Сказка о попе и работниках его, Volume 2 (ВИДЕО)
Дети цветов и галюценогенная психоделика "Благодарного Мертвеца". Рок тяжелый, рок прогрессивный, рок латинский. Невероятный коммерческий успех андеграунда. Панк-революция, породившая "новую волну". Первые опыты с чисто электронным звуком. "Говорилки под бумбокс", обманчиво казавшиеся мимолетным капризом моды. Гранж, брит-поп и марионеточные продюсерские проекты. Сегодня мы публикуем отчет о второй части лекции, которую для слушателей специализации "Менеджмент в музыкальной индустрии" RMA прочитал ее куратор, известный журналист и критик Артемий Троицкий. С первой частью можно ознакомиться здесь.
О рок-революции конца 60-х годов:
"Конец 60-х годов на Западе ознаменовался явлением, получившим название "Рок-революция". Она имела сразу несколько составляющих – общекультурную, социальную, даже политическую, выразившуюся в протесте американской и европейской молодежи против войны во Вьетнаме. Именно в это время возникает идеология хиппи, противопоставивших себя эстеблишменту и выступавших под пацифисткими лозунгами Flower power (Власть цветов) и Make Love Not War (Занимайтесь любовью, а не войной).
Разумеется, важнейшей составляющей рок-революции была собственно рок-музыка, в конце 60-х – начале 70-х годов начавшая делится на множество стилей и направлений. Под влиянием экспериментов с наркотиками (в основном, с травой и LCD), с помощью которых многие рок-музыканты того времени пытались "расширить сознание" возникает так называемый психоделический рок, дань которому отдали очень многие, не исключая и самих The Beatles.
На смену двух-трехминутным незатейливым песенкам, из которых состояли их первые пластинки, пришли развернутые, многочастные композиции со сложными, зачастую оркестровыми аранжировками и завернутыми, малопонятными текстами (слушайте битловские альбомы Revolver, Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band и Magical Mistery Tour). В Соединенных Штатах главными героями психоделического рока были музыканты группы Greatful Dead во главе с гитаристом Джерри Гарсия: находясь под воздействием различных стимуляторов, на концертах они могли импровизировать часами.
Примерно в это же время возникают и другие стилистические ответвления рок-музыки: например barocco rock (позднее переименованный в art или progressive): его ярчайшие представители (Еmerson, Lake & Palmer, Yes, King Crimson) работали на стыке рока с классическим наследием, отдавая особое предпочтение музыке Иоганна-Себастьяна Баха. Параллельно возникают raga rock (моду на который ввел гитарист The Beatles Джордж Харрисон, очень интересовавшийся индийской музыкой и культурой), latin rock (ярчайшим представителем которого был и до сих пор остается Карлос Сантана) и великое множество прочих роков.
В самом конце 60-х восходит звезда Pink Floyd, чья музыка была основана на "электронной пульсации" первых синтезаторов. Однако самой большой популярностью на стыке десятилетий пользуется hard (по английской терминологии) или heavy (по американской) rock, замешанный на появившемся еще ранее "белом блюзе".
Провозвестниками стиля, основанного на многократно повторяющихся жестких рифах (музыкальные фразы, исполняемые в унисон бас и лидирующей гитарами) стали The Yardbirds (первая группа Эрика Клэптона), The Rolling Stones, The Kinks, Сream, Iron Butterfly, а его квинтэссенцией принято считать творчество таких английских команд как Led Zeppelin (собрана бывшим гитаристом The Yardbirds Джимми Пейджем), Deep Purple и Black Sabbath, а также американцев из Grand Funk Railroad. В дальнейшем hard rock породил великое множество подстилей и стал той шинелью, из которой вышла вся современная тяжелая музыка.
Если оценивать конец 60-х – начало 70-х в целом, то можно сказать, что поп-музыка в этот период разбилась на два лагеря: с одной стороны оказалась традиционная танцевальная, эстрадная музыка, с другой – вся та, о которой я говорил только что: во многом экспериментальная, позиционирующая себя как underground (подполье).
