Новости факультета
Выбор факультета
20 февраля 2017

Сеть Cofix с кофе за 50 рублей штурмует Россию

«Моя история — наглядный пример того, как можно стать немножко олигархом, заботясь при этом не только о себе, но и о других людях», — абсолютно серьёзно заявляет корреспонденту «Секрета фирмы» основатель крупнейшей в Израиле сети кофеен Cofix Ави Кац. Они разговаривают в кафе отеля «Метрополь», где за чашку капучино Кацу приходится заплатить 390 рублей, а в Cofix — и это краеугольный камень бизнес-модели — все позиции меню, кофе и снеки, стоят всего 5 шекелей в Израиле и 50 рублей в России.




В Израиле эта концепция сработала — с 2013 года сеть выросла до 152 точек. Выручка в первые шесть месяцев 2016 года — почти $30 млн. В России компания Каца работает с октября прошлого года. До сих пор она управляла тремя собственными кофе-барами, но в январе 2017-го Cofix продал первые пять франшиз и рассчитывает за пять лет построить федеральную сеть из 1000 заведений. Для сравнения, даже у «Шоколадницы» сейчас меньше 500 точек, у «Кофе Хауза» — в два раза меньше, у Starbucks — 75.

54-летний Ави Кац — серийный предприниматель. До Cofix у этого энергичного бритоголового мужчины было десять других успешных компаний — в основном в ритейле. В некоторых из них он до сих пор остаётся акционером, но активно сейчас участвует только в жизни Cofix и краудинвестинговой платформы Hagshama. Акции этих двух проектов торгуются на бирже. Бумаги Cofix за прошлый год подорожали на 5,88% — компания хорошо чувствует себя на родине и, кроме того, начала международную экспансию. Помимо России в планах Великобритания и Турция.

Российский рынок к формату пока относится скептически. Собеседники «Секрета» не верят в качественный кофе за 50 рублей. Сейчас чашка американо в московских кофейнях стоит в среднем 170 рублей, в регионах — 89,9 рублей. В ценовой категории Cofix пока нет ни одного игрока — разве только вендинговые автоматы. Но Кац уверен, что в России у него всё сложится, и хвастается, что даже сейчас, спустя четыре месяца после старта, в точке на Охотном ряду стоит очередь из 15 человек. «Секрет фирмы» выпил с бизнесменом кофе, чтобы узнать, на чём ещё основан его оптимизм.


Серийный предприниматель

Ави Кац родился в пригороде Тель-Авива в ортодоксальной еврейской семье. Ему было всего шесть, когда умер отец, и мать, одна с пятью детьми, едва сводила концы с концами. Предприниматель говорит, что впервые почувствовал себя взрослым, когда ей пришлось в очередной раз отдать в ремонт его изрядно потрёпанные башмаки. Именно тогда он решил, что сделает всё, чтобы вытащить близких из нищеты.

В 11 лет Ави Кац начал много читать и до сих пор проглатывает минимум одну книгу в неделю. Даже если приходится это делать в ущерб отдыху. К слову, бизнесмен на тратит на сон всего лишь от двух до пяти часов в день. Кац отмечает, что на него особенно повлияли два произведения — «Источник» Айн Рэнд и «Боевой клич» Леона Юриса, которые побудили его бросить иешиву.

«У того, что я делаю, всегда есть социальная цель», — рассказывает Кац. После армии он развивал множество проектов, среди которых Bee Retail Group (товары для дома и отдыха), Doctor Baby (товары для детей), Dollar Store (товары по фиксированной цене). «Стоимость жизни выросла необоснованно, и это результат целенаправленной политики лидеров рынка, — формулирует предприниматель. — Мы же предлагаем товары по реальным ценам. И это не мешает нам получать хорошую прибыль. Продаём дешевле — зато больше. У меня в жизни было 11 разных бизнесов. Во всех я смог заработать. Там, где нужно было продать бизнес и выйти, я это сделал».

Из двух проектов, которыми Кац занимается сейчас, большего внимания, по его признанию, требует всё-таки фонд Hagshama, через который 29 000 человек инвестируют небольшие суммы (в среднем — $25 000) по всему миру и получают прибыль до 15% годовых. Если прибыли нет, фонд ничего не зарабатывает, если есть, Hagshama забирает себе 20%. За шесть лет проект получил немногим менее $40 млн прибыли.




Cofix в Израиле

Идея сети экстремально дешёвых кофеен, по словам Ави Каца, родилась в 2002 году, когда на заправке ему не хватило наличных, чтобы расплатиться за два кофе, пирожное и жвачку. Тогда, сидя в своём первом «мерседесе», бизнесмен, как он сейчас вспоминает, почувствовал себя «очень несчастным». До реализации дело дошло только в 2013 году. Эту часть истории Кац тоже рассказывает очень красиво. Он вспоминает, как в 2011 году сотни тысяч израильтян вышли на улицы, протестуя против высоких цен на товары первой необходимости и жильё и во время очередных выборов в кнессет все партии построили свои кампании вокруг снижения цен. «К власти пришли новые люди, и население поверило, что они изменят страну, но новое правительство разочаровало людей, и тогда появился Cofix», — заключает бизнесмен.

Концепция заведения проста: кофе и лёгкие закуски (сэндвичи, круассаны, киш) продаются по фиксированной цене в 5 шекелей (77 рублей, или $1,30). Внутри посадочных мест нет — только на улице. До Cofix израильский общепит предлагал посетителям кофе за $3–4 и снеки за $5–10. В начале работы поставщики смеялись над Кацом — мол, приличный кофе не может стоить так дёшево. Теперь Кац посмеивается над ними — до появления Cofix ни одна израильская компания, по его словам, не открывала по 50 точек в год. Закрылись только три. Главному конкуренту, сети Aroma, которую Cofix уже обогнал, пришлось снизить цены — самый дешёвый кофе там теперь стоит 8 шекелей.


Читать далее…

Все новости >