«В шоу-бизнес я шла не за праздником, я шла делать праздник»
Мария Ланг начала проходить стажировку на проекте Лины Арифулиной уже через две недели после начала обучения на факультете «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений». Упорство и ответственность помогли Марии проявить себя, теперь она работает в мастерской «LA Group» над проектами «Лига ораторов» и «Дай пять!». Нашему сайту выпускница RMA рассказала, кому стоит идти в
Почему после восьми лет работы в банке вы внезапно решили заняться музыкальным бизнесом?
Я, вообще, закончила журфак МГУ, но работать журналистом не захотела. Второе образование — банковское дело в ВШЭ. Обстоятельства сложились так, что я попала в банк и осталась там на восемь лет, — у меня была стабильная работа, но скучная. Во время кризиса я попала под сокращение, чему, как ни странно, обрадовалась. У меня появилось время просто остановиться и задуматься: «Что я хочу делать?».
Однажды на Артплее я случайно встретила знакомую, которая предложила сходить на открытую лекцию по музыкальному бизнесу в RMA. У меня были свободные два часа, и я подумала: «Почему бы и нет, я же люблю новую информацию и увлекаюсь музыкой». Когда я шла на эту лекцию, я даже не думала о дополнительном образовании, мне просто было интересно. В общем, это была любовь с первого взгляда, я захотела учиться именно в этом месте, именно на этом факультете.
То есть ваша карьера в индустрии началась с RMA?
Да, уже через две недели учёбы я начала общаться с Линой Арифулиной. Это была стажировка на программе «10 самых с Лерой Кудрявцевой», для которой нужно было написать тексты. Вся суть программы — Лера объявляет звезду в строчке рейтинга, а затем идет
Мария Ланг с Лерой Кудрявцевой
Были ли правки, много приходилось переделывать?
Правки были всё время, нужно было
Вы участвовали в других стажировкахво время обучения в RMA?
Да, работала на концертах: бегала за кулисами, водила звезд до сцены и обратно. Было невероятно интересно смотреть, как расписаны гримёрки, как устроена вёрстка, как работают организаторы, — это всё была магия для меня. Несмотря на то, что я просто водила Веру Брежневу
Я считаю, если человек хочет работать в
Я была на стажировках за кулисами четыре раза, и сейчас на съемках понимаю, как это было полезно. Я знаю, как все устроено, и меня не пугает, что вокруг постоянно
Насколько ваши представления о том, что происходит за кулисами, сопоставились с реальностью?
Я часто ходила на концерты и другие мероприятия и всегда прекрасно понимала, что за кулисами — совершенно другой мир. Я не разочаровалась, не очаровалась, всё именно так, как я это себе и представляла. У меня был очень трезвый взгляд, я никогда не воспринимала закулисье как способ быть ближе к звездам и вести
После работы на «10 самых» вы продолжили работать с Линой?
Да, после этой стажировки меня начали приглашать редактором и помощником на небольшие частные мероприятия. Я там была на подхвате: брала интервью для подготовки мероприятия, просто ездила с камерой и задавала вопросы. Совершенно простую работу делала.
Сейчас я веду два проекта как
«Лига ораторов» — общероссийский
Съемки программы «Лига ораторов»
Второй проект, который недавно прошёл, — это национальная премия «Дай пять!». Номинации в принципе обычные — лучший артист, спортсмен, певец, блогер и так далее, но голосуют за них только дети от 7 до 16 лет. Премия была сделана для того, чтобы показать, что у детей совершенно другой взгляд не то что на
Что вас удивило в выборе детей?
Не то чтобы удивило, но когда мы начинали готовиться к премии, некоторых артистов я, честно говоря, не знала. Просто потому, что мне не 17 лет. Сейчас я прекрасно разбираюсь, кто поёт и о чём, но год назад я для себя открывала Мота, Егора Крида, Кристину Си, группу
Расскажите подробнее о работе над премией?
Сначала мы делали предварительный опрос молодёжи, чтобы узнать, что им нравится. Далее был приглашен звездный экспертный совет, в который входили Денис Мацуев, Андрей Малахов, Константин Меладзе, Сергей Безруков и многие другие. Это был долгий процесс. В итоге был сформирован список из 10 претендентов (10 певцов, 10 певиц и так далее), и начался всероссийское голосование школьников от 7 до 16 лет.
