Новости
Выбор факультета
16 июля 2020

«Звук мяча, бьющегося об пол в пустом зале, это очень тоскливо» (ФОТО и ВИДЕО)

В 2005 году Сергей Кущенко принял самое непосредственное участие в запуске факультета «Менеджмент в игровых видах спорта», преподавателем которого он остается и 15 лет спустя. На неделе президент Единой лиги ВТБ провел здесь очередной мастер-класс, а после дал сайту RMA интервью, в котором рассказал о подготовке к новому сезону и мерах по преодолению последствий пандемии.


Сергей Кущенко, фото: RMA



«У RMA крутая миссия — открывать большим спортсменам двери в новую жизнь»

Сергей Валентинович, 15 лет прошло с тех пор как запустился факультет «Менеджмент в игровых видах спорта»...

Да, 15 лет. Поздравляю, это, конечно, большая дата. Кажется, вчера это было...


Мы тут вспоминали, как именно это было. Как мы в поисках, так сказать, первого спикера, человека, который мог бы нас авторитетно поддержать на старте, отправились к Александру Яковлевичу Гомельскому, Царствие ему небесное, и он нам сказал дословно следующее: «Я вам не нужен, вам нужен Кущенко» ...

Да? Я, честно говоря, этой истории не знал...


А потом была пресс-конференция, посвященная запуску факультета, на которой вы выступили. А на следующий день в газете «Газета», которой тоже уже нет, вышло ваше интервью, в котором вы об этом событии говорили, о том, почему это важно и нужно...

Точно, Микулик Серега это интервью брал.


Да, и вот, собственно, вопрос: 15 лет как мы с вами, а вы с нами, редкий год с тех пор у нас проходил без ваших занятий...

И я хочу сказать, что для меня преподавание в RMA это, с одной стороны, большая честь, а с другой, это знак уважения к нашей работе, это свидетельство признания некоторых наших достижений, что тоже приятно.


И поскольку в нашем проекте вы участвуете с самого начала, то, наверное, имеете возможность сравнивать уровень — и преподавания, и студентов. Как он за это время изменился?

Он вырос, конечно, и весьма существенно. 15 лет — срок немалый, жизнь меняется, сама индустрия меняется постоянно, и такая структура как ваша, обязана на эти изменения реагировать, обязана за ними поспевать. Что вы и делаете.

А что касается студентов, то сейчас, конечно, это совершенно иная генерация, нежели та, что была 15 лет назад.

Тогда много было людей не то, чтобы случайных, но не имеющих четкого представления о том, чего они от обучения хотят — просто пытающихся как-то свою жизнь изменить, решивших, что «вот, моя нынешняя профессия мне не очень нравится, почему бы не попробовать себя в спорте?»

Сейчас все по-другому: сейчас мы видим, что все больше приходит учится людей, себя со спортом уже связавших, уже гораздо более профессиональных, ставящих перед собой вполне конкретные цели и задачи.

Это могут быть и специалисты, работающие в муниципалитетах, в каких-то небольших ФОКах, а с другой стороны — сотрудники профессиональных спортивных клубов, а с третьей — профессиональные спортсмены, завершившие карьеру и собирающиеся стать спортивными менеджерами.

Вот это, кстати, действительно очень крутая миссия — открывать большим спортсменам двери в новую жизнь, в ту, где им не придется, как раньше, бежать, забивать, толкать, плыть, зато придется администрировать, решать организационные вопросы, быстро принимать правильные управленческие решения...


Одна из таких выпускниц RMA, Илона Корстин, сейчас — генеральный директор Единой лиги ВТБ, а другая, Оксана Сироткина, в течение многих лет работала вашим помощником...

Да, Оксану я как раз у вас и нашел. Но у них с Илоной, конечно, совершенно разные истории.

Илону мы все знаем как профессиональную спортсменку, баскетболистку высочайшего уровня. На площадке для нее никаких секретов не было и нет.


