Новости
30 мая 2007

Она умеет двигать собой (пресс-конференция Земфиры)

В Москве стартовала промокампания новой пластинки Земфиры, официальный релиз которой намечен на осень. Ее главный креативный менеджер - известный журналист, музыкальный обозреватель издательского дома "Коммерсантъ" Борис Барабанов, - одновременно является преподавателем программы "Менеджмент и продюсирование в шоу – бизнесе". По его приглашению группа слушателей специализации поучаствовала в первой после долгого перерыва пресс – конференции самой яркой представительницы отечественной рок – сцены.

На следующий день в Государственном университете управления прошло занятие, во время которого Борис рассказал студентам о том, какие шаги команда Земфиры намерена предпринять для того, чтобы ее очередному, пятому альбому сопутствовал успех.
 
Борис Барабанов о начале сотрудничества с Земфирой: "Инициатором нашей совместной с Земфирой работы была она сама. Позвонила, спросила, не посоветую ли я ей человека, который взялся бы за раскрутку ее нового альбома. Я предложил встретиться, поговорить. Она согласилась, мы встретились, и как – то так в процессе разговора пришли к выводу о том, что этим человеком мог бы стать я. Я принял это предложение. Больше того: мне оно показалось и интересным, и лестным. Однако я сразу поставил условие: наше сотрудничество по продвижению нового альбома Земфиры продолжится до сентября – октября, то есть практически до момента официального релиза. Дальше все, я отхожу в сторону. Эта моя позиция объясняется просто: я – музыкальный журналист и намерен оставаться им и в дальнейшем: я не собираюсь переквалифицироваться в продюсера. Сотрудничество же с Земфирой заставляет меня идти на некоторые профессиональные жертвы. В том смысле, что работая с ней, я не могу претендовать на то, чтобы мои материалы об этой артистке воспринимались как объективные".

Борис Барабанов о необходимости свежих идей: "Во время первого же нашего разговора с Земфирой мы сошлись на том, что продвигать ее пластинку надо как – то по новому. Все эти накатанные схемы - ротация одной- двух песен на радио, пресс – конференции, интервью по двадцать штук на дню - все это смертельно надоело, и главное – не дает особого эффекта, просто не может давать. Особенно интервью: когда к артисту один за другим заходят двадцать журналистов, которые задают примерно одни и те же вопросы, что выдающегося он может сказать уже десятому? Однажды мне довелось брать такое интервью у Ника Кейва. Это был день, который его менеджеры целиком решили уделить "общению с прессой", и получилось так, что в этой очереди я оказался последним. К моменту, когда я вошел в комнату, в которой находился Кейв, он был совершенно вымотан, выжат как губка, он уже в принципе не хотел, да и почти не мог говорить. Помню, он даже извинился передо мной, но интервью от этого лучше не стало… Одинаковые вопросы, одинаковые ответы, одинаковые публикации. Кому это интересно? Вот почему мы с Земфирой решили не устраивать никаких "дней общения с прессой", а пресс – конференцию все – таки провести. Но – необычную.

Во – первых, мы пригласил на нее только избранных журналистов, тех, кто действительно пишет о музыке, а не о околомузыкальных скандалах или бытовых привычках артистов, неважно вредные они или вполне безобидные. Для Земфиры это принципиально, ей чрезвычайно важна личность журналиста, с которым ей предстоит общаться, важно, что у нее спрашивают. То есть она, конечно, готова ответить и на вопросы типа "А что вы читаете?" или "Как вы расслабляетесь?", но если они прозвучат уже ближе к концу пресс – конференции, но никак не в числе первых. Главное для Земфиры – ее музыка, и говорить она хочет в первую очередь о ней. Поэтому после долгого обсуждения кандидатур на пресс – конференцию мною были приглашены журналисты тех СМИ, которые, на мой взгляд, наиболее профессионально пишут (или говорят) именно о музыке. Я имею в виду прежде всего журналы Rolling Stone, «Афиша», «Тайм Аут», «Браво», «Ровесник», агентства «Турне» и «Интермедиа», газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы недели», «Большой город», газету «Газета», радиостанции «Наше радио», Сity FM, «Эхо Москвы», интернет – сайт Звуки.ru, и некоторые другие СМИ.

Во – вторых, мы решили привнести в эту пресс- конференцию некий интригующий момент. Ни один человек из тех, кто был на нее приглашен, до последнего момента не представлял, с каким именно артистом ему предстоит встретиться и пообщаться. Предварительно разговаривая с коллегами, я гарантировал им только то, что артист этот безусловно принадлежит что называется к «первому эшелону», и жалеть о том, что они придут на пресс – конференцию, им не придется. Мне кажется, что этот ход себя оправдал: по крайней мере, даже те немногие журналисты, кто, получив приглашение, в итоге не пришли, сделали это не потому, что мы не смогли их заинтересовать, а ввиду загруженности какими – то другими неотложными делами.

