Зарубежные спикеры

Alexander Bard

Alexander Bard, Александр Бард, шведский музыкант, певец, композитор, участник проектов Army of Lovers, Vacuum, BWO

Впервые я встретился со студентами RMA в 2010 году, когда представлял московской публике свой новый проект Gravitonas. Помню, меня приятно удивил их профессионализм и качество вопросов, которые задавали мне российские коллеги во время мастер-класса. Очевидно, что RMA дает своим слушателям современное образование и готовит специалистов действительно мирового уровня


Александр Бард, шведский музыкант, продюсер, социолог, основатель популярной в 90-е группы Army of Lovers, прилетел в Москву, чтобы презентовать свой новый проект — Gravitonas c вокалистом Андреасом Ерном. По такому случаю в ресторане «Тинатин» на Плющихе собралась импровизированная пресс-конференция, участниками которой стали студенты специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии», среди которых был и поп-исполнитель Иракли, осенью начавший обучение в RMA.



— Александр, каков ваш рецепт музыкального успеха?

— Все очень просто. Нужно писать хорошие песни, хиты. Стиль при этом совершенно не важен — рок, поп, диско... Важно только, чтобы песня цепляла. И все.

— Но вот, скажем, во времена Army of Lovers у вас было много хитов. А потом, во времена Vacuum, их было гораздо меньше. И успех, соответственно, был меньше. Хотя песни вы писать вряд ли разучились. В чем тогда дело?

— Дело в том, что вы говорите о коммерческом успехе. А я говорю, что музыка может быть разная: коммерческая или не очень. Но если она не коммерческая, это вовсе не означает, что она сама по себе плохая или что она хуже коммерческой. Вот и все. Кстати, могу дать вам такой совет: если вы работаете в продюсерской компании, то целесообразнее всего одновременно сотрудничать и с коммерческими артистами, и с теми, кто, как говорится, не для всех. Они, конечно, будут приносить вам разные плоды, но это ведь здорово, не правда ли?

— А вы вообще строгий продюсер?

— Да нет, я считаю, что главная задача продюсера состоит в том, чтобы заставить артиста выложиться по полной, проявить максимум своих возможностей. Не в том смысле, чтобы выжать его как лимон, чтобы довести его до изнеможения, а в том, чтобы создать наиболее подходящие условия для того, чтобы раскрылись все способности, какие у него только есть. Какая —то жесткость, строгость для достижения этой цели вряд ли уместны. Вот, например, с Андреасом мы просто дополняем друг друга, двигаем проект вместе. Я продюсер и сонграйтер, он — вокалист. Но он тоже может писать музыку и я не только этому не препятствую, напротив, я этому обстоятельству очень рад.

— В чем, на ваш взгляд, заключается разница между западными продюсерами и теми, кто работает в Восточной Европе?

— Я думаю, что нет никакой разницы. Потому, что нет западных продюсеров и восточных. А есть хорошие и плохие.

— Имея за плечами богатый опыт работы в обеих сферах, можете вы сказать, что вам больше по душе: быть артистом или быть продюсером?

— Мне и то, и то нравится. Сегодня, допустим, нравится сидеть в студии и добиваться какого — то определенного звучания того или иного трека. А завтра нравится выходить на сцену. Ничто не заменит музыканту тех ощущений, которые он получает от живого выступления. Так что и вы, если вам это дано, совмещайте музицирование с продюсерством.

— Могли бы вы дать какие-то советы относительно продвижения музыкального проекта?

— Тут я не буду оригинален. Конечно, главную роль в продвижении сейчас играет интернет. Все традиционные средства музыкального promotion — радио, телевидение — дышат на ладан. Как мы раскручивали Gravitonas? В первые же дни после начала проекта у нас был заключен контракт с Lion Heart, дочкой Universal Music. Но все продвижение шло исключительно через сеть. Через наш собственный сайт. Через Facebook, MySpace...

На радио, на телевидении нас в первый год вообще ни разу не было. Первый раз наша песня в радиоэфире появилась, по-моему, как раз в России. Вся фанатская база была именно через интернет наработана. Да что говорить... Там такие возможности! Сейчас мы можем заплатить 10 долларов, и за эти деньги в течение месяца иметь доступ к сервису Spotify, на котором собрано 10 миллионов музыкальных треков и который регулярно пополняется новыми релизами, выходящими по всему миру. И всей этой огромной музыкальной базой мы можем пользоваться со своего iPhone практически в любом месте, где бы мы не находились — эту возможность нам предоставляет мобильный беспроводной высокоскоростной интернет: в России , насколько я знаю, с этой целью вы можете воспользоваться сетью Yota.

Огромный потенциал имеет стриминг, потоковое интернет-вещание: всем музыкантам, всем продюсерам советую обратить внимание на эту штуку... Возможность свободно выкладывать свои произведения в интернет так, чтобы их могли видеть миллионы — это ведь всем выгодно и удобно: и артистам, и продюсерам, и лейблам. В общем, то, что сейчас происходит в сети, это настоящая информационная революция.

— Можно об этом чуть поподробнее?

— Я об этом в свое время написал книгу. Называется «Нетократия». Там, если вкратце, речь шла о том, что на смену буржуазии идет новый господствующий класс. Нетократы. И для него главной ценностью являются не деньги, а информация. И вот они, имея полный доступ к достоверной информации и манипулируя ею, захватывают власть над другими людьми. Простой пример: если вам нужна какая-то информация, вы идете на Википедию. И это означает, что ее создатели имеют над вами довольно большую власть, поскольку именно они решают, какая информация сегодня актуальна, а какая — нет. К слову, «Нетократия» была написана 10 лет назад. Еще не было Википедии, не было Google в том виде, в каком он есть теперь. Но мне уже тогда удалось предугадать их появление. Я прав, я всегда прав.

— А как по-вашему, почему люди танцуют?

— Ну, я не знаю. А почему они спят? Почему занимаются сексом? Почему едят? А что касается танцев... Танцуют ведь даже животные. Я вот что думаю: танец — одна из базовых потребностей любого живого существа.


Читайте также:

Отчет со встречи с Александром Бардом в его офисе в Швеции в ходе зарубежной стажировки «Музыкальный бизнес Скандинавии», организованной факультетом «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» RMA для своих слушателей и выпускников.