверки Роспотребнадзора в ресторанах McDonald's, по результатам которых была временно приостановлена работа порядка десяти заведений, в том числе знаменитого ресторана на Пушкинской площади (снова заработал в середине ноября), который многие годы был самым посещаемым рестораном сети в мире. Напомню, что McDonald's – одна из немногих западных компаний, которая развивается в нашей стране не по франчайзингу, а собственными силами. Открытие в 1990 г. первого McDonald's стало началом новой эры для российского ресторанного рынка. Именно из McDonald's вышли многие управленцы, впоследствии возглавившие другие ресторанные сети. До последнего времени американская компания ежегодно увеличивала свое присутствие в России на 15%, так, с середины 2013 по середину 2014 г. было открыто 55 новых ресторанов. Весной 2014 г. в Поволжье, в свободной экономической зоне Алабуга, было начато строительство так называемого «города поставщиков McDonald's», задача которого – продвинуть сеть на восток страны.

Стоит отметить, что до недавнего времени российский ресторанный бизнес был очень привлекателен для инвестирования. Одно из свидетельств этого – внушительные темпы роста лидеров рынка. С середины 2013 по середину 2014 г. 40 крупнейших ресторанных групп России увеличили свое присутствие на рынке на 14,3% (годом ранее прирост составил 15%). Правда, из 40 крупнейших компаний 11, то есть более четверти, показали отрицательный рост. Столь высокая доля операторов, сокративших свои активы, присутствует в нашем рейтинге впервые за семь лет его существования.

Читать дальше…

Читайте также:

Победа быстрых (Юлия Матвеева подводит итоги 2013 года, журнал Foodservice)

Все новости >