Новости
30 июня 2015

Марка, которая не подведет

Перед предпринимателем, размышляющим о приобретении франшизы общественного питания, неизбежно встает вопрос, какую торговую марку выбрать. Советы о том, как сориентироваться в море ресторанных франшиз и отличить бренд с проверенной экономикой от пустышки, читателям «FoodService» дает эксперт в области франчайзинга, преподаватель факультета «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» бизнес-школы RMA Светлана Князева.

В общей сложности в России по франчайзингу развивается уже почти тысяча брендов (по данным Российской ассоциации франчайзинга и компании EMTG – организатора выставки BuyBrand), более 20% франшиз представлены в сфере общественного питания. На рынке появляются все новые и новые предложения франшиз. Для предпринимателей самого разного масштаба это отличный шанс открыть новый бизнес под известными торговыми марками и с использованием готовых бизнес- решений. Кто-то покупает франшизу, чтобы диверсифицировать вложения, для кого-то это возможность открыть собственное дело с минимальными рисками. В общем, можно говорить о серьезном росте популярности франчайзинга.

Изменился и «портрет потребителя» в этой сфере бизнеса. Потенциальные франчайзи наших дней стали разборчивее в выборе партнера. Большая часть предпринимателей в общих чертах, иногда из надежных источников, но чаще все же достаточно интуитивно и основываясь на здравом смысле, знают, какой должна быть потенциально успешная и надежная франшиза. Но даже опытные бизнесмены могут упустить некоторые нюансы при принятии решения о сотрудничестве с тем или иным брендом и правообладателем (франчайзером). Ведь «франчайзинговая грамотность» выросла и среди недобросовестных псевдоправообладателей, а попросту мошенников, и среди тех, кто предполагает, что предложить для тиражирования свой пока еще недостаточно зрелый бизнес – это удачная возможность привлечения капиталов со стороны, деньги из воздуха, так сказать.

До недавнего времени определить «дутость» франшизы можно было уже по описанию франчайзингового предложения, но сейчас почти все франчайзеры, описывая свое предложение, заявляют о высокой степени проработанности бизнеса, работе по договору коммерческой концессии, обещают всестороннюю поддержку партнерам, а порой даже предоставляют гарантии успешности бизнеса.

Иногда трудно понять, что в реальности скрывается за тем или иным «соблазнительным» франчайзинговым предложением. Сложно определить, предлагают ли вам реальный бизнес или же за ярким описанием в действительности нет никакой бизнес-модели, а порой и ни одной действующей точки. Предложений на любой вкус и кошелек достаточно, но шансов ошибиться становится больше… Я давно работаю в этой сфере и хотела бы поделиться некоторыми рекомендациями с предпринимателями, которые хотят приобрести франшизу.

Бренды, тренды и мода

Оцените актуальность интересующего вас бренда. Так или иначе ресторанные концепции устаревают, ведь рынок общественного питания, как и другие индустрии, меняется со временем. Современные гости придирчивы и капризны, раскрутить новое заведение становится все сложнее. Ответственные франчайзеры улучшают свои предложения, вводят в меню блюда, востребованные у нового поколения гостей, создают необычные и технологичные концепции («Воккер»), предоставляют дополнительные услуги (детские праздники в «АндерСоне»), предлагают качественный монопродукт («Гудман»).

Тем не менее на рынке много концепций и брендов, уходящих в прошлое, застывших в позавчерашней моде, «окаменевших». Владельцы франшиз, которые стали не востребованы на столичных или зарубежных рынках, часто пытаются развиваться в регионах. Они ориентируются на пока еще стабильную популярность своего предложения, сформированную за счет былых заслуг перед гостями и экстенсивного (сугубо территориального) развития. Бывает и так, что франчайзер вроде бы находится в поиске трендовых идей, но делает это неуклюже и медленно или, напротив, суетливо и бессистемно. В общем, вероятность приобрести франшизу потенциально изживающего себя бренда достаточно велика.

Приобретая бизнес на долгую перспективу, произвести вложения все-таки лучше в актуальный бренд, владелец которого и учитывает тенденции рынка, и отвечает требованиям и запросам современного потребителя. Достоверно определить трендовость франшизы непросто. Стоит изучить маркетинговые активности потенциального партнера за последнее время и решить для себя, насколько они удачны, последовательны и инновационны.

Лучший продавец франшиз – само заведение

Зайдите в действующее заведение того бренда, франшизу которого собирае-тесь приобрести. Это позволит вам сформировать собственное мнение о реальной востребованности сети. Заполненность зала, уровень сервиса, общая атмосфера, все, что вы можете увидеть, услышать, попробовать, скажет вам об успешности сети много больше, чем красочные рекламные объявления или обещания франчайзера.

Станьте гостем заведения на несколько дней, чтобы убедиться в своих выводах. И еще важная черта для характеристики франшизы: уверенным в своих брендах правообладателям нечего скрывать от будущих партнеров. Они охотно демонстрируют свой бизнес: приглашают потенциальных франчайзи на дни открытых дверей, дают возможность заглянуть «за кулисы» и принять осознанное решение по выбору франшизы.

Читать дальше…

Все новости >