Новости факультета
Выбор факультета
15 августа 2019

«Чтобы выполнить тестовое задание потенциальных работодателей, я готова была побеспокоить самого Челентано…»

«Надо только выучится ждать, надо быть спокойным и упрямым...» Это прямо как про Полину написано, хотя и задолго до ее рождения. В 2010 году Полина Душина окончила факультет «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений», и теперь работает операционным директором компании Ponominalu.ru, одного из лидеров российского билетного рынка. Это, безусловно, история успеха, которого, впрочем, могло не случится. Скажу даже больше: долгое время все как раз к тому и шло, что ничего у Полины не получится, и если бы не вот эти самые ее упорство и умение ждать, то не читали бы вы сейчас этого интервью. Но ведь читаете же...





Полина, я знаю, что диплом, который вы защищали в RMA, был посвящен возможностям продвижения рок-группы в условиях весьма скромного бюджета. Судя по тому, что вы сейчас операционный директор Ponominalu.ru с той группой что-то не срослось?

Ну, начнем с того, что это была моя собственная группа, я в ней пела.


В каком стиле?

Рок. Но не в самом тяжелом понимании этого слова. Скорее поп-рок, что-то в этом духе.


То есть был момент, когда вы думали, что именно пение в группе и может стать вашей профессией? И это после окончания мехмата МГУ?

Я могу сказать, что если и был такой момент, то продолжался он недолго.

А что касается мехмата, то да, я его действительно успешно закончила, и после этого некоторое время работала в таможенной сфере, в том числе в фирме моего отца — занималась, в частности, логистикой, страхованием грузов.


От шоу-бизнеса как-то далековато...

Да, но дело не в этом, а в том, что эта деятельность, она предполагает работу исключительно с документами: то есть это офис, и это очень скучно. Бесконечные накладные, спецификации, коды, акты...

Короче говоря, в один прекрасный день я на себя со стороны взглянула, и как-то даже испугалась — неужели, думаю, вся моя жизнь вот так и пройдет? Нет, действительно, мне в тот момент стало не по себе: я же всегда думала, что я человек творческий, человек с амбициями.

В общем, кончилось это тем, что я со всем этим брокерством таможенным завязала, и поступила в RMA, как раз на факультет шоу-бизнеса.


Отговорить вас от этого шага никто не пытался? Тот же отец?

Пытался, еще как пытался. И аргументы у него были как раз вот эти самые: ты же человек с университетским образованием! Ты мехмат МГУ закончила! Какой после этого может быть шоу-бизнес?! Это же бред какой-то!


А вы что?

А я просила его меня понять. Говорила: я чувствую, это моё! Я хочу этим заниматься, я знаю, что у меня получится. Дай мне шанс.


А он?

А он в конце концов не то, чтобы меня понял, скорее — смирился. И даже помог деньгами, частично оплатил мое обучение в RMA.


А почему, кстати, вы решили, что ваши амбиции должны быть реализованы именно в сфере шоу-бизнеса?

Ну, во-первых, я всегда увлекалась музыкой, с самого детства — отсюда, собственно, и эта история с собственной группой. А во-вторых, четкого какого-то плана реализации этих самых амбиций у меня на тот момент не было.

О том, как индустрия шоу-бизнеса изнутри устроена, я имела самое приблизительное представление.

То есть я понимала, конечно, что есть некий рынок, есть концертные площадки, есть лейблы звукозаписывающие, есть артисты, есть какие-то менеджеры, которые занимаются карьерой этих артистов, контрактами с лейблами, организацией, продажей концертов, но не более того — о том, как это все друг с другом связано, как это реально работает, я понятия не имела.

И поскольку я его не имела, то и решила, что вот, пусть мне про все про это знающие люди расскажут и покажут, а я потом знания и навыки полученные использую в качестве менеджера собственной группы, и буду ее грамотно двигать к всеобщему признанию и успеху.

Такой примерно был план. Дико наивный, конечно, но...


Откуда вы об RMA узнали, помните?

От Троицкого. То есть не от него лично, конечно. Просто я прочла какое-то его интервью, что ли, и он там о бизнес-школе в целом и о факультете в частности отзывался очень лестно.

Потом я состав спикеров изучила, и он меня тоже впечатлил: на тот момент там фигурировали такие имена как Максим Фадеев, Иосиф Пригожин... Плюс Олег Нестеров...