Парадокс состоял в том, что, с одной стороны, исполнителей, относящихся к последней категории, нередко писавших, исполнявших и записывавших всевозможные сюиты, увертюры и даже оперы, было весьма сложно отнести к поп – музыке. С другой, при всех их громогласных заявлениях о том, что они творят исключительно для себя, что "им наплевать, слушают их или нет", коммерческий успех таких команд и исполнителей был огромен. Хард и прогрессив-рокеры собирали стадионы и дворцы спорта, а главным пластиночным форматом в это время стал формат LP (долгоиграющая пластинка).
Сорокопятка, как носитель исключительно хитовых композиций отошла на второй план, а некоторые культовые группы, например, те же Led Zeppelin, вообще отказались от выпуска синглов, сосредоточив свои усилия исключительно на «концептуальных альбомах".
О поп-музыке 70-х годов:
"Начало 70-х годов при сохраняющемся господстве в поп – музыке hard'n'heavy и progressive rock, ознаменовалось появлением еще одного стиля – glam, основанного на театрализации рок-шоу. Среди ярчайших его представителей можно назвать Дэвида Боуи, Элиса Купера, Гэри Глиттера, групп T.Rex, Sweet, Slade, Kiss и тому подобных. В моду вошли яркий грим, обувь на платформе, бисексуальный имидж артистов.
Впрочем, к середине 70-х все это великолепие народу надоело. Народ захотел чего попроще. И простота эта не замедлила явится, с одной стороны, в виде диско (производная от негритянской музыки soul), а с другой – панка. Нарождение диско, в свою очередь, знаменовало собой появление доселе невиданной музыки, которую с тех пор принято именовать "продюсерской".
Когда мы говорим об этом явлении, необходимо иметь в виду, что сам термин "продюсер" в поп-музыке существовал задолго до того, как Фрэнк Фариан сколотил Boney M, а допустим, Джорджио Мородер раскрутил Донну Саммер. Однако вплоть до середины 70-х годов слово это имело несколько иной смысл, чем принято вкладывать в него теперь: скажем, у тех же The Beatles был продюсер Джордж Мартин, культовый человек, сидевший в студии на Abbey Road и талантливо помогавший битлам разбираться с аранжировками и возможностями звукозаписывающей аппаратуры. Но и только. То есть, с позиций сегодняшнего дня Мартина нужно было бы называть саунд-продюсером или даже звукоинженером, поскольку он не определял ни репертуара The Beatles, ни их имиджа, не советовал им, что, кому и где говорить, куда ходить, а куда нет, как общаться с прессой, и так далее, и тому подобное. Между тем, продюсеры эпохи диско (как, впрочем, и многие современные) выполняли именно эти функции. Теперь главными были они. Артисты, ранее находившиеся на самом верху пирамиды шоу-бизнеса, постепенно превращались в марионеток.
Впрочем, вернемся к панку. Этот стиль, олицетворением которого в середине 70-х являлись англичане Sex Pistols, The Clash и американцы The Ramones, зародился как противопоставление забронзовевшим хард, прогрессив и глэм-рокерам. Юные панки, в отличие от люто ненавидимых ими предшественников, скверно управлялись с музыкальными инструментами и чрезвычайно гордились этим. Их двухминутные песни с грязным звучанием и злобными радикальными текстами отпугивали представителей мейджор-лейблов. Контракт EMI c Sex Pistols, был расторгнут после того, как глава этой звукозаписывающей компании, человек, к чьему имени необходимо было прибавлять титул "Сэр", ознакомился с содержанием песни God Save the Queen (the fascist regime) ("Боже, храни Королеву (и ее фашистский режим"). Кстати, это событие дало толчок к развитию так называемых инди (от independent, независимый) рекорд-лейблов. Что же до самого панк-рока, то он оказался гораздо более живуч и плодовит, чем диско.
Дав начало множеству разновидностей и ответвлений (post punk, electro punk и даже jazz punk), сам подвергшись влиянию со стороны ямайской музыки рэгги (пропагандистом которой на Западе стал гениальный Боб Марли) и преобразовавшись таким образом в ska, он породил в итоге "новую волну" (new wave) главными героями которой уже в 80-х стали Blondie, Police и Talking Heads.
