Новости
Выбор факультета
18 августа 2020

«Шансы есть только у увлечённых»

В 2020 году мы празднуем двадцатилетие и продолжаем рассказывать о людях, которые учатся и преподают в бизнес-школе RMA. В рамках серии интервью мы поговорим с нашими выпускниками, которые не только достигли высокого уровня в своей профессии, но и сами начали преподавать в альма-матер.

Сегодня публикуем интервью с учредителем юридического агентства «Музконтракт» Александром Кондратенко, который учился в группе «ШБ-6» факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» и уже более десяти лет преподает в бизнес-школе RMA.




Для справки: Александр Кондратенко начал работать в музыкальной индустрии в 1995 году, и сразу же оказался в её эпицентре — компании «Студия Союз». После экономического кризиса 1999 года он покинул «Союз» и начал создавать свою издательскую компанию на базе завода-производителя компакт-дисков. В 2002 году возникла компания «Арк-Систем Рекордз». Были выпущены проекты с музыкой Александра Зацепина, Давида Тухманова, Марка Минкова, Владимира Дашкевича, Андрея Мисина, Альфреда Шнитке, антология творчества Булата Окуджавы. За несколько лет работы компания выпустила более 200 музыкальных проектов. Продукция компании была по достоинству оценена не только слушателями, но и музыкальным сообществом: проекты компании были номинированы на разные награды и премии в области музыкальной индустрии. Продолжая руководить компанией, в 2005 году Александр поступил на факультет «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений».

— Зачем вы приходили учиться в RMA, учитывая, что у вас уже был опыт в музыкальной индустрии?

— Да, я уже пришел подготовленным. Многие преподаватели меня узнавали и удивлялись моей роли студента, потому что были моими партнерами по бизнесу.

В «Арк-Систем Рекордз» мы были сосредоточены в своем издательском деле и хорошо в нем разбирались, но индустрия развивалась, и в определённый момент продажи компакт-дисков начали стремительно падать — начиналась эпоха музыки в интернете. Компании нужны были новые направления деятельности, новые опыт и знания. За ними я и пришёл в бизнес-школу RMA. Проработав в индустрии более 10 лет, я захотел расширить свой профессиональный кругозор и получить статус «дипломированного» специалиста.

Благодаря обучению мне удалось посмотреть на работу компании под другим углом и развить новое направление бизнеса — издание корпоративных музыкальных проектов. Это специальная музыкальная продукция, которая предназначена для корпоративного подарка или приложения к каким-либо товарам. Мы стали сотрудничать с разными музыкальными коллективами, играющими разную экзотическую музыку. Для формирования собственного каталога музыкальных произведений нам потребовалось сильно прибавить в плане юридической подготовки, потому что вся документация по издаваемым проектам проходила строжайшую экспертизу в юридических отделах наших заказчиков.

В тот момент я и обратил внимание на главный элемент музыкальной индустрии — авторские и смежные права, которые являются её основой.

— Что для вас преподавание, почему вы у нас преподаете?

— Преподавателем я стал случайно — просто решил попробовать и понял, что это моё. Сначала мой курс назывался «Издание музыкальных проектов», а затем он как-то постепенно трансформировался в «Авторское право в музыкальной индустрии», который я читаю в бизнес-школе уже более 10 лет.

Дело в том, что я не ощущаю себя в отрыве от своей профессии, и преподавательская деятельность гармонично дополняет мою основную работу в юридическом агентстве «Музконтракт», где я являюсь учредителем и директором. Преподавательская деятельность помогает мне в основной работе, а основная работа даёт множество интересных примеров и кейсов для разбора со слушателями. Но к преподавательской деятельности я не отношусь как второстепенной. Потому что преподавание — очень сложный вид деятельности. Здесь недостаточно быть просто профессиональным специалистом. Важна способность не просто демонстрировать собственные знания, а именно способность «упаковывать» и передавать их слушателям. Этому невозможно научиться, это у тебя или есть, или нет. За последние десять лет я прочитал свыше тысячи лекций, но по-прежнему готовлюсь к каждому занятию: делаю новые слайды, подбираю интересные примеры из судебной практики. Я сам продолжаю учиться — посещаю разные семинары по своему предмету. Это даёт возможность использовать новые приёмы и постоянно совершенствовать качество курса. И ещё я знаю один секрет успешного преподавания — чтобы чему-то научить, нужно сначала заинтересовать. 


— Вы читаете лекции на сложные темы — авторские права, юридические аспекты бизнеса. Как у вас получается заинтересовать студентов?

— Рассказываю какую-нибудь печальную, но вместе с тем поучительную историю. Например, о том, как музыканты «The Beatles» лишились возможности распоряжаться своими авторскими правами. И как следствие — почему один из самых успешных и состоятельных музыкантов нашей планеты сэр Пол Маккартни для того, чтобы исполнить свои же песни на концерте в Москве на Красной площади в 2003 году, должен был приобретать права на их публичное исполнение у своего американского коллеги Майкла Джексона.

