Новости
Выбор факультета
11 сентября 2015

Бренду RMA 15 лет (ФОТО и ВИДЕО)

Бренду RMA – 15 лет. Интервью сайту бизнес-школы дал ее основатель и бессменный руководитель Кирилл Кулаков




Кирилл, с чего все начиналось тогда, 15 лет назад? Как возникла идея создать не что-нибудь, а именно бизнес-школу?

А тогда такой идеи не было. В 2000 году мы, я и двое моих иностранных коллег, создавали не бизнес-школу, и даже не инновационно-образовательную компанию, как RMA потом называлась на определенном этапе своего развития. У нас тогда был проект, можно сказать продюсерский, ориентированный на подготовку не менеджеров в какой бы то ни было области, а поп-артистов. Называлось все это Millenium Rainbow и план был изначально такой, что мы объявим и проведем кастинг, создадим группу из молодых начинающих музыкантов и в дальнейшем, может быть, даже продвинем ее на американский рынок.

Это, конечно, с нашей стороны было довольно нахально и наивно, но тем не менее за дело мы взялись энергично и за три месяца просмотрели и прослушали что –то около 10 тысяч человек – происходило это все в «Планете Hollywood», сейчас такого места уже нет в Москве, а по тем временам это был такой очень крутой ночной клуб, один из самых модных.

Ну и вот: группу, которая покорила бы США, мы так и не собрали: у нас возникли разногласия с американскими партнерами – по вопросам авторских прав, еще по каким-то – и проект в итоге заглох. Зато по его, так сказать, горячим следам мы открыли шоу-бизнес школу RMA, где все было по настоящему, где преподавались вокал, хореография, актерское мастерство, сценическая речь, и так далее, и тому подобное. А потом, это был уже 2001 год, мы совместно с МУЗ ТВ реализовали второй аналогичный проект – создали школу виджеев, и параллельно с этим, в сотрудничестве с «Русским Радио», еще и третий -- школу диджеев, эфирных и клубных.

Хочу уточнить – название RMA тогда уже присутствовало… А что это вообще такое? Как оно расшифровывается?

Ну, тогда оно расшифровывалось как Rainbow Music Agency… Rainbow потому, что была – ты помнишь – такая группа у Ричи Блэкмора, одна из моих самых любимых… А сейчас, наверное, уже никак не расшифровывается: RMA и RMA. Это вообще-то обычная история – НТВ когда-то тоже как-то расшифровывалось, ВТБ… А теперь -- никак. Я некоторое время назад думал над тем, чтобы это старое название преобразовать в Russian Management Academy, но оказалось, что это дело чрезвычайно хлопотное – чтобы назваться «российской академией», нужно, во-первых, спрашивать специального разрешения у государства нашего, и плюс к тому, у нас тогда должны были бы работать реальные академики. Ну, а где же я их возьму? В общем, теперь мы RMA… Просто RMA, и все.




Да, ну и когда все-таки все эти проекты переросли именно в бизнес-школу? И что этому поспособствовало?

Я думаю, что сами эти проекты и поспособствовали. Просто в процессе работы с ними мы постепенно пришли к пониманию того, что людей талантливых, я имею в виду артистов, у нас полно, а вот тех, кто бы ими занимался, кто их двигал бы, помогал бы выстраивать карьеру, вот таких специалистов, таких именно менеджеров, у нас в стране практически нет, и их в общем нигде не готовят.

Это с одной стороны. Но с другой – открытие первого нашего факультета – «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» -- это было чистой воды стечение обстоятельств и только что не экспромт. Там все просто срослось каким-то почти чудесным образом. В общем, получилось так, что в конце августа 2002 года я снимал какую-то рекламу, я сейчас даже не помню уже какую… Я вообще по образованию режиссер кино и телевидения, в свое время закончил ВГИК, именно в рекламе в 90-е работал довольно много, ну и в начале 2000-х тоже от этого не окончательно еще отошел, бывало, что снимал…

И вот конкретно в этом случае нам для съемок нужны были учебные аудитории, и мы их арендовали в Государственном университете управления, конкретно – на кафедре менеджмента кино и телевидения. И там мы как-то случайно, в коридоре столкнулись с заведующим этой кафедрой, разговорились, и как-то тоже сама собой в разговоре возникла эта тема – почему бы не открыть на базе ГУУ еще и программу профпереподготовки «Менеджмент в шоу-бизнесе». Ему эта идея понравилась, он говорит: «Давай, жду от тебя конкретных предложений». И уже через неделю я ему эти предложения представил, через месяц ученый совет их утвердил, и в декабре 2002-го программа запустилась.