Илона Корстин, фото: vtb-league.com


Но — обучение в RMA позволило ей увидеть индустрию глазами не игрока, а организатора: благодаря тому, что она в свое время пришла сюда, ей стали понятны многие базовые, конструктивные вещи.

Плюс потом она, работая на телевидении, нарастила опыт коммуникации со спортивными управленцами, и в итоге смогла получить руководящую должность в таком крупном проекте как Единая Лига.

Эта должность подразумевает способность к базовому структурному управлению при хорошем видении финансовых, организационных, стратегических, иногда даже политических моментов. И со всем этим Илона справляется, на мой взгляд, блестяще.

Что касается Оксаны, то она — не спортсменка. Она просто очень хороший организатор и исполнитель...


А когда вы это поняли? И как?

Ее потенциал был очевиден еще когда она была студенткой, о нем можно было судить по вопросам, которые Оксана задавала во время лекций.

Знаете, бывает так, что некоторые задают вопросы, чтобы просто удовлетворить любопытство, зачастую праздное, других интересуют какие-то частности, а есть люди, которые мыслят стратегически и вопросы задают соответствующие. Вот Оксана — как раз из таких.

Она со мной работала во многих проектах — в большом ЦСКА, например. А на биатлоне раскрылась во всей красе — знание иностранных языков, креативность, превосходные коммуникативные навыки, которые она проявила во взаимодействии с представителями международных спортивных организаций в период подготовки к сочинской Олимпиаде: это был высший пилотаж.


«Наши потери от пандемии не такие колоссальные, как у НБА»

Поговорим, с вашего позволения, о ситуации, сложившейся в баскетболе в связи с пандемией короновируса. НБА оценивает свои убытки в 1,5 миллиарда долларов. А каковы потери Единой лиги ВТБ? И как они могут повлиять на качество турнира?

Потери — это правда, это действительность. Пандемия круто поменяла жизнь спортивной отрасли. Очень многое, чтобы ее сохранить, придется менять, реструктурировать. Бизнес НБА в сложнейшей ситуации находится.

Они очень зависят непосредственно от продаж своего продукта — от билетной выручки, и прежде всего — от телетрансляций.

А ведь у них там помимо основного телевизионного контракта с национальными сетями, на несколько миллиардов долларов, есть еще и локальные, на десятки миллионов... И они тоже не отрабатываются.

Плюс на это наслоилась ситуация с движением «Black Lives Matter».



Леброн Джеймс и последние слова Джорджа Флойда, фото: Getty Images



Лиге непросто находить правильную линию в этих условиях, поскольку ряд игроков занимают очень активную позицию, а мнения в обществе могут быть полярными. Ведь за НБА следят все, и очень важно двигаться в сторону объединения и позитивного развития, а не конфликтов.

Что касается Единой лиги ВТБ, то мы, в сравнении с НБА, находимся все-таки в менее сложном положении. У нас гораздо большая, чем у них, доля доходов обеспечивается за счет спонсорских поступлений. Тут потери тоже, конечно, есть, но не такие колоссальные.

Те обязательства перед партнерами, которые мы в связи с пандемией не смогли выполнить в этом сезоне, мы перенесем на следующий. Тут необходимо поблагодарить все компании, которые в этих кризисных переговорах пошли нам навстречу.

В общем, мы надеемся, из этой непростой ситуации выйти с честью.


«Наш чемпионат станет более конкурентным и непредсказуемым, будет много „прикусываний“»

Вот как раз что касается партнеров и спонсоров. ЦСКА, флагман нашего баскетбола и на внутренней арене, и на внешней, уже испытывает с ними серьезные проблемы. Точно известно, что от сотрудничества с клубом отказался «Аэрофлот», а недавно Сергей Иванов предположил, что и основной собственник команды, «Норникель», как минимум сократит финансирование. Как это повлияет на расклад сил в Евролиге и чемпионате Единой лиги ВТБ?

Реально оценить положение мы сможем только после старта нового сезона. Но вообще проблемы сейчас испытывают многие большие клубы.