Плюс Лина Арифулина, которая тогда уже была известна, как режиссер «Фабрики Звезд». Помню, у меня даже мысль промелькнула, что, может быть, и мне со своей группой в этот проект удастся просочиться... Типа — ну а вдруг? Говорю же: это все было очень и очень наивно...


То есть реальная жизнь оказалась куда более жесткой?

Конечно.


И в чем конкретно это выразилось?

Конкретно это выразилось в том, что мой путь к реальному профессиональному успеху занял гораздо больше времени, чем мне это рисовалось в самом начале.

И я уже не говорю о том, что связан этот успех не с собственной группой. От нее только воспоминания остались.


А что с ней произошло?

Да ничего с ней особенного не произошло. Просто, как говорится, прекратила свое существование, вот и все. Да там и существования-то особого не было, так — репетиции, планы, мечты...

Чего-то по-настоящему серьезного в плане музыки, в плане каких-то перспектив карьерных там не было, в процессе обучения я это довольно быстро поняла. Хотя желания работать в шоу-бизнесе, пусть даже не в нем самом, пусть в каких-то смежных сферах, у меня это понимание не отбило.

И слава богу. Потому что своей нынешней работой я абсолютно довольна. Мне она нравится, мне она интересна, я ей по- настоящему увлечена. Хотя пришла к этому очень непросто: если бы оказалась чуть менее настойчивой, этой нынешней работы, нынешней должности запросто могло бы и не быть.

Больше того, я могу сказать, что шанс все это получить мне представился как раз в тот момент, когда я уже почти отчаялась, уже устала колотиться в самые разные двери, предлагать себя, сидеть без денег...

А это все продолжалось довольно долго — почти два года: RMA я закончила в 2010-м, весной, а работу в Ponominalu.ru получила в 2012-м.


То есть все это время вы не работали?

Нет, вы не поняли. Я работала, по крайней мере — периодически. Просто денег за эту работу я или вовсе не получала, или это были очень маленькие и очень смешные деньги, прожить на них было невозможно.


И как же вы жили?

А я бомбила. Мне отец еще в 18 лет машину подарил, и вот я на ней на хлеб себе и зарабатывала.


Тяжелая работа. И небезопасная, особенно — для девушки.

Да, но мне об этом некогда было раздумывать. Есть-то надо что-то, а к отцу за помощью я уже не могла обратиться.


Неужели не помог бы?

Да нет, он бы мне, конечно, помог, но что бы он мне при этом сказал? Сказал бы: как же так? Ты же говорила , что все у тебя получится...

Мне такой разговор, сами понимаете, очень был бы неприятен, да и сидеть на шее у него у меня в планах не было...


Давайте, хоть это, похоже, не самые приятные воспоминания, об этом периоде вашей жизни поговорим поподробнее: вот вы закончили RMA, защитились. И...?

На самом деле этот период начался еще в процессе обучения. Дело в том, что я очень много стажировалась — еще до окончания учебы у меня было пять стажировок на всевозможных концертах, шоу, фестивалях.





В том числе — на «Пикнике «Афиши», на Stomp Show в «Крокусе», на вручении «Чартовой Дюжины», на концерте в честь Дня России на Красной площади...





Какую работу вы там выполняли?


Самую разную. Где-то непосредственно с артистами работала, а, например, на том же «Пикнике» помогала кейтеринговой службе, то есть буквально занималась тем, что бутерброды делала и разносила по гримеркам.





И чего вы таким образом надеялись добиться?


Ну, как... Я надеялась, что я, зайдя в индустрию с самых, так сказать, низов, ее хорошенько узнаю, изучу и рано или поздно там утвержусь — получу какую-нибудь постоянную работу, нормальную зарплату, и так далее.





И, кстати говоря, я и сейчас считаю, что это правильный был путь, я не жалею о том, что его прошла, потому что без всего этого ничего того, что у меня сейчас есть, почти наверняка не было бы.





Я так понимаю, что участвовать в стажировках вы продолжили и после того, как закончили RMA?


Да. Например, я несколько месяцев работала с артистами, которых привозили сюда Caviar Lounge: это букинговая компания Ирины Щербаковой, с ней я как раз в RMA познакомилась, она у нас преподавала.

Потом еще ездила на Kubana — там помогала с приемом Off Spring, Real Big Fish, Miyavi, еще кого-то....





А эта работа в чем заключалась?


Ну, это то, что относится к обязанностям тур-менеджера. Встретить артистов в аэропорту, проводить в гостиницу, помочь какие-то бытовые вопросы решить.