Я, если честно, до сих пор поверить не могу в то, что все это именно так произошло. Это действительно было что-то такое абсолютно невероятное, потому что вообще-то, как мы все знаем не понаслышке, такая оперативность в принятии решений, особенно в наших государственных структурах, это совсем не то, чем эти структуры славятся.




Концептуально что из себя представляла эта первая образовательная программа? Кто преподаватели были?

Концептуально мы сразу решили, что наши преподаватели – это не преподаватели в чистом виде. Ну, то есть это не те люди, которые что-то там, какую-то теорию, в свое время по книжкам выучили, и теперь тому же самому учат других. Мы для себя определили, что с нашими студентами будут работать только практики, только люди, которые в том предмете, который они преподают, разобрались не по учебникам, или скажем так: не только по ним.

То есть, если речь идет конкретно о музыкальном бизнесе, то это действующие продюсеры, это действующие главы лейблов звукозаписывающих, программные директора музыкальных радиостанций, организаторы реальных музыкальных фестивалей, и так далее, и так далее… Ну, и по именам если говорить, то многие из тех, кто с нами тогда начинал, они и до сих пор у нас преподают. Олег Нестеров, Елена Бедуш, Александр Кушнир, Михаил Козырев, на тот момент возглавлявший «Наше Радио», Евгений Сафронов и Александр Тихонов из агентства «Интермедиа»…

А как вы с ними со всеми познакомились?

Изначально нам очень помог Артемий Троицкий, спасибо ему за это огромное. Помню, когда вопрос с запуском был уже решен, мы к нему отправились на переговоры – он в то время был главным редактором российского «Плейбоя»…

Не могу сказать, что Артем нашу затею воспринял с восторгом, он скорее пессимистически был настроен, но мы его как-то уговорили, как-то смогли убедить, и он в итоге стал куратором нашего факультета, он сам у нас преподавал и преподает, и кроме того, он нам дал контакты многих тех, кого мы хотели бы к преподаванию привлечь и в итоге привлекли.

Там много было разных замечательных людей, некоторых сейчас вместе, в одном проекте представить довольно сложно – ну, вот хотя бы Пригожина и того же Троицкого. Но тогда еще антагонизма между ними особого не наблюдалось, и оба они у нас на факультете читали каждый свое… Дэвид Джанк читал опять же – это был глава Universal Music Russia, тот самый, кто подписал Т.А.Т.У., и при котором они на весь мир прогремели. В общем, с самого начала состав преподавателей у нас очень сильный был.

После шоу-бизнеса запустился спортивный факультет, так?

Да, и надо сказать, что тот момент, когда он стартовал, это был уже 2004 год, стал для нас переломным. В том смысле, что с этого момента мы отошли уже окончательно от всех творческих проектов и целиком и полностью сосредоточились на бизнес-образовании, на подготовке именно менеджеров. Наверное, как раз этот момент можно считать днем рождения бизнес-школы RMA.




Ты сказал, что запуск ШБ был в значительной мере спонтанным. Со спортом также было? И почему вообще – спорт?

Ну, тут сыграли, конечно, роль мои личные увлечения и пристрастия. Спортом, прежде всего хоккеем, футболом, я интересовался с раннего детства: болел и болею за «Динамо», вся юность моя прошла в Петровском парке. Сейчас уже, конечно, на стадион не так часто выбираюсь, хотя вот, в 2012 году, на финал Кубка Гагарина, даже в Омск за командой летал.

Что касается того, был ли запуск спорта спонтанным… Нет, история с шоу-бизнесом, она была в своем роде единственная, а все остальные свои факультеты мы запускали уже вполне подготовлено и осознанно – проводили marketing research, старались определить, будет ли новое направление востребовано, нужны ли на рынке те специалисты, которых мы собираемся готовить. Применительно к спорту сомнений в этом никаких не было – у нас и сейчас-то немного конкурентов, а тогда… Нет, конечно, и тогда где-то в институте физкультуры готовили каких-то так называемых «начальников команд», но ты же понимаешь, что это, давай скажем деликатно, не совсем тот уровень, который нашему спорту требовался…

Ну, и в общем, если говорить о том, угадали ли мы с этим вторым факультетом, то «угадали» -- это не то слово. Когда мы первый набор объявили, это был просто фурор, мы группу набрали за неделю, а две – за месяц. И с тех самых пор этот факультет у нас остается ведущим, можно сказать, флагманским.

В каком смысле? Он функционирует, развивается как-то иначе, чем другие?