Наверное, поспокойнее себя чувствуют так называемые околофутбольные команды — «Барселона», «Реал», но вот, например, даже такой монстр как «Фенербахче» из-за финансовых трудностей уже расстался с Желько Обрадовичем, абсолютно топовым тренером, который девять раз выигрывал Евролигу.


Желько Обрадович, фото: fanatik.com.tr


Что касается ЦСКА, то они качества, я думаю, не уронят, хотя да, действительно, их возможности в варьировании состава сузились.


Борьба за чемпионство, в связи с этим обострится? Как вы оцениваете, например, шансы «Химок», которым удалось переподписать свою главную звезду, Шведа, и практически полностью сохранить состав?




Сложно делать прогнозы. Тем более, что пока мы не видим игры, а видим только имена и фамилии. Да, «Химки» сохраняют состав, который был успешен в прошлом сезоне, и это, наверное, правильный путь.

ЦСКА потребуется время. Но ведь есть еще и «Зенит», который, если не повторит ошибок прошлого сезона, тоже способен на многое.

Плюс «Уникс» и «Локо» — они всегда на уровне. Или «Енисей» — вспомните их прошлогоднюю домашнюю победу над ЦСКА.

Хороши также «Зелена Гура», «Калев», «Парма», которая заняла шестое место и сейчас тоже старается сохранить и состав, и тренера. «Астана» — всегда сильна на своей площадке, «Цмоки Минск» проявляют характер в сложных ситуациях. «Автодор» всегда яркий, «Нижний» — упорный.

В общем, думаю, в новом сезоне наш чемпионат станет еще более непредсказуемым, еще более конкурентным, интересным, в нем будет много «прикусываний», а это для соревнований всегда очень хорошо.


«В каком формате начнем новое первенство, поймем к началу — середине сентября»

Предыдущий чемпионат у нас остался вынужденно недоигранным. Но есть несколько стран, которые свои первенства решили возобновить и завершить. Их опыт игры в условиях пандемии может быть как-то учтен Единой лигой на старте нового турнира?

Да, разумеется. Тем более, что у нас есть некоторый люфт. Мы планируем начать в районе 20 сентября, и к этому моменту нами будет изучен и проанализирован огромный объем информации и документов, относительно того, какие меры предпринимали наши коллеги по индустрии, и какой эти меры приносили результат.

Например, наша РПЛ, играет с разъездами и ограничением числа зрителей, а НБА, где рестарт запланирован на 30 июля, все команды собирает в одном месте. Так же поступили в баскетбольной Бундеслиге, в испанской АСБ.

Сейчас играют Израиль, Китай... Но это ведь все доигрывание уже начатых турниров, а не старт нового сезона...

А мы, начиная новый чемпионат, должны учесть все, и прописать в регламенте. Эта работа уже ведется в плотном контакте с Министерством спорта, с Роспотребнадзором, с оперативными штабами — федеральным и региональными.

Кроме того, мы ведь международная лига, то есть нам надо учитывать ситуацию в тех странах, где играют наши команды.

Эта работа уже идет, на совете Единой Лиги к ней активно подключатся клубы. В соответствие с нашим планом, конкретный формат мы выработаем к началу — середине сентября.

Тогда будет ясно, как мы стартуем: со зрителями или без, с масками и перчатками или без, с какой рассадкой, с какими мерами безопасности и зонами дезинфекциии, с каким объемом и графиком тестирования игроков, судей и персонала, задействованного в организации матчей и производстве телетрансляций, и так далее, и так далее.


«Качественная телекартинка — вторая по важности задача после обеспечения гарантий безопасности»

По поводу зрителей: если будет принято решение играть вовсе без них или с ограниченным количеством, как сейчас в РПЛ, вы будете как-то эту пустоту на трибунах маскировать с целью приукрасить телевизионную картинку?

Скажу так: обеспечение качественной картинки — это для нас приоритетная задача. По степени важности — вторая после обеспечения необходимых мер безопасности.

