Новости факультета
Выбор факультета
31 августа 2016

«Рекорд-лейблы потеряли возможность зарабатывать на музыке» (интервью главного редактора InterMedia Евгения Сафронова, часть 2)

Soundrussia публикует вторую часть интервью главного редактора информационного агентства InterMedia, преподавателя факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» Евгения Сафронова. С первой частью можно ознакомиться здесь.





Есть мнение, что новую музыку на радио ставят только за деньги, и есть такса. Платят не через кассу, а через знакомых, через влиятельных людей. Хотя сама станция заявляет, что за деньги не ставит. Или такой вариант: купите у нас рекламу, а мы в качестве бонуса — вашу песню в эфир... Все так?


Это сильно упрощенное описание ситуации. Разумеется, в популярной музыке если песня не попадает на радио — она умирает, создатели ничего не получают. Но чуть выше мы говорили о том, как работает радио — это ведь бизнес, а не благотворительная контора. У радио — свои риски, ведь неудачно выбранная песня — это риск падения рейтинга радиостанции, соответственно — дохода, — и только одна из тысячи может доход повысить.

Угадать какая именно, очень сложно. Часто даже новая песня суперзвезды — казалось бы, стопроцентный успех — обрушивает рейтинг станции, приводя к прямым убыткам. А может и вовремя поставленная песня совершенно неизвестного исполнителя вдруг хорошо поднять станцию — возьмите хотя бы «Черные глаза» Айдамира Мугу. Каждая песня подвергается детальному анализу, программный директор должен определить, понравится ли она аудитории, повысит ли рейтинг?

Однако, конечно, Вы правы, существует и пейола — постановка песни в эфир по другим мотивам. И это вовсе не российское изобретение. Понятие «пейола» возникло в момент расцвета музыкального радио, в 1930-е годы в США. Самой известной её жертвой, по иронии судьбы, стал знаменитый радиоведущий 50-х Алан Фрид, который внедрил в массы термин «рок-н-ролл», раскрутил эту музыку и довел до совершенства схему, которая работает и сейчас — эфир в обмен на деньги (или на бесплатные выступления, что в РФ особенно развито). Артисты попадали в эфиры Алана Фрида через такую условную эфирную постель. Это, конечно, было незаконно, и в конце концов Фрид был за это привлечен к уголовной ответственности, его карьера закончилась печально.


Поскольку нет пометки «на правах рекламы»...

Верно — по закону все, что без этой пометки, в любом СМИ должно быть размещено бесплатно, в рамках формата и в соответствии с редакционной политикой, а вот рекламные материалы «с пометкой» должны оплачиваться официально, с уплатой налогов. Но нарушения по всему миру происходят сплошь и рядом — ведь даже сейчас доходы от продажи песен международного репертуара составляют миллионы долларов (раньше — десятки и сотни миллионов), а радио и ТВ — мощнейшие инструменты продвижения.

В мировой индустрии сейчас эта практика имеет форму довольно-таки цивилизованную и приглаженную, оформлена официальными или полуофициальными договорами между крупнейшими медиа и мировыми концернами. Независимые новые артисты (то есть, не имеющие контракта с тремя ведущими концернами), имеют мизерные шансы попадания в массовый эфир. У нас ситуация похожа, но несколько иная. Дело в том, что в России индустрия звукозаписи за последние годы просто рассыпалась, и выпускающие компании (они же рекорд-лейблы) потеряли возможность зарабатывать на музыке, частью трансформировались в паблишинги, частью закрылись. Желание платить радиостанциям есть разве что у артистов и продюсерских центров, а у них непростой хлеб — в основном, концерты — потому нет сверхприбылей, из которых можно щедро заплатить за эфир.

У нас бывает ещё хуже — с молодого артиста берут кучу денег и не ставят его в эфир. Он говорит: «Как же так?!» А ему отвечают: «Иди в суд! Докажи, что ты нам платил!» Доказать нельзя, потому что деньги платятся через посредников без расписок, и, возможно, именно посредник их прикарманил, поди разберись — все ведь неофициально. Но сразу замечу: на большие радиостанции даже с большими деньгами с улицы не зайдешь.

Наши радиостанции — монополии, огромные холдинги, очень большие даже по мировым меркам, их аудитории — десятки миллионов человек. Эфир не резиновый, каждая секунда, каждая нота стоит огромных денег, которые никому не хочется терять, потеря рейтинга из-за неудачной песни в эфире стоит очень дорого, и большие станции на это уже не идут, очень внимательно отсеивая репертуар. Впрочем, и уважающий себя продюсер никогда не понесет на радио слабую песню.


Неужели не выгодно пропихивать блондинку за миллион долларов?

Действительно, есть такие блондинки, которым так надо на радио и большую сцену, что они готовы заплатить миллионы, лишь бы в эфир попасть (платят, конечно, не они, но речь не об этом), а их спонсоры готовы хоть бы и радиостанцию для этого купить с потрохами. И всё же радио в России — действительно серьёзный бизнес, левая песня в эфире неизбежно означает серьезные убытки, да и репутация дороже. Так что случаи прямой пейолы у нас сейчас единичны.

Есть мягкий вариант пейолы: приходит девушка с песней, а ей говорят: «Знаешь, это в эфир точно не пойдет. Но если есть хороший бюджет, мы тебе сейчас организуем продюсера и студию, и в эфир пойдет не то, что ты принесла, а то, что нам нужно, но под твоим именем». Это иногда срабатывает, и это уже продукт радиостанции, сильно отличающийся от первоначального варианта — радио работает с артистом, получает деньги и не теряет рейтинг, не позорится.


Читать дальше...

Все новости >