Нет, когда я говорю «флагманский», я имею в виду то, что он – самый востребованный, здесь у нас больше всего народу за все время выпустилось. А в целом, если говорить о том, как спортивный факультет функционирует, то главный принцип здесь точно такой же, какой был при запуске самой первой специализации, и какой сейчас работает на всех пяти наших факультетах: ставку мы делаем именно на преподавателей – практиков. В этом смысле и со спортом история повторилась примерно такая же, как с шоу-бизнесом.

Мы прикинули, кто из наших китов, из наших легенд спортивных мог бы нас поддержать, решили, что никого лучше Папы, Александра Яковлевича Гомельского, Царствие ему небесное, нам не найти, и попросились к нему на аудиенцию. Он нас принял прямо у себя дома, как сейчас помню, совершенно запросто, в спортивном костюме, в тапочках, и он нас действительно поддержал и очень нам помог. Благодаря ему, мы, например, получили в преподаватели такого человека, как Сергей Кущенко – он тогда был главным в баскетбольном ЦСКА и титул «лучший спортивный менеджер России» носил чуть не официально.

Ну, и дальше уже пошло – первым куратором спортивного факультета у нас был Фетисов, Мутко у нас читал, Чернышенко читал, Сорокин читал, Прядкин, Чебан – читали… Гинер Евгений Ленорович, Бабаев Роман… Президенты, гендиректора других клубов футбольных, хоккейных, гандбольных… Я долго могу имена педагогов наших звездных перечислять, тому, кому это интересно, лучше, наверное, на сайт зайти, в раздел «Наши преподаватели»: я думаю, из наших функционеров, чиновников спортивных, глав Федераций проще тех назвать, кто у нас не преподавал…

Ну, и плюс к тому, конечно, иностранцы. Многих мы специально приглашали и приглашаем в Москву именно под лекции в RMA – например, директор департамента стратегического развития мадридского «Реала» Иван Мартин Браво у нас в свое время целый годовой курс прочел. Других – что называется, по случаю.




По случаю это как?

Как только мы узнаем результаты очередной жеребьевки Лиги Чемпионов, Лиги Европы, как только понимаем, кто к нам сюда приедет играть, мы сразу связываемся с этими клубами и предлагаем их топ-менеджерам провести в Москве мастер-классы для наших студентов. За эти годы мы уже очень прилично обросли зарубежными контактами, там, за границей, нас, пожалуй, знают, не хуже, чем здесь. Поэтому таких случаев, когда кто –то от наших предложений отказывался, до сих пор были единицы, да и то это было связано с какими-то исключительно форс-мажорными обстоятельствами: например, в 2011 году, «Лилль» играл с ЦСКА, и мы с ними уже обо всем договорились, но они здорово опоздали в Москву из-за нелетной погоды, прилетели практически впритык к матчу, и занятие из-за этого сорвалось.

А так – кто только у нас здесь не был – вице-президент «Барселоны» Хавьер Фаус, топ-менеджеры «Реала», «Баварии», «Челси», «Манчестер Сити», «Ромы»… Я опять-таки не буду здесь всех перечислять, кому интересно – на сайте у нас подробные отчеты обо всех этих мастер –классах есть. Точно также, как и обо всех организованных нами иностранных стажировках. Их на данный момент 15 уже было, и теперь мы готовим шестнадцатую – в январе будущего года полетим в Канаду. Проджект –менеджером этой поездки у нас будет Дарюс Каспарайтис. Я с ним сейчас постоянно на связи, обсуждаем деловую программу: уже есть договоренности о визитах в «Монреаль Канадиенс», в «Торонто Мейпл Лифс», в «Оттава Сенаторс». Плюс, помимо собственно хоккея, еще три клуба, выступающих в MLS, NBA и MLB.

Кстати сказать, вот эти вот наши иностранные стажировки для спортивных менеджеров – штука абсолютно уникальная. Таких больше никто в мире не организует. Кто-то, конечно, может подумать, что это я цену RMA набиваю, но я на самом деле об этом говорю без всякой задней мысли и абсолютно ответственно. Сколько раз нам во время подготовки таких поездок приходилось общаться с менеджерами тех клубов, которые мы просили нас принять, столько раз они удивлялись: дескать, ни о чем подобном раньше не слыхали и никто никогда к ним из других стран, что называется, опыт перенимать не приезжал. Стажировки для тренеров, это да, есть такая практика. А вот именно менеджерских – нет. Это наше ноу хау.

