Новости
Выбор факультета
11 марта 2015

Смутное время

Портал Restoranoff.ru публикует очередную авторскую колонку известного ресторанного критика, промоутера и преподавателя программы «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» бизнес-школы RMA Олега Назарова. В ней он дает гневную отповедь тем так называемым экспертам ресторанного рынка, кто своими не имеющими ничего общего с реальной жизнью поучениями и комментариями дестабилизируют и без того напряженную в силу бушующего в отрасли кризиса обстановку. Предлагаем этот материал вашему вниманию.

Так уж получается, кто каждый новый век Россия встречает смутным временем. Трещит экономика, лихорадит общество, активизируются внешние враги… И в такой предгрозовой ситуации страна наполняется юродивыми, кликушами, предсказателями, мессиями всех мастей и прочими лжепророками и проповедниками. Одни в силу собственной неадекватности, а другие корысти ради начинают изрекать откровения и создавать учения, которые в результате еще больше дестабилизируют обстановку, хотя самим мессиям приносят изрядные дивиденды. То же самое мы имеем сейчас в нашем ресторанном бизнесе, который, чего греха таить, на ладан дышит.

Ясное дело, что и запрет на курение, и введение продуктовых санкций, и грядущие налоги на малый бизнес, и, естественно, падение курса рубля привели российский общепит к краю пропасти. Сообщения о не переживших новогодние праздники ресторанах (среди которых — настоящие гранды и легенды) мелькают во всех СМИ. Да что СМИ! Недавно разговаривал с совладельцем большой сети столичных ресторанов демократичного формата, еще недавно большим поклонником генеральной линии партии и правительства, — так и у него в компании выручки упали на четверть, несколько мест закрылось, да и сам он уже никакой не поклонник упомянутой линии...

И вот в это смутное ресторанное время, как по заказу, активизировались в нашей отрасли очередные «учителя», которые, оказывается, прекрасно все предвидели, все знают и готовы вести рестораторов за собой в светлое будущее. Как правило, это ни за что лично не отвечающие неудачливые ресторанные консультанты и нищие «гастрономические эксперты», привыкшие писать восторженные отзывы о ком угодно, лишь бы накормили. Для них, почитай их откровения, вообще никаких проблем не существует! Послушайся их, доверься им — и будет все в шоколаде! Оказывается, то, что мы имеем сегодня, — это и есть счастье!..

Вот читаю очередную такую писанину: «Общепит может получить фору, если включит голову»... Далее следуют рекомендации, как конкретно включать, перед которыми можно ставить эпиграф «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!»: выгоните бездарного шеф повара! увольте управляющего! съездите сами на ферму, агрокомплекс и договоритесь о поставках! А знаете, почему люди этого не делают? Потому, что «бизнесменов ленивее рестораторов я никогда не видел»… Что же, спрашивается, сам этот теоретик, ежели все знает, провалил собственные заведения? Или тогда он тоже был ленивым, а сейчас кризис ему по башке ударил и он вдруг прозрел?

С не меньшим удивлением читаю я написанные неплохим языком поучения другого мессии, «одного из самых популярных московских авторов ресторанно-гастрономической тематики», как он себя именует. Снисходительно похлопывая рестораторов по плечу, он сообщает, что, дескать, умнее надо было быть, товарищи! Все, кто, мол, его слушался, никаких санкций не боятся, ибо давно уже перешли на отечественные продукты (например, черноморские мидии) и создали «крайне прибыльные концепции, ведь российские продукты дешевле, а гастропатриотизм — самый ощутимый и востребованный новый тренд последнего времени». Тут что ни слово, то выдача желаемого за действительное.

Ну, во-первых, не знаю в Москве ни одного ресторатора, кто хотя бы еще год-полтора назад работал с черноморскими мидиями. В Крыму — да, в Анапе и Сочи — да, но в столице о них слыхом не слыхивали… Во-вторых, то, что российские продукты дешевле, тоже тезис неоднозначный. Российская мука, разумеется, дешевле итальянской, но вот незадача — паста из нее получается несколько иная! Это все равно что, сравнивая «Ладу-Калину» с «Мерседесом» S-класса, с безапелляционной радостью констатировать, что российские автомобили дешевле немецких…

Ну и, наконец, про «гастрономический тренд». Премьер Медведев — да, повелел, чтобы в день его рождения на праздничном столе были только отечественные продукты. Но если пробежаться по общепиту, то где будут полные залы? Правильно — в чайханах, пиццериях, суши-барах. Видимо, автор только с членами правительства и общается, которым теперь кушать отечественное (икру, осетрину) по должности положено. Но зачем по ним судить обо всей публике?

Читать дальше…

Все новости >