Новости
Выбор факультета
30 марта 2021

Лекция «Билетная программа хоккейного клуба»

Во вторник, 30 марта, на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» пройдет лекция, которую для студентов групп «С-52» и «С-53» прочитает руководитель билетного отдела ХК «Спартак» (Москва), выпускник бизнес-школы RMA Антон Лаптев. Тема: «Билетная программа хоккейного клуба». Начало в 19.00. Аудитория: Big. При подготовке рекомендуем ознакомиться с интервью, которое Антон дал нашему сайту в августе прошлого года.


Антон Лаптев. Фото: RMA


«Лекция в форме монолога — не для меня, всегда стремлюсь к диалогу со студентами»




Мы продолжаем публикацию цикла интервью с выпускниками RMA, со временем ставшими преподавателями бизнес-школы. Сегодняшний наш собеседник — руководитель билетного отдела хоккейного клуба «Спартак» (Москва) Антон Лаптев, четыре года назад окончивший факультет «Менеджмент в игровых видах спорта».


Антон, как вы оказались в RMA? И почему?

Впервые мысль о том, чтобы к вам поступить у меня возникла очень давно, 15 лет назад. Я тогда только закончил школу и мечтал связать свою дальнейшую жизнь и карьеру со спортом. Точнее — со спортивным менеджментом.

Было два варианта — сугубо теоретический РГУФК и собственно RMA, но ни с тем, ни с другим тогда не сложилось.


Почему?


Ну, в РГУФК, вы знаете, учатся преимущественно действующие и закончившие карьеру профессиональные спортсмены, туда мне было просто не пробиться.

А что касается RMA, то у меня, вчерашнего школьника, на тот момент элементарно не было собственных денег, чтобы оплатить учебу в бизнес-школе.

Родители... Я не знаю... Они бы, наверное, могли мне помочь, но я как-то решил их об этом не просить...


В итоге пошли учится в Университет леса...


Да, экономический факультет. Нормальный вариант. Там в принципе неплохо поставлено преподавание дисциплин, связанных с менеджментом, с коммерцией. Так что определенную базу я, безусловно, получил.

Хотя, если честно, это все -таки было образование ради образования.


Кем работали после окончания университета?


Начинал рядовым сотрудником в «Системе Консультант Плюс», затем перешел в сферу коммерческой недвижимости, работал в небольшой компании, которая специализируется на управлении торговыми центрами.

Там, стартовав с должности администратора, за довольно короткое время дорос до заместителя гендиректора...


Своим материальным положением вы на тот момент были довольны?


Скажу так: для парня двадцати с небольшим лет я зарабатывал очень неплохо.


Но желание поработать в спортивной сфере, я так понимаю, у вас никуда не делось...


Поработать — на тот период времени — нет. Хотя в качестве хобби спорт в моей жизни продолжал присутствовать.

Дело в том, что мы с приятелями в какой-то момент у себя в Щелково организовали довольно представительную любительскую футбольную лигу, я сам в ней играл в составе одной из команд.

И еще в свободное время детей тренировал. Занимался с ними мини-футболом...


Тогда возвращаемся к первому вопросу: как вы оказались в RMA? И почему? Успешная карьера, хорошая зарплата, любимое хобби... Все это вроде бы не подталкивало вас к смене сферы деятельности...

Видите ли, карьера, зарплата — это все прекрасно. Но однажды я просто почувствовал, что все это мне не доставляет никакого удовольствия. Что нет у меня на этой работе ни драйва, ни кайфа... И стал рассуждать: что с этим делать?

Вспомнил, что была у меня когда-то такая мечта — работа в спорте, подумал: может, все-таки попробовать ее осуществить? Тем более, что финансовая моя ситуация это сделать уже позволяла.

В общем, в тот же день, что мне эта мысль в голову зашла, я, стоя на верхнем этаже торгового центра, который в нашем управлении находился, набрал RMA и записался на собеседование. Такая у меня была отправная точка...


Что скажете собственно об учебном процессе?


Скажу, что этот было очень интересно и, я бы даже сказал, захватывающе. Настолько, что я за год пропустил какие-то очень немногие занятия. Был активен, много задавал вопросов.

Вот эту возможность — задавать вопросы людям уровня Наиля Измайлова (экс-вице-президент ФК «Спартак» (Москва) — прим. RMA), Сергея Родионова (генеральный директор ФК «Спартак» (Москва) — прим. RMA), Александра Атаманенко (экс-коммерческий директор ФК «Спартак» (Москва) — прим. RMA) я вообще считаю тем главным, что RMA своим студентам дает.


Я вижу, спартаковцы уже тогда на вас особое впечатление производили...

Это потому, что я болельщик «Спартака», футбольного в том числе. Но на самом деле полезными были практически все занятия.

Помню, Дмитрий Былинкин мне очень нравился с его лекциями об организации Match Day. Кейсы Кирилла Ларина просто шикарные были — билетные, партнерские, рекламные, по организационной структуре.

Очень много актуальных цифр, статистики, много конкретики, развернутые ответы на любой вопрос — я все это старался впитывать, и могу сказать, что многое из того, чему нас учили в RMA, мне потом реально пригодилось уже во время работы в «Спартаке».


Главный для себя итог обучения в RMA как сформулируете?


Думаю, главным было то, что к концу учебы я чувствовал себя в профессиональном плане достаточно уверенно.

Я практически не сомневался в том, что смогу не просто работу в спорте найти, но и что-то реально нужное и полезное в этой области сделать и какой -то свой след здесь оставить.

Думаю, тому, что у меня такое ощущение сложилось, во многом поспособствовала достаточно памятная для меня встреча с Наилем Измайловым.

Однажды я взял на себя смелость предложить ему некоторые меры, которые, на мой взгляд, поспособствовали бы повышению эффективности коммерческой деятельности футбольного «Спартака», и потом эти свои мысли и предложения с ним обсуждал и, можно сказать, перед ним защищал.

И хотя дальше диалога дело тогда не пошло, для меня это был очень важный, очень значимый опыт. Я понял, что мои мысли имеют ценность, что мои идеи могут быть применены на практике, нужно просто научится адаптировать их под конкретные реалии.


Ваш приход в хоккейный «Спартак» и учеба в RMA вещи взаимосвязанные?


Напрямую. Дело в том, что предложение о работе мне поступило от Роберта Тер-Абрамяна, моего одногруппника, который пришел в «Спартак» раньше меня и на тот момент занимал в клубе должность руководителя отдела спонсорских проектов.


Что конкретно вам было предложено?


Роберт фактически доверил мне возглавить на тот момент совершенно новое, фактически с нуля создаваемое направление — корпоративную программу реализации билетов и лож: ее проработку, развитие, привлечение конкретных организаций — партнеров...

Для меня это была входная точка. Естественно, я согласился, и очень рад, что все сложилось именно таким образом. Думаю, в «Спартаке» у нас многое уже получилось и еще получится.


А как, будучи выпускником бизнес-школы, вы стали еще и ее преподавателем?


А это уже было связано с решением сформировать в «Спартаке» специальный билетный отдел и назначить меня его руководителем.

Соответственно, новому подразделению требовались сотрудники, и я подумал, что в этом качестве можно попробовать студентов RMA — самых активных, самых толковых и продвинутых.

С согласия Кирилла Эдуардовича (Кирилл Кулаков, руководитель бизнес -школы — RMA) я задал ребятам, которые тогда учились, несколько кейсов и потом те из них, кто предложил наиболее интересные решения, получали возможность попробовать свои силы в «Спартаке», на первых порах как стажеры, но — оплачиваемые.

Параллельно я уже начал в качестве спикера выступать на различных профессиональных конференциях, приобрел некоторый опыт общения с аудиторией, и, видимо, зная об этом, Кирилл Эдуардович у меня как-то раз поинтересовался, не созрел ли я до преподавания в бизнес-школе.

Не сразу я ему на этот вопрос ответил утвердительно, но через какое-то время сказал, что да, готов попробовать...


Помните как готовились к первой лекции? Волнение было?


Естественно, было. Хотелось, что называется, не ударить в грязь лицом.

Помню, я очень нервничал по поводу того, сколько народу придет на вторую часть моего занятия после перемены — это такая реальная лакмусовая бумажка, показатель того, удалось ли тебе своим материалом людей заинтересовать...

Кажется, мне удалось.


А сам материал на ваших лекциях что собой представляет?


С самого первого занятия в основе материала, который я даю студентам, лежит конкретная практическая работа, которая ведется нами в конкретном хоккейном клубе «Спартак» (Москва).

То есть, это не какая-то абстрактная теория, это — реальная живая жизнь.


Возвращаясь к вашим словам о том, что вы, формируя свой отдел, рассматривали студентов RMA как некий кадровый резерв... Сколько выпускников бизнес-школы работают у вас прямо сейчас?


Прямо сейчас непосредственно у меня в отделе работает Азамат Орквасов, он выпускник группы «С-38», если я правильно помню.

До недавнего времени работал также Олег Карпиленко: кстати, именно он мне помогал готовить материал для первой лекции в RMA.


А где он сейчас?


Он получил предложение от футбольного «Спартака» и принял решение перейти туда... Сейчас Олег — специалист отдела по работе с партнерами...


А Роберт?

У Роберта карьера тоже удачно складывается. На данный момент он — коммерческий директор омского «Авангарда».

Кроме того, после «Спартака» он успел поработать в КХЛ и в «Хумо» — это вновь созданный хоккейный клуб из Ташкента, сейчас он выступает в ВХЛ.


Как вы определяете цели, стоящие перед вами как преподавателем? Зачем вам это?


Знаете, я всегда стремлюсь к тому, и мне это, я считаю, неплохо удается, чтобы мои занятия в RMA не проходили в форме монолога.

Мне интересно наблюдать за студентами, прислушиваться к их мнению, вместе размышлять над заданными вопросами и находить на них ответ, заряжать ребят уверенностью в себе и самому от них подзаряжаться энергией, какими-то нетривиальными мыслями, свежими идеями...

Ну, и кроме того, повторюсь: на самых активных, самых заинтересованных, самых продвинутых из них я смотрю как на возможных коллег по работе, как на потенциальных своих сотрудников...


Что бы вы посоветовали тем, кто учится сейчас? Какие шаги, какие усилия нужно предпринимать для того, чтобы логическим продолжением этого обучения стала конкретная работа в конкретном спортивном проекте?


Совет первый — не мой, а Алексея Киричека. Используйте свои сильные стороны. Старайтесь привносить в сферу спорта те ваши реальные компетенции, которые здесь до того, может быть, не использовались.

Или развивайте, выводите их на новый уровень, если они тут уже присутствуют.

Второе. Будьте упорными в достижении поставленной цели. Не впадайте в уныние, не слушайте людей, которые говорят, что российский спорт — это не бизнес, что настоящие профессионалы тут никому не нужны, что при устройстве на работу все решают исключительно знакомства и родственные связи, и так далее, и тому подобное. Все это не более, чем отговорки для оправдания своей слабости и лени.

Ну, и третье. На первых порах не ждите от работы в спорте слишком многого, я имею в виду прежде всего материальный аспект.

Особенно это относится к людям уже зрелым, сформировавшимся, которые пришли в индустрию из других бизнесовых сфер: они зачастую бывают не готовы пойти на понижение зарплаты, понижение того уровня жизни, который обеспечивала им их прежняя деятельность, не готовы начинать с нуля, с не топовых менеджерских позиций.

Между тем, именно такой, низкий старт в нашем деле, на мой взгляд, является и наиболее предпочтительным, и зачастую — единственно возможным.

Хотя, конечно, существуют и обратные примеры: тот же Роберт, он, придя в спорт из финансовой сферы, сразу возглавил отдел.


И самое последнее: бизнес-школе RMA в этом году исполнилось 20 лет. Поздравления и пожелания на этот случай у вас наготове?


Я могу сказать, что RMA для меня это совершенно особенная история. Нас, выпускников, бизнес-школы, в индустрии теперь уже очень много, мы работаем в разных клубах, в разных проектах, иногда даже в разных странах, часто пересекаемся, в основном — по работе, но и не только.

И всегда, когда слышишь от коллеги: «Я из RMA», знаете, возникает такое теплое чувство, такой душевный контакт — хочется вспоминать, расспрашивать — «а ты из какой группы?», «а кто у вас преподавал?», и так далее...

Так что, поздравляя альма-матер с двадцатилетием, могу вам пожелать еще очень-очень долгих лет работы, развития и прогресса. Вы действительно делаете нашу спортивную индустрию лучше, мощнее, конкурентнее.

Так держать!

Беседовал Петр БРАНТОВ


Читайте также:



Миллион рублей на контексте. Еще один способ заработка «Спартака» (материал портала «Спорт Бизнес Консалтинг»).  



 

Все новости >