Что смотреть на Московской биеннале
На ВДНХ 22 сентября открывается Шестая московская биеннале современного искусства. В течение десяти дней на выставке и в московских музеях можно будет увидеть работы художников со всего мира — от Сергея Браткова до Фабриса Ибера и от Луиз Буржуа до Олега Кулика. МОСЛЕНТА поговорила с комиссаром биеннале, преподавателем факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Иосифом Бакштейном о том, на какое из мероприятий надо идти обязательно и как отличить хорошую работу от плохой.
— Тема биеннале — «Жизнь вместе». Что вы подразумеваете под этим девизом?
В наше время очень важен вопрос нахождения общего языка, диалога, понимания между художественной средой и окружающими ее кругами. А также между нашим художественным сообществом и интернациональной художественной средой. Для меня самой важной задачей еще с постперестроечных времен было восстановление внешних связей русского искусства, поддержание отношений. Еще в семидесятые - восьмидесятые годы мы чувствовали себя частью интернациональной художественной сцены, хотя первая выставка русского современного искусства состоялась лишь в 1988 году в Западном Берлине, а первая выставка в Америке прошла в 1990 году в Бостоне (я был ее со-куратором). Тогда была установка на поиски диалога, на взаимопонимание, на создание общего языка. И сейчас мы продолжаем эту традицию.
Теперь это стало особенно важным, потому что возникли проблемы на политическом горизонте, и искусство должно определять свою позицию в этой ситуации. Опять стоит проблема диалога, проблема того, как жить вместе, как взаимодействовать, как обсуждать серьезные темы в искусстве, политике, социальной жизни.
Аниш Капур
— А вы считаете, что диалог всегда возможен? Например, когда на выставку приходят люди, которые заранее оскорблены искусством…
События в Манеже как раз подчеркнули необходимость поиска диалога. Вменяемые люди должны обсудить между собой, как вести себя в ситуации, когда часть общества относится к тому, что мы делаем, с агрессивным непониманием.
— Насколько пространство ВДНХ отвечает задачам биеннале?
Нам там выделили центральный павильон — самый большой, самый знаковый. Он находится недалеко от входа на ВДНХ, до него легко добраться. Нам была важна доступность, потому что в первые десять дней на биеннале состоится дискуссионная часть: лекции, мастер-классы, перформансы, встречи с художниками. Художники будут находиться в этом павильоне и создавать произведения прямо во время выставки, а зритель может подойти, спросить их: «Что это вы тут рисуете?»
— Комфортна ли такая ситуация для художников?
Это ситуация для них непроста, но, конечно, те, кто согласился на такой формат, понимают, что это тоже перформанс. Они будут готовы к тому, чтобы реагировать на вопросы зрителей.
Луиз Буржуа, Внутри и снаружи
— Довольно часто приходится слышать, что в моменты кризиса, когда жизнь у людей и так непроста, наиболее востребованным становится искусство, «навевающее сон золотой», то, что отвлекает от существенных жизненных проблем…
Или, наоборот, — то, которое эти проблемы обсуждает. Все же в России существует какое-то гражданское общество — пусть недостаточно зрелое. И вот эта дискуссия на тему «Как жить вместе» — одна из сверхзадач биеннале. Подобный формат влияет на формирование элементов гражданского общества.
— Чем биеннале может быть полезна Москве?
В биеннале участвуют люди, принадлежащие к элите мирового художественного сообщества. Кураторами всегда были знаковые фигуры — начиная с первой биеннале, когда кураторами были Ханс-Ульрих Обрист, Даниэль Бирнбаум, Роза Мартинес. Там был Николя Буррио — культовая фигура для французских интеллектуалов. На третьей биеннале был Жан-Юбер Мартен — одна из абсолютно уважаемых фигур. То есть биеннале — один из самых статусных проектов, имеющих международное значение. Для Москвы это важно.
И еще — мы с самого начала (первая биеннале была в 2005 году в Музее Ленина) старались объединить под ее эгидой те художественные события, те проекты, которые создавались нашими коллегами в Москве. Понятие «специальный проект московской биеннале» возникло еще десять лет назад. Сейчас у нас порядка шестидесяти специальных проектов — все основные художественные институции Москвы делают свои проекты под эгидой биеннале. Она становится объединяющим фактором.
— Один человек не может посмотреть все события биеннале — ну если только отпуск не возьмет на это время. На какие выставки вы порекомендовали бы сходить студенту художественного вуза, банковскому служащему и матери-домохозяйке?
Я не могу разделить аудиторию — все равны. Наиболее важные выставки — это Луиз Буржуа в Музее современного искусства «Гараж» и Аниш Капур в Еврейском музее и центре толерантности. Я советовал бы их посетить всем.