Но иностранные стажировки ведь не только на спортивном факультете организуются …

Нет, конечно. Я про спортивный факультете так подробно рассказываю просто потому, что там у нас этих стажировок больше было, чем на любом другом – в Англию несколько раз ездили, в Германию и Голландию, в Испанию – дважды, в Италию, во Францию, в Португалию, в США, в 2013 году даже до Латинской Америки добрались – в Аргентине побывали и в Бразилии, как раз за год до чемпионата мира…

А так, конечно, на других факультетах, эти стажировки тоже присутствуют. Скажем, интернетчики наши в свое время ездили в Силиконовую Долину, у ресторанного факультета довольно много было стажировок – в том числе в США и в Японии. «Шоу-бизнес» помимо той же Америки ездил в Великобританию, в Швецию. А «Арт» -- на берлинскую биеннале, на ярмарку Arco в Мадриде, на сингапурскую Art Stage.

Эти три последние поездки стали возможны во многом благодаря Николаю Палажченко, куратору нашего самого младшего факультета. Он, я могу сказать, вообще нереально крут. Мы с ним долго в процессе запуска друг к другу притирались, был между нами некий антагонизм, поскольку взгляды на то, каким должен быть образовательный продукт у нас были не то, чтобы диаметрально противоположные, но все-таки и не абсолютно одинаковые. К тому же я не до конца понимал, чем Николай Палыч вообще занимается. Для меня это словосочетание -- арт-дилер – до сих пор звучит как-то даже пугающе. Но при этом, я повторюсь, он супер-профессионал, он очень пробивной, он отличный организатор, его все знают – от владельцев модных галерей до высокопоставленных чиновников в мэрии, и он действительно своей работой на факультете увлечен и отдается ей так, что ничего, кроме уважения это вызвать не может.

Рассказывая об RMA, ты все время говоришь – мы, нас… Мы – это кто?

Мы – это мы. Есть много людей, и нынешних сотрудников, и тех, кто больше в RMA не работает, без которых мы точно не добились бы таких результатов, какие мы все это время демонстрировали и продолжаем демонстрировать. Я могу назвать конкретные имена: это Катя Винникова, с которой мы вместе начинали, и которая десять лет фактически была моей правой рукой. Это Сергей Иванов, запускавший спортивный факульет, а потом некоторое время возглавлявший ресторанный. Это Герман Чистяков, второй руководитель «Спорта», и Камилла Летифова – третий. Это две Юли -- Лесникова, усилиями которой состоялась наша интернет-специализация, и Кожевникова – под ее руководством стартовал «Ресторан». Это наш директор по маркетингу Лариса Рахматулина – новый сайт RMA, который мы сегодня запускаем, это прежде всего ее заслуга. Это Марина Иваненко, очень много сделавшая для факультета «ШБ», это Елена Александровна Коробова, которая все эти годы заведует нашей учебной частью, это Катя Прокофьева, наш юрист, а с недавних пор еще и мой заместитель…

Кто еще? Марина Кирюхина, которая была нашей студенткой на «Ресторане», закончила этот факультет, потом два года проработала заместителем его руководителя, а сейчас, вот уже четвертый год, его возглавляет. Никита Матвеев, тоже наш бывший студент, а теперь первое лицо на «Спорте»: он сменил в этом качестве Камиллу, которая, кстати говоря, тоже в свое время спортивный факультет закончила…

Я сейчас говорю и ловлю себя на мысли, что перечислять имена и фамилии людей, которые сделали RMA, я могу очень долго; собственно, нужно бы, конечно, вообще всех назвать, с кем довелось за это время поработать, но это очень долго будет: так что пусть те, кого я персонально не упомянул, не обижаются и знают, что я их всех очень ценю и очень им всем благодарен.

Надеюсь, и они ко мне, и вообще к RMA, испытывают схожие чувства, потому что для многих из них работа в нашей компании стала, скажем так, хорошим трамплином для новых свершений: тот же Герман Чистяков, он, как известно, после нас поработал гендиректором в «Анжи» в их золотой период, потом – в «Паоке». Та же Юля Лесникова после RMA была директором образовательных программ в технопарке Digital October. Этот список тоже можно долго продолжать…




Ты говоришь о впечатляющих результатах, достигнутых RMA за 15 лет. Можно об этом поподробнее?

Конечно, можно. Ну, во-первых – 15 лет на рынке это само по себе уже является результатом. При том, что у нас никогда не было и нет какого-то стороннего финансирования – государственного или частного. Все, что мы зарабатываем, мы зарабатываем сами. Многие из тех, кто этого не знает, кто смотрит на нас со стороны, в это просто поверить не могут. Они, например, заходят на наш сайт, видят, какое количество новостей мы генерируем, сколько событий у нас происходит, и думают, что за всем этим стоит какая-то очень крупная компания с большим штатом и огромным финансированием – ну, что-то типа «Сколково». А это ведь не так на самом деле: нас мало, просто мы очень работоспособные и эффективные.