Естественно мы продумывали, каких звёзд приглашать, составляли списки, кого бы хотели видеть во вручантах. Составить список звёзд и гостей — это сложный процесс, потому что есть много разных «но» и не все могут прийти на премию. Например, скандальных личностей мы не хотели приглашать, это
Ближе к премии мы просто всё время сидели в мастерской и постоянно решали кучу различных вопросов: составляли план и верстку программы, решали вопросы со звездами, отслеживали этапы голосования. То есть мы всё время находились в состоянии выполнения множества заданий, которые в итоге складывались во
Непосредственно во время премии на мне была координация, работа со стажёрами, которым нужно было рассказать про обязанности и контролировать выполнение. Стажеры работали со звездами, последние сидят в зале во время премии, их нужно вовремя пригласить, проговорить сценарий, надеть микрофон. Кстати, даже грамотно рассадить гостей — огромная работа, мы занимались этим два дня.
В общем, все прошло хорошо, будем надеяться, что в следующем году она тоже состоится. Это был захватывающий процесс: было много ответственности, много интересных и нервных моментов, много нового опыта.
Со студентами факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» на стажировке на премии «Дай пять!»
Вы описали два детских проекта. Расскажите, есть ли особенности работы с детьми?
Я сейчас вспомнила, что их было три. Третий — это программа для телеканала «Карусель» «Горячая десяточка». Передача выстроена по принципу программы «12 злобных зрителей», на MTV такая была. То есть у нас в студии сидели дети и обсуждали детские клипы. Вы не представляете, какая есть удивительная прослойка клипов с детьми 7–16 лет. Для меня это было тоже своего рода открытие. Про нишу детских и подростковых клипов мало кто знает. Я как редактор сделала выпусков двадцать для этой программы. Отсматривала клипы, писала тексты ведущим, координировала процесс во время съемок.
Про работу с детьми. Главное ограничение — цензура, то есть нужно подобрать правильный репертуар, внимательно писать сценарий, не скатываясь в телепередачу для малышей. Есть много ограничений, которые нужно красиво обойти. Нужно сделать все без таких банальных приемов привлечения аудитории, как голые люди и грубые слова.
Аудитория этих передач — детская или взрослые тоже смотрят?
«Горячая десяточка» детская совсем, родители, конечно, могут посмотреть, но, я думаю, им вряд ли будет интересно. Премия «Дай пять!» же больше семейная, церемония была красочная и необычная, в ней было много звёзд. Она сделана так, чтобы было интересно всем.
Эту премию даже полезно посмотреть родителям, чтобы быть на волне со своими детьми, понять, что у детей может быть своё мнение, и оно может кардинально отличаться от вашего. Родитель, может, считает, что надо бременских музыкантов слушать, а ребёнок говорит: «Нет, я хочу Мота слушать. Песню „Капкан“».
Сколько примерно занимает подготовка одного проекта.
Всегда
Судя по тому, что вы рассказали, вы универсальный специалист — можете писать, редактировать, координировать и контролировать.
С Линой не работают неуниверсальные люди. Все в команде умеют делать почти всё. Строгих рамок профессииу нас нет. И это круто, потому что реально некогда скучать. Если бы я всё время писала тексты, наверное, в
А как вам такой график, особенно после восьми лет стабильной работы в банке?
Мне нравится. Тут все время
Выпускной вечер группы «ШБ-29»
Что вы можете сказать про RMA? Получили ли вы
Обучение было просто прекрасным. Знаете, есть люди, которые думают, что их здесь сразу устроят на работу, я так не думала. Я знала, что пришла учиться, хотела изнутри посмотреть на
Сначала лекцию нам читал Олег Нестеров, который вводит в волшебное состояние, говорит о творчестве и вдохновляет на свершения. Потом — Евгений Сафронов, который приземляет, рассказывая прямо о сложности этой работы. Мне всегда нравились более жесткие преподаватели, которые чуть ли не отговаривали нас от работы в
Было много практических лекций про то, как устроена билетная политика или как организовать гастроли. Все эти лекции мне помогли — я понимаю, с кем работаю, понимаю, что входит в зону ответственности менеджера звезды и как найти с ним общий язык.
Посоветуйте, на что нынешним студентам стоит обратить внимание?
Во время обучения надо просто ходить на все лекции, задавать вопросы и все записывать. Желательно еще ходить и на открытые лекции. Не надо ждать, что тебе будет суперинтересно, — есть потрясающие лекции и спикеры, есть просто хорошие, которые дают много сухой практической информации, из которой и строится работа.
Надо ходить на стажировки. Если вы считаете работу на гримерках или билетах ниже своего достоинства — не стоит идти в этот бизнес, потому что если вы не будете хорошо работать на невысоких позициях, вас никто не пригласит на более высокие.
Если коротко, учитесь, сдавайте экзамены, стажируйтесь, проявляйте себя. И еще — обязательно доведите дело до конца и сдайте диплом. Я, например, разрабатывала концепцию и
Дарья ХАУСТОВА