Новости факультета
Выбор факультета
16 июня 2020

«Новые реалии заставят вспомнить уроки маркетинга» (колонка Артура Чистякова, написанная для «Ресторанных Ведомостей»)

Артур Чистяков, специалист в области стратегического планирования и маркетинга, эксперт в сфере доставки готовых блюд и продуктов, преподаватель факультета «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» написал колонку для «Ресторанных Ведомостей». Предлагаем этот материал вашему вниманию.

Шок, с которым столкнулась индустрия в конце марта, постепенно проходит. С поддержкой государства (вернее, с ее отсутствием) ситуация прояснилась. Накал страстей схлынул, наступило время анализа произошедшего, прогноза его влияния на отрасль и поиска новых возможностей (а они непременно появятся).

Как справедливо считают многие, еда — одна из основных человеческих потребностей, и данное обстоятельство обеспечивает бессмертие общественного питания. С этим тезисом сложно не согласиться, однако наивно полагать, что бизнес-рецепты, работавшие до 30 марта 2020 года, будут актуальны и после снятия карантина.

Проекты, балансировавшие на грани рентабельности, обречены на провал. Перспективы ранее успешных концепций, не планирующих корректив в своей работе, также могут оказаться призрачными.

Давайте попробуем заглянуть в будущее и предположить, какой станет индустрия общественного питания в ближайшей перспективе. А начать я бы предложил с попытки описать сценарий выхода из карантина для общепита.

Лето пролетело, все осталось позади: строим реальные планы

Мы все надеемся, что четырехэтапные рекомендации Роспотребнадзора подвергнутся доработке, в противном случае на месте отрасли останется выжженное поле. Следовать этим рекомендациям и вести какую- то коммерческую деятельность, направленную на извлечение прибыли, не представляется возможным. А после формального снятия ограничительных мер договариваться с арендодателями станет намного сложнее, и это может добить бизнес.

Нетрудно предположить, что открытия заведений общепита в формате, предполагающем какой-то финансовый смысл, едва ли придется ждать ранее конца лета. Предлагаю учесть это обстоятельство и оценить емкость своих финансовых возможностей. Кроме того, никто не отменял риск рецидива роста числа заразившихся.

Некоторые страны, снявшие ограничения, были вынуждены вернуться к ним. Одним словом, планируя рестарт проекта, нужно иметь определенную подушку безопасности. Но это же касается открытия ресторана и в «мирное» время: на последние деньги запускаться крайне рискованно.

И тут мне кажется важным еще раз подчеркнуть необходимость трезво проанализировать свои силы и возможности. Далеко не всегда надо пытаться тащить проект любыми средствами. Неудачи, потери — это неотъемлемая часть жизни любого бизнесмена. Закрытие бизнеса не трагедия. Нередко это шанс начать новый, более успешный проект.

Читать дальше…
Все новости >