Новости
Выбор факультета
25 июня 2015

«В конце концов каждый хочет увидеть "Звездную ночь" Ван Гога вживую»

Всего несколько лет назад интернет-гигант Google открыл для любителей искусства возможность гулять по коридорам музеев и наслаждаться шедеврами не вставая из своего кресла. С помощью технологии Street-View были оцифрованы главные музеи мира: от галереи Уффици и музея Метрополитен до музея Орсе и Эрмитажа. Теперь кажется, что так было всегда. Основатель Google Art Project и директор Академии культуры Google Амит Суд рассказал «Ленте.ру» о том, как ему пришло в голову «слить» шедевры в сеть, чего боятся музеи, как мнение его мамы влияет на политику Google, а интернет — на музеи.

Чем вы занимались до Google?

Я уехал из Индии в 1999 году. Я хотел пожить в разных местах: чем больше стран, тем лучше. Так что я сначала жил в Нью-Йорке, потом переехал в Стокгольм, потом в Сингапур, в Брюссель. Работал при этом в разных компаниях: DHL, Ericsson, инвестиционный банк. Это было не для карьеры, а для моего личного роста. Потом я начал курс MBA (магистр бизнес-администрирования) во Франции, в Фонтенбло, недалеко от Парижа, и Google предложил мне работу: приехать в Лондон и помочь им с маркетингом и с разработкой Google-maps. И вот я до сих пор здесь. Как вам пришло в голову создать Google Art Project? В 2009 году я задумался, как перенести искусство в сеть, чтобы объяснить людям, что же такое музей. Сначала этим занимались я и несколько моих друзей. Года полтора-два у нас заняло продумывание и развитие проекта. Я пытался понять, как сделать что-то внутри музея, мой товарищ продумывал, что может получиться, если собрать много музеев вместе. Так, небольшой группой, мы разработали концепцию Google Art Project. В 2011 мы запустились. И сразу поняли, что идея пришлась по вкусу и зрителям-посетителям, и самим музеям.

Какой музей был первым?

Первыми были сразу 17 музеев: Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA), музей Метрополитен, галерея Уффици, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей современного искусства в Праге (Kampa), галерея Тейт, Национальная галерея в Лондоне, музей королевы Софии, музей Тиссена-Борнемисы, музей Ван Гога и другие коллекции мирового уровня. Сразу после запуска в этом солидном составе к нам присоединились такие гиганты как музей Орсе, и «вирус» пошел по всему миру — Индия, Япония…

Удивительно, что такие музеи как Эрмитаж и Третьяковская галерея сразу согласились. Ведь вы рассказывали, что многих пришлось долго уговаривать, поскольку им казалось, что люди перестанут ходить в музеи, если появится возможность виртуально посещать их и подробно разглядывать шедевры на своем компьютере.

Я приезжал в Петербург несколько раз, чтобы уговорить Эрмитаж. Конечно, это один из величайших музеев в мире, и такие проекты, как наш, им не так уж стратегически важны. Поэтому нам нужно было найти причину, по которой бы они согласились. Для Эрмитажа этой причиной стало участие в Google Art Project таких музеев, как Метрополитен и MoMA, — у нас получился хороший клуб по интересам. В общем-то, именно это всем и нравится: есть гиганты, есть средние музеи, есть маленькие. И все они на одной платформе. Сейчас у нас около 700 партнеров: архивы, фонды, музеи. Это не только искусство — это история, чудеса света, достопримечательности. Удивительно, что количество посетителей музеев по всему миру выросло с приходом Google Art Project. Нельзя сказать наверняка, но предполагаю, что интерес спровоцирован растущей популярностью искусства в интернете. Человек смотрит на шедевр онлайн, изучает его историю, но в конце концов каждый хочет увидеть «Звездную ночь» Ван Гога вживую.

Вы говорили, что главным критерием для вас всегда было мнение вашей мамы: понравится ей или нет, понятно ей будет или нет. Что она сейчас говорит о вашей работе?

Говорит, что «сейчас все выглядит окей». Я думаю, искусство важно для всех. Но иногда оно слишком отгораживается от людей стенами музеев и официозом, и люди думают, что это не для них. Моя мама любит моду, ювелирные украшения. Я говорил ей: это тоже искусство и культура. Ведь ювелир делает украшения как художник. Дело еще в том, какой подход найти к каждому. Если бы я ей предложил съездить в Санкт-Петербург и провести два дня в музее, изучая его коллекцию, она бы точно отказалась. Но если я ей предложу посмотреть на красивую коллекцию изделий из золота в Эрмитаже, она согласится без колебаний. У каждого человека свои интересы.

Все новости >