Заканчивая разговор о 70-х, я хотел бы сказать еще и о немецкой группе Kraftwerkе, первой рок-группе в принципе отказавшейся от гитар и прочих живых инструментов и положившей в основу своего саунда исключительно инструменты электронные. Именно ей мы обязаны появлению стиля electro pop и таких ярчайших его представителей как Depeche Mode, Ultravox и Duran Duran".
О поп-музыке 80-х годов:
"С начала 80-х годов в поп-музыке формируется еще одно направление – rap. Предсказать его появление было невозможно. Как невозможно было предположить, что эти "говорилки под бумбокс" продержатся в моде больше одного-двух сезонов. Но именно так и случилось. С того момента как зажглись первые звезды рэпа (Run DMC, Beastie Boys) прошло уже больше двадцати лет, и мы можем констатировать: рэп сегодня – гораздо более популярная музыка, чем рок.
Середина 80-х ознаменовалась изобретением и внедрением нового формата носителя звукозаписи – лазерного компакт диска (CD). Для мейджор-лейблов это было золотое время: у них появилась возможность переиздать на CD свои бэк-каталоги, прежде выходившие на виниле, и еще раз продать фактически то же самое за новые деньги. Этой возможностью мейджор-лейблы воспользовались с блеском".
О поп-музыке 90-х годов:
"Это десятилетие со всей отчетливостью показало, что развитие рок-музыки как жанра завершено. Вновь возникавшие в это время стили основывались исключительно на музыкальных идеях недалеких предков. Grunge (чьей главной иконой были Nirvana во главе с Куртом Кобейном) являлся ничем иным как помесью панка с хард-роком. Что же касается брит-попа (Oasis, Blur), то его представители откровенно подражали The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks и прочим шестидесятникам.
Между тем, в 90-х продолжалось бурное и разностороннее развитие рэпа, от которого отпочковывались многочисленные родственные стили, в своей совокупности получившие название hip hop. Cамые, пожалуй, интересные события происходили в клубной танцевальной музыке. В этот отрезок времени в Детройте зарождается стиль techno, а в Чикаго – house, доминирующие в клубном жанре и по сей день.
Остальную часть музыкального рынка оккупировали исполнители "продюсерской музыки", самыми яркими представителями которой стали Spice Girls, в раскрутку которых было вложено 30 миллионов долларов. Обеспеченный деньгами успех этих, по моему мнению, чудовищно бездарных артистов, породил возникновение мириад всевозможных girls и boys бэндов и, в конце концов потерю зрительского и слушательского интереса к такого рода исполнителям. Поп-музыка оказалась в глубоком кризисе. Продажи пластинок падали. Помочь этому продюсерскому горю не могла даже массированная реклама".
О поп-музыке 10-х годов XXI века:
"Кризис продолжается и по сей день. Никаких свежих музыкальных веяний начавшийся век не принес. Массовый потребитель питается слащавым хип хопом (он же – r'n'b, не путать с ритм'н'блюзом).
Впрочем, очередная революция – технологическая – в поп-музыке все-таки произошла. На этот раз она оказалась связана с фактической смертью физических аудионосителей и постепенного ухода поп-музыки в интернет. Что ждет нас в ближайшие несколько лет? Я считаю, что пройдет еще очень немного времени и компакт диски станут такой же аудиофильской редкостью, какой сейчас является винил: покупать и слушать их будут исключительно коллекционеры.
Такова тенденция, которая – в этом я практически уверен – приведет к полному исчезновению крупнейших звукозаписывающих компаний. На рынке уцелеют лишь небольшие инди-лейблы. Что же до мейджоров со всеми их бэк-каталогами, то они сначала сольются друг с другом (этот процесс мы наблюдаем уже теперь), а затем будут куплены какой-нибудь гигантской мультимедийной компанией. Это событие наверняка ознаменует собой начало новой эры в истории поп-музыки".
Николай КИСЕЛЕВ
P.S. Присоединяйтесь к официальной группе специализации "Менеджмент в музыкальной индустрии" RMA на Facebook. Это позволит всегда быть в курсе последних событий, происходящих на специализации, принимать участие в обсуждениях, а также задавать интересующие вас вопросы студентам, выпускникам и преподавателям RMA.