Новости
20 апреля 2015

«Только из согласованности может получиться хороший результат»

Крупнейший в мире смотр современного искусства, Венецианская биеннале, в этом сезоне пройдет с 9 мая по 22 ноября. Организаторы увеличили срок проведения на месяц, мотивируя это беспрецедентным интересом публики — в прошлом сезоне более 130 выставок биеннале посетили свыше 500 тысяч человек. Свои национальные представительства в 2015-м там откроют 80 стран, а Россию в постоянном павильоне работы Алексея Щусева впервые представит женщина-художник — концептуалист Ирина Нахова. В преддверии открытия выставки о ее подготовке, «женской сборной» России и концептуализме, Лента.ру публикует интервью с комиссаром павильона, главой московского выставочного фонда Stella Art и коллекционером Стеллой Кесаевой.

Как в этом сезоне проходил выбор куратора, художника?

Стелла Кесаева: Это всегда трудный выбор. Как только заканчивается одна биеннале, сразу начинаю думать о следующей. Но поскольку никогда Россию в Венеции не представляла женщина, мы решили остановиться на Ирине Наховой, мастере тотальных инсталляций, во многом единственной у нас в стране. Она предложила куратора, захотела работать с Маргаритой Тупицыной. Я считаю, что это очень правильный выбор. Так у нас создалась женская команда в этом году.

Это не вполне типичная ситуация — когда художник выбирает куратора.

Я всегда исхожу из того, что художнику должно быть комфортно работать с куратором. Потому что иначе, если возникнет конфликт интересов, выставки не получится. У меня биеннальный опыт уже шесть лет, и я могу с уверенность сказать, что иначе нельзя. Нужна договоренность между комиссаром, куратором, художником. Не так, что я хочу куратора такого, а ты, художник, будешь работать с тем, кого я назначу. Нет. Только из согласованности может получиться хороший результат.

Для вас фигура художника Наховой когда возникла и в связи с чем?

Ирину Нахову я узнала, когда начала заниматься московским концептуализмом, и ее работы произвели на меня сильное впечатление. Ее инсталляции «Душ», «Пальто» и многие другие бесподобны! Они считываются сразу, понятны абсолютно всем. И вообще она — неординарная личность со своим удивительным миром, в котором живет.

Как обсуждался проект павильона?

Когда мы в июле пригласили Ирину, то сразу попросили сделать несколько предложений по проекту. Из них мы и выбирали, обсуждали. Проект называется «Зеленый павильон». Что будет внутри, не могу вам сейчас рассказать, потому что каждый художник всегда старается немножко посекретничать, сохранить некую тайну до открытия. Почему «Зеленый павильон»? Потому что мы решили перекрасить павильон в его оригинальный зеленый цвет. Такой, каким его задумывал Щусев. И какой он был во время открытия в 1914 году. С балюстрадами, с вензелями. Как шкатулка. Мы столкнулись со многими преградами бюрократическими, потому что нельзя было просто перекрасить в зеленый цвет, нам запретили власти Венеции. Пришлось сделать фальш-стены по всем фасадам. В общем, огромная работа.

Внутри будет тотальная инсталляция?

Да. Каждая комната представит отдельные этапы творчества Наховой. Те проекты, которые жили в ее голове, но которые она еще не делала.

Читать далее...

 

Все новости >