Авторское право обычно воспринимается как что-то занудное и неинтересное, не имеющее отношения к творчеству. Между тем от способности правильно распорядится своими правами будет зависеть толщина вашего кошелька. Интерес к предмету обычно значительно возрастает, когда слушатели начинают осознавать, что авторское право — это не просто набор правовых норм, а абсолютно реальный механизм трансформации творческой энергии в денежные знаки.

Я стараюсь, чтобы лекции по авторскому праву были бы не только максимально насыщенными новыми знаниями, но и интересными. За годы преподавания у меня сложились свои принципы и подходы:

  • Принцип постепенности: мы идём от самых простых понятий к более сложным.

  • В моей презентации сложные для восприятия тексты законодательного характера визуально отображены в виде схем и алгоритмов, которые наглядно демонстрируют, как работают разные правовые конструкции.

  • Я приношу наглядные пособия: например, матрёшку, чтобы объяснить взаимозависимости разных прав, и кубик Рубика, чтобы проиллюстрировать как строятся правовые конструкции с учетом объектов, субъектов и способов их использования. Все это помогает лучше разобраться в самых сложных моментах.

  • Любое новое знание сразу же подкрепляю примерами из практики.

  • Я использую мел и доску. То, что было нарисовано здесь и сейчас, воспринимается лучше любой презентации.

И наконец — самое главное. Я по-прежнему увлечен своим предметом и могу рассказывать о нем бесконечно. Поэтому мне всегда не хватает часов в точно распланированном графике занятий.

Вообще мне нравятся именно «живые» занятия со слушателями. Если после окончания трёхчасового занятия ещё минут сорок отвечаешь на вопросы слушателей — значит сегодня всё получилось. Режим самоизоляции внёс новый формат проведения лекций в режиме онлайн. Совсем другая подача без видимой поддержки аудитории, для меня это гораздо сложнее, так что есть на чем поработать.

— Изменилось ли авторское право за последние 20 лет?

— На наших глазах произошёл переход от аудионосителей к цифровому распространению, что в корне изменило саму индустрию и подходы к ней. Поэтому роль авторского права в музыкальной сфере сложно переоценить. Музыкальная индустрия сейчас — чисто юридический бизнес, основанный на том, кому какие активы принадлежат, и кто чем распоряжается. В этой области огромную важность приобретают правильно оформленные правоотношения между разными субъектами: авторами, аранжировщиками, музыкантами, изготовителями фонограмм. Если в 90-х авторско-правовые права решались на уровне силовых разборок, то сейчас вопросы решаются в суде, механизмы компенсаций отработаны, да и нарушать авторские права стало дорогим удовольствием. Не каждый может себе такое позволить! Я думаю, что самый сильный удар по музыкальному пиратству был нанесён в тот момент, когда пользователи за 169 рублей в месяц получили доступ к огромному массиву легальной музыки.

— Вы преподаете еще на двух факультетах — арт-менеджмент и интернет-бизнес, — как меняется контент лекций в зависимости от сферы?

— Базовые знания относительно интеллектуальных прав на всех факультетах одинаковы. Первоосновам обычно посвящено первое занятие, а дальше мы рассматриваем предмет с учётом специализации. Для арт-менеджмента изучаем особенности правовой охраны художественных произведений, фотографий, а в интернет-бизнесе — правовые особенности регулирования интернет-пространства, доменные споры, деятельность Роскомнадзора. Примеры из судебной практики я всегда подбираю с учётом специализации. Хочется отметить, что слушателей авторское право интересует не только в рамках своей специализации, но и гораздо шире.

— Что посоветуете студентам, чтобы учиться эффективнее?

— Главное, на мой взгляд — быть фанатом того, что ты делаешь. Те профессии, которым обучают в RMA — это профессии, которыми нужно жить. Ты не можешь быть арт-менеджером или музыкальным продюсером в рамках рабочего графика. Работа в таких профессиях требует полной самоотдачи и нестандартных решений. За достаточно короткое время обучения необходимо «впитать» большой объём информации в самых разных областях. Поэтому посоветую правильно рассчитать свои силы, чтобы энтузиазм не оставил на полпути. И ещё советую с самого начала обучения выбрать тему своего дипломного проекта, потому что его подготовка и успешная защита — это ваша первая победа в новой специальности.

— Нам в этом году исполняется 20 лет, пожелаете что-нибудь?

— Быть первыми — всегда очень ответственно и сложно. Бизнес-школа RMA была и остаётся стандартом самого качественного дополнительного образования по уникальным специализациям. Я рад, что пути наши пересеклись. Я желаю вам не останавливаться на достигнутом, расширять перечень образовательных услуг, открывать новые программы. Например, специальный курс по интеллектуальным правам. Профессия управляющего интеллектуальной собственностью предприятия становится очень востребованной.

Руководителям и всем сотрудникам — крепкого здоровья и профессионального развития. А слушателям и выпускникам желаю получить интересную специальность и найти себя в профессии. Потому что ваше главное конкурентное преимущество — это когда ты увлечён своей работой, а твой конкурент — нет. Шансы есть только у увлечённых.


Все новости >