Мы хотим, чтобы нас смотрели, мы хотим влезть в каждый телеприемник, в каждый айпад, в каждый телефон, а без качественной, привлекательной картинки этого добиться невозможно.

Причем этим вопросом мы занимаемся постоянно, вне зависимости от ситуации с ограничениями. На хорошую картинку влияет множество факторов, от углов установки камер и освещения, до непосредственной работы творческой бригады на месте.

Все-таки телезрители включают телевизор для того, чтобы посмотреть игру, а не чтобы проверить сколько там зрителей пришло на арену, и именно это зрелище мы и обеспечиваем.

Есть определенные инструменты, которые можно использовать, чтобы пустые трибуны не были главной проблемой. Мы сейчас опять-таки изучаем и оцениваем разнообразный опыт, при необходимости, возможно, что-то из него используем.

Например, опыт РПЛ, испанской Примеры. Той же немецкой Бундеслиги, которые выдали отличный телевизионный продукт с финального турнира в Мюнхене.


Финальный турнир в Мюнхене. «Бавария» против будущего чемпиона Германии «Альбы», фото: Getty Images


Кстати, с точки зрения именно телевизионной у них все получилось гораздо лучше, чем у испанской лиги, которая все матчи проводила в Валенсии.

С нетерпением ждем начала трансляций НБА из Орландо — наверняка это будет очень интересный кейс.


Интершум?

Звуковая составляющая — неотъемлемая часть баскетбола, и есть много вариантов, как не допустить тишины. Это очень важно прежде всего для игроков, потому что звук мяча, бьющегося об пол в пустом зале, это очень тоскливый звук.

С другой стороны, в отсутствие зрителей в зале у тех, кто смотрит игру по телевизору, может появиться возможность глубже проникнуть в суть происходящего, понять как коммуницируют между собой игроки, тренеры.


Кстати, в НБА, как сообщается, некоторые спонсоры озаботились тем, что в залах без зрителей будет очень отчетливо слышна матерная брань, на которую, случается, срываются игроки. Они в связи с этим даже рассматривают возможность ведения прямых телетрансляций с некоторыми задержками по времени. Вы ни о чем таком не задумываетесь?



Фото: Getty Images



В такой задержке нет ничего необычного — это просто маленький телевизионный секрет, который используется довольно часто. Это 10–15 секунд, которые дают возможность редактору и звукорежиссеру среагировать. Телезрители об этом не догадываются и этого не замечают.

Но вообще надо отметить, что проблема надуманная: баскетбол — интеллигентный вид спорта, и нельзя сказать, что у нас на площадке мат-перемат.

Все-таки у нас и трибуны совсем близко от площадки расположены , и многое слышно даже когда зрители шумят. Вполне культурное общение. Да, иногда, далеко не в каждом матче, что-то проскакивает, когда нервы зашкаливают, но это часть игры.

Вообще, зачем зритель идет на баскетбол? В первую очередь — за эмоцией. И значит, эту эмоцию лучше показать, чем ее запикать.


«В новых условиях у молодых игроков появится дополнительный шанс проявить себя»

Принято считать, что кризис — время не только проблем, но и возможностей. Очевидно, что сейчас, в стесненных финансовых обстоятельствах, наши клубы не могут рассчитывать на подписание супердорогих иностранцев, по крайней мере в прежних объемах. Плюс дополнительные ограничения накладывает финансовый фейр-плей, не позволяющий тратить на зарплаты больше 65 процентов от общего дохода команды. Как по-вашему, все это увеличивает шансы на появление в составах молодых российских игроков?

Безусловно. И не только российских. Как я уже упоминал, у нас в Лиге играют клубы из разных стран — из Белоруссии, Казахстана, Эстонии, Польши.

И все они тоже сейчас будут считать деньги еще тщательнее, чем прежде, в связи с чем у молодых игроков из этих стран, резервистов, могут появиться дополнительные возможности себя проявить.

Другое дело, что мы с вами говорим о профессиональном спорте, где главное — результат, где тренеры игрокам в паспорт точно не заглядывают и где место на площадке нужно заслужить.