У меня хороший английский, я коммуникабельна, соображаю быстро — в общем, с этим функционалом я отлично справлялась.


И что, неужели эта работа вообще никак не оплачивалась?

За Kubana я ничего не получила, но они мне и не обещали. С Caviar была устная договоренность о некоем бонусе по итогам работы за весь срок.


Размер бонуса оговаривался?

Нет, бонус и бонус. Какие-то ожидания у меня были, конечно, но когда дело до реальной оплаты дошло, выяснилось, что ожидания мои совсем не оправдались.

Впрочем, никаких претензий. Денег я на этом не заработала, но реальный практический опыт, он ведь тоже чего-то стоит.

Вообще, когда меня сейчас спрашивают о том, что мне дала учеба в RMA, я всегда говорю в первую очередь именно об этом — о реальном практическом опыте, об общении, о связях, о знакомствах с людьми, для которых шоу-бизнес это не что-то умозрительное, не что-то такое, о чем они где-то от кого-то слышали краем уха, а это их реальная, ежедневная живая жизнь.

Вот та же Щербакова — работая у нее, я могла вникать в мельчайшие детали сотрудничества с менеджментом конкретных артистов, я держала в руках настоящие контракты, настоящие райдеры, технические и бытовые, я понимала, как они готовились и составлялись, и это, конечно, было очень для меня ценно.

И потом — мне просто нравилась эта работа. И до сих пор нравится. Я и сейчас еще иногда этим занимаюсь, просто ради удовольствия, ради собственного кайфа — например, в 2016 и 2017 годах работала на «Мельницу» на Park Live, когда там хедлайнерами были Red Hot Chili Peppers и System Of A Down.





У меня, надо сказать, к «Мельнице» вообще особые чувства — главным образом, из-за их продакшн-менеджера Михаила Фролова.

С ним мне тоже доводилось работать еще во времена до Ponominalu, и он всегда был честен, открыт, готов поделиться опытом, помочь советом, и — возвращаясь к разговору о деньгах — не отказывался, что называется, компенсировать трудозатраты приглашенных сотрудников. Спасибо ему за это.





Тем не менее, «компенсаций» этих было явно недостаточно, и в какой-то момент вы были близки к тому, чтобы все бросить, и пойти на постоянную уже хоть куда, лишь бы нормально зарабатывать...


Да, и я этот момент очень хорошо помню. Это была очередная моя стажировка, на этот раз на «Спасской Башне».

Это фестиваль военных оркестров, который проводится на Красной площади: там меня поставили продавать мерч — фигурки Щелкунчика, это официальный символ фестиваля.





И поскольку продавать у меня получалось хорошо, а английский мой позволял свободно общаться с высокими иностранными гостями, организаторы меня решили отправить в вип-ложу.

Можете себе представить, как выглядит вип-ложа на фестивале военных оркестров? Это — куча генералов, и все за очень редким исключением, скажем мягко, подвыпившие...

И вот когда я это все увидела, в голове у меня действительно что-то щелкнуло: Господи, думаю, за что мне это?! И что я тут вообще делаю?


Скажите, вот вы надеялись на то, что стажировки вам в конце концов помогут найти хорошую работу. А каким-то другим способом вы ее искать не пытались?

Конечно, пыталась. Резюме рассылала, HeadHunter шерстила, к работодателям потенциальным в офисы заявлялась даже без предварительной договоренности...


И что?

Ну, что... В T.C.I ., например, от меня уже шарахаться начали. Когда я в очередной раз туда пришла, мне секретарша, явно с трудом себя в рамках приличий удерживая, сказала, что, девушка, мол, у меня ваше резюме на самом видном месте на рабочем столе лежит, и, как только нам ваши услуги понадобятся, мы вам в ту же секунду сами перезвоним...


Что помогло в такой ситуации не сломаться, как теперь думаете?

Знаете, меня никогда, даже в самые тяжелые моменты не оставляла вот эта мысль, что в принципе я все правильно делаю, что вот-вот, еще чуть-чуть, еще немного, и что-то хорошее я для себя найду.

Иногда, конечно, накатывало, как тогда на «Спасской Башне», но вообще-то это ощущение постепенного приближения к цели меня почти не покидало — холодно, теплее, еще теплее..


И в конце концов...

Да, и в конце концов я своего добилась. В 2012 году меня приняли на работу в Ponominalu.ru, я пришла сюда менеджером по взаимодействию с организаторами мероприятий.

Хотя это место я тоже получила нелегко. Пришлось доказывать, что я его достойна, что я с этой работой справлюсь.


Как доказывали?

Сначала было собеседование. Его со мной проводили топ-менеджеры компании — Викентий Корсунский, Михаил Минин и Евгения Литвинова. Я им о себе рассказала, об образовании своем, об опыте работы, обо всех стажировках, в которых участвовала.

Они говорят: ну да, опыт типа большой и полезный, но у нас он вряд ли применим, мы же билеты продаем, а в этом ты, похоже, ничего не смыслишь...


А вы?

Ну, я им возразила, что опыт — дело наживное, что я со своим образованием мехматовским в билетных схемах и системах быстро смогу разобраться, и к тому же у меня есть один неоспоримый плюс — со многими организаторами концертов и прочих развлекательных мероприятий, на которые компания продает билеты, я неплохо знакома.

На них, похоже, этот аргумент не сильно подействовал, но все-таки они меня сразу не прогнали, а дали тестовое задание. И вот после того, как я его выполнила, они на меня уже совсем другими глазами посмотрели, и на работу приняли...


Что же это было за задание?

Достать два билета на концерт Челентано в Вероне.


Ну так это, наверное, нетрудно, были бы деньги...

Нет, на самом деле это совсем нелегко было. Потому, что в тот момент, когда я это задание получила, никаких билетов в продаже уже не оставалось, полный sold out...


Как же вы из положения вышли?

Я нашла в сети одну итальянку, у которой эти билеты были, и которая в принципе была готова их уступить. Списалась с ней, предварительно договорилась...

Это первый был вариант. Но в запасе, на всякий случай, у меня был и второй. Дело в том, что одна моя подруга очень близкая замужем за итальянцем, она там живет, и так сложилось, что живет совсем неподалеку от Челентано, и так, по-соседски, с ним немного знакома.

Так что, в общем-то, в самом крайнем случае можно было бы набраться наглости и попробовать побеспокоить на предмет билетов самого Адриано...


Не дошло до этого?

Не дошло. Но, видимо, сам факт того, что я такую возможность рассматривала как вполне реальную, на моих потенциальных работодателей произвел сильное впечатление. Меня приняли...





Вы пришли в Ponominalu.ru простым менеджером, сейчас вы — один из директоров компании. Чем обусловлен такой карьерный рост?


В первую очередь тем, что я, как и обещала, быстро и качественно разобралась со спецификой работы. С устройством билетной системы, с тем, как функционируют терминалы, с внутренней CRM — программой, и так далее.

Через год я уже писала инструкции для новых сотрудников. А в 2014-м полгода провела в Сочи в качестве проджект-менеджера компании на этапе «Формулы — 1»: мы тогда выиграли тендер на осуществление билетной программы гонок.

Это был без всякого преувеличения грандиозный опыт, ведь контролировать приходилось не только выпуск и продажу самих билетов, как в кассах, так и онлайн, но и работу системы контроля доступа, и Ticketing Resolution Office, и много чего еще.


Просто для понимания общего масштаба вашей деятельности... Ponominalu.ru это крупная компания? Какова ее доля на рынке?

У нас сейчас работает около 100 человек. Что касается доли, то в начале 2018 года наша компания вместе с Ticketland перешла под контроль МТС, и тогда звучали такие оценки, что на пару мы — это четверть всего билетного рынка России.

Конкретно про Ponominalu.ru могу еще сказать, что мы сотрудничаем более, чем с тремя тысячами организаторов развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, и в продаже у нас одновременно могут находиться до 8 тысяч событий.


Заключительный вопрос: что дальше? Кем вы видите себя в будущем?

Я повторюсь: мне очень нравится моя нынешняя работа, я ей увлечена, и о другой не думаю и не мечтаю, по крайней мере пока. Если же про какое-то отделенное будущее говорить, то там я себя вижу скорее бизнес-экспертом билетного рынка.

Возможно, создам что-то вроде своего кадрового агентства по подбору и обучению персонала для работы в этой отрасли, эта тема мне по жизни близка...


А за границей себя попробовать нет желания?

Ну да, наверное, я могла бы работать заграницей. Опыт соответствующий у меня имеется. Дело в том, что пару лет назад, в 2017-м, я исполнила свою давнюю мечту и уехала в Америку.

Полгода отучилась там в знаменитом голливудском Musicians Institute, окончила курс с дипломом «outstanding student», и потом еще три месяца стажировалась в лос -анджелесском