Потом – я очень горжусь тем, что два года назад мы, опять-таки исключительно за счет собственных средств, построили новый учебный центр – просторный, комфортный, мультимедийный, с большим количеством аудиторий, со студенческим кафе. Это тоже был большой шаг вперед – история, когда наши факультеты были разбросаны по всему городу, когда занятия проводились на разных площадках, закончена – теперь нашим студентам и преподавателям не нужно мотаться на край Москвы, теперь весь наш учебный процесс сконцентрирован в одном месте.


Ну, и, конечно, главный результат – это наши выпускники. Через RMA за эти годы прошло около 5 тысяч человек. И не просто прошло… Достаточно заглянуть в профили наших выпускников, достаточно почитать у нас на сайте материалы в разделе «Истории успеха», чтобы понять, что для многих, очень многих из них RMA стала отличной стартовой площадкой для дальнейшей карьеры, для профессионального развития в выбранном направлении. Кто-то из них работает в больших компаниях-лидерах рынка, кто –то двигает собственные проекты. В каждой из индустрий, для которых мы готовим менеджеров, вы можете найти наших выпускников, они уже сейчас являются там заметными фигурами. И я надеюсь, что наступит время, когда наши выпускники будут определять лицо этих индустрий.

… Ну, и еще, чтобы закончить разговор о том, насколько мы за это время стали популярны. Недавно мы с большим удивлением обнаружили на просторах рунета сайт, работающий под нашим именем, использующий логотип, очень похожий на наш, и будто бы принадлежащий компании, оказывающей услуги в области бизнес-образования. Набрали указанный номер, спрашиваем: «Вы к бизнес-школе RMA отношение имеете?» «Да, -- отвечают, -- это наши партнеры». При том, что – я это заявляю абсолютно официально – никаких таких партнеров у нас нет, использовать свое название и лого мы никому не разрешали, и франшизами торговать в обозримом будущем тоже не планируем. В общем, такая история… Мы с ней, безусловно, намерены разобраться в чисто юридическом ключе. Но -- можно ведь на это взглянуть и с другой точки зрения. Это ведь реальный успех, реальное признание бренда… Нас уже копируют, подделывают. Как Levi’s или Adidas… Значит, мы знамениты.


Последний вопрос: как RMA переживает нынешнее кризисное время? И что дальше? Не планирует ли, скажем, бизнес –школа открывать филиалы в регионах? Или развивать проекты, связанные с дистанционным образованием?

Что касается кризиса, то, конечно, нельзя сказать, что мы его вовсе не замечаем. Замечаем, и нам сейчас, как и всем, непросто: особенно с учетом тех недавних больших расходов, которые мы понесли, как я уже сказал, в связи со строительством учебного центра. Но в общем, мы в будущее смотрим с оптимизмом. Я не вижу, чтобы кризис как-то уж совсем разрушительно сказывался на тех отраслях бизнеса, с которыми мы работаем. Рестораны? Да, многие закрываются, но ведь и новых открывается не меньше – с другими форматами, с другими концепциями, но открываются. Спорт… Я думаю, наоборот, кризис подтолкнет многие наши клубы к тому, чтобы уже, наконец, не просто деньги государственные проедать, а и самим зарабатывать. Да и чемпионат мира в 2018 году никто не отменял… Арт – это вещь, конечно, такая специфическая, не массовая, но мы этот факультет никогда как ключевой и не рассматривали. Без интернета мы себе свою жизнь представить просто уже не можем – никакой кризис этого не перешибет. А шоу – бизнес… Ну, шоу-бизнес – это шоу –бизнес…

По поводу того, что будет дальше и не намерены ли мы идти в регионы и развивать дистанционное образование… Нет, не намерены… Ни того, ни другого мы делать не планируем. Почему? Потому, что в регионах, пока по крайней мере, невозможно собрать такую команду преподавателей, которая бы обеспечила должный уровень учебного процесса. Все –таки все крупнейшие бизнес-игроки у нас на данный момент сконцентрированы именно в Москве, даже Питер с ней в этом смысле тягаться не может.

А что касается дистанционного образования, то это, возможно, вещь для кого-то и полезная, но нам, мне лично не близкая. Я все-таки считаю, что живое общение студентов с преподавателем, друг с другом, оно адекватно ничем заменено быть не может. В нашем деле очень важно вращаться в профессиональной тусовке. Важно создать вокруг креативную такую атмосферу, в которой люди могут обмениваться мыслями, идеями, могут кооперироваться и создавать совместные проекты.

Сидя за компьютером в собственной спальне вы такой атмосферы никогда не ощутите.


Беседовал Петр БРАНТОВ

Все новости >