«Маркетинг — соревнование не денег, а идей»

Вопрос по поводу маркетинга Единой лиги. Известно, что вы сторонник ее агрессивного продвижения на рынке, в одном из своих интервью вы даже говорили о том, что баскетбол должен «воровать» болельщиков не только у футбола и хоккея, но и у кино, и у тому подобных видов развлечений. Но агрессивное продвижение, наверное, требует серьезных вложений. Опять-таки: в связи с пандемией ваши маркетинговые бюджеты теперь сократятся? И если да, то как это отразится на главном маркетинговом продукте Лиги — Матче звезд?

Знаете, я думаю, сейчас нужно говорить не о том, упадет ли финансирование маркетинга, или оно поднимется. Дело не в деньгах, не только в них, а дело в креативе, в наличии или отсутствии идей.

Давайте в это соревнование включаться: давайте предлагать человеку, который сидит дома и потребляет кучу контента в том числе в режиме стрима что-то такое, что он может увидеть только у нас.

Каждый клуб в каждом регионе такие возможности имеет. В Москве, понятно, работать в этом направлении сложнее, здесь огромная конкуренция и на рынке спорта, и на рынке развлечений в целом.

Но в лиге ведь есть и города, где баскетбол, по крайней мере в спортивном сегменте, конкурентов не имеет, где нет ни большой футбольной, ни хоккейной, никакой другой команды.

Пожалуйста, объединяйте людей вокруг своего вида, вокруг своего клуба — делайте вокруг этого шоу, привлекайте к сотрудничеству местных селебрити, привлекайте артистов, привлекайте блогеров популярных — ищите среди них своих болельщиков, делайте их аудиторию и своей тоже.

Именно так мы работаем на Матче звезд — сюда мы всегда приглашаем селебов, которые любят баскетбол, играют в баскетбол, и вместе с тем — поют в опере, являются ведущими на телеканалах серьезных, и так далее.

Они вместе с нами, они — двигатели наши, мы приумножаем, развиваем наш продукт, когда они приходят к нам.


К слову, Ургант в качестве ведущего на Матче звезд, это очень дорого?


Иван Ургант и Матч Звезд, фото: sportbox.ru


Ургант — это баскетбол. Иван любит нашу игру и хорошо ее понимает...


То есть он бесплатно у вас работает?

Он не бесплатно, но и не хай лэвел... Ургант, он все-таки — за идею баскетбола. И мы очень этому рады, мы очень это ценим и очень ему благодарны.


«Если, не дай Бог, опять все по домам, придется действовать с учетом опыта, полученного во время первой волны»

Последний вопрос, самый страшный. Что если вторая волна? План Б у Лиги есть?

Ох... Нам нужно привыкнуть к мысли о том, что вирус уже не исчезнет, он пришел в нашу жизни навсегда. Как раньше приходили другие вирусы. Нужно научиться жить и играть в баскетбол в этих новых условиях. Информация поступает каждый день, поэтому наша работа над регламентом сейчас такая важная и сложная.

Риски большие, и мы все должны все учесть, все прописать, проговорить со спонсорами лиги, клубов, со всеми участниками.

Что конкретно мы будем в этом случае делать? Ну, мы понимаем, что если, не дай Бог, опять все по домам, то нам придется действовать с учетом того опыта, который мы приобрели во время первой волны.

Генерация контента в любом случае прекращаться не должна. Кибербаскетбол... Зум-интервью с тренерами, с игроками из разных стран — не только о баскетболе, вообще о жизни, о прошлом, о настоящем, о будущем... С теми же селебрити, которые нас поддерживают...

Потом — повторение трансляций прежних топовых матчей, у нас шикарные есть игры, по два — по три овертайма... Вот как-то так, наверное, придется этот период нам всем вместе переживать.

Хотя все понимают, что еще один период тотальной самоизоляции — это сильнейший удар. Удар по всей экономике, а не только по баскетболу.
Все новости >