Во – третьих, мы решили не проводить пресс – конференцию, как это у нас зачастую водится, в каком – нибудь клубе или казино. Все происходило в квартире приятеля Земфиры, в абсолютно неформальной, не пафосной атмосфере. Для начала она спела песню, одну из новых. Затем ответила на вопросы. Потом исполнила еще пару песен. На этом, собственно, все закончилось. Видеозапись пресс – конференции мы выложили в интернет. Это решение тоже было не случайным, а тщательно взвешенным».

Борис Барабанов о роли интернета в раскрутке звезд: «Я не открою никакого секрета, если скажу, что музыка постепенно уходит в сеть. Продажи ее на физических носителях во всем мире стремительно падают. Уже выросло целое поколение, которое потребляет музыку не альбомами, а треками. Наконец, в последнее время интернет зарекомендовал себя как чрезвычайно действенный и при этом совершенно недорогой инструмент раскрутки артистов и их продукции. Самый яркий пример: на 28 – м месте в британском хит – параде сейчас находится песня «Dancing Lasha Tumbai», с которой Андрей Данилко, более известный как Верка Сердючка, занял второе место на Евровидении. Эта песня не звучит на английском телевидении, не ротируется на английском радио: успех, который по – нашим меркам может быть признан грандиозным, достигнут исключительно за счет скачивания этого трека из Интернета, куда его выложил сам исполнитель. Конечно, можно говорить о том, что прежде у артистов из бывшего Советского союза случались достижения и покруче: «Тату» в том же английском хит – параде достигали высшей позиции. Однако не стоит забывать, что за «Тату» стоял мощнейший звукозаписывающий лейбл Universal, вложивший в рекламу их первой пластинки очень серьезные деньги. За Данилко же не стоит никто, кроме него самого, и его нынешнее 28 – е место в денежном выражении ему практически ничего не стоило.

Еще один пример – клип на песню «Капитал» из свежего альбома белорусской группы «Ляпис Трубецкой». Насколько мне известно, все их попытки пристроить его на телевидение закончились ничем. Когда же они выложили этот ролик – причем в абсолютно ужасном качестве – на ресурсе You Tube.com, он за пять дней достиг каких – то невероятных показателей по скачиванию. И теперь уже телевизионщики обрывали телефоны лидеру «Ляписа» Сергею Михалку и умоляли отдать им этот клип.

Так что решение о размещении видеозаписи пресс – конференции Земфиры в Интернете было обдуманным шагом. Больше того, некоторые дальнейшие шаги по продвижению ее новой пластинки тоже будут связаны с интернет – технологиями. Например, со временем мы намерены выложить на ресурсах My Space.com и Zemfira.ru видеозаписи, сделанные во время работы над пластинкой в лондонской студии. Еще одна идея: разместить в Интернете несведенные звуковые дорожки с записями инструментальных и голосовых партий некоторых песен. Таким образом, фанаты Земфиры смогут поработать звукорежиссерами и самостоятельно смикшировать ее вещи так, как это им заблагорассудится. Десять наиболее удачных ремиксов мы планируем выпустить на отдельной пластинке. Впрочем, только интернетом наши идеи по продвижению нового альбома Земфиры не ограничиваются».

Борис Барабанов о виниловых пластинках, концерте в Зеленом театре парка Горького и его киноверсии: «8 июня в зеленом театре парка Горького состоится концерт Земфиры в Зеленом театре парка Горького. Его мы тоже рассматриваем как одну из составных частей промокампании нового диска. Во время концерта будет отснят полноформатный фильм, режиссером которого станет Рената Литвинова. Это будет очень качественное кино: снятое с нескольких камер, на кинопленку, в стандарте hi – definition. Мы рассчитываем на то, что этот фильм попадет в прокат и его можно будет увидеть в кинотеатрах. Кроме того, его выпустят на дисках в формате blue ray.

Наконец, еще одна наша задумка состоит в том, чтобы выпустить часть тиража пластинки на виниле. Этот формат, естественно, рассчитан на любителей, на меломанов старой закалки, для которых покупка пластинки в магазине, ее распечатывание, разглядывание конверта, наконец, само прослушивание, является неким ритуалом, удовольствие от участия в котором невозможно заменить стремительным скачиванием треков из интернета. Впрочем, мы не исключаем, что именно за счет «странности упаковки» на виниловый вариант новой пластинки клюнут и более молодые потребители.

Таковы наши основные идеи и планы. Насколько они будут реализованы, станет ясно только осенью. Тогда мне было бы интересно встретится с вами снова, и обсудить, какие из заранее намеченных ходов сработали, а какие – нет. Итак, до осени».
Все новости >