Новости
Выбор факультета
15 февраля 2022

Выездное занятие «Коммерция футбольного клуба. Партнерство и спонсорство»

Во вторник, 15 февраля, на стадионе «Открытие Банк Арена» пройдет лекция «Коммерция футбольного клуба. Партнерство и спонсорство». Для студентов групп «С-55» и «С-56» факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» ее прочитает выпускник Бизнес-школы RMA Александр Ротанов (руководитель отдела партнерства ФК «Спартак» (Москва). Начало занятия в 19.00.


Александр Ротанов. Фото: RMA



Адрес стадиона: Волоколамское шоссе, 69, проезд до станции метро «Спартак». Сбор группы у VIP-входа на Западную трибуну в 18:45.

Внимание! На арене действует масочный режим. При себе необходимо иметь паспорт.

При подготовке к занятию рекомендуем ознакомиться с коммерческой презентацией «Спартака» и рядом других материалов.


Фото: Спартак Москва



«Красно-белые» доходы: на чем зарабатывает московский «Спартак»


Московский футбольный клуб «Спартак» частично раскрыл структуру своих доходов. Только продажа билетов, лож и абонементов приносит клубу около 1 млрд руб. за сезон ФК «Спартак» (Москва) подготовил буклет под названием «Путь к чемпионству. Годовые отчеты 2014/15; 2015/16; 2016/17» (есть у РБК, приведенные в буклете данные подтвердили в футбольном клубе). В этом документе клуб впервые раскрыл ряд собственных финансовых показателей. Как устроена экономика «Спартака» и о чем умолчали его руководители, выяснял РБК.

Выпущенный «Спартаком» на 262 страницах буклет посвящен трем сезонам, начиная с 2014/15. Данные о сезоне 2017/18, завершившемся в мае 2018 года, в издание не вошли. В буклете представлена информация о всех аспектах деятельности клуба и команды, из них 13 страниц посвящены финансовой информации — доходам, которые получает «Спартак».

Российские футбольные клубы, как и любые коммерческие предприятия, отчитываются по итогам финансового года, который совпадает с календарным, говорит старший менеджер PwC Александр Кардаш. Эти же данные они отправляют в Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Однако некоторые клубы публикуют результаты и по итогам футбольного сезона, продолжающегося в России с августа по май.

«Нет законов, которые обязывали бы клубы публиковать финансовую отчетность, а необходимость соблюдения правил финансового fair play (по ним, в частности, реальные доходы клубов не должны быть меньше их расходов) заставляют руководителей быть крайне аккуратными в предоставлении публичной информации», — объяснял РБК непрозрачность российского футбола один из футбольных топ-менеджеров.

Несоблюдение норм fair play может стать причиной санкций против команд вплоть до отстранения их от участия в европейских кубках. А именно эти матчи приносят российским клубам значительный доход. Московское «Динамо» было исключено из еврокубков на сезон 2015/16 из-за «отступления от показателей безубыточности».

По мнению Александра Кардаша, раскрытие «Спартаком» фрагментов своих финансовых результатов связано, во-первых, со стремлением клубов Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) повысить свою прозрачность, а во-вторых, с позицией европейского футбольного регулятора.

«УЕФА планирует обязать клубы, участвующие в еврокубках, публиковать отчетность с высокой степенью детализации, — отмечает Александр. — Для российских футбольных клубов данная информация всегда была чувствительной, но теперь необходимо будет работать в режиме большей прозрачности. Со стороны «Спартака» это своего рода игра на опережение».

По данным PwC, основу дохода российских клубов составляют спонсорские контракты и «целевые поступления» от владельцев команд, большинство из которых представляют госкомпании или региональные государственные структуры. Доля таких доходов в общей структуре превышает 82%, подсчитали в PwC.

К тому же спонсорские контракты клубов в большинстве случаев заключаются с компаниями, аффилированными с владельцами клуба. Так, около 77% входящих доходов действующего чемпиона России московского «Локомотива» приходится на спонсорские контракты со структурами РЖД.

В европейских чемпионатах доходы от спонсоров составляют в среднем 30–35% от доходов клуба.

Читать дальше...


Читайте также:


Считаем деньги «Спартака». 9 млрд рублей – пока потолок, для роста нужны продажи игроков и ЛЧ (материал Le Blog Sportif, Sports.ru, 2020).

Экономика «Спартака»: сколько клуб заработал на чемпионстве (материал Forbes, 2019).


Смотрите также:

Запись выступления коммерческого директора ФК «Спартак» (Москва) Александра Атаманенко на конференции Marspo (2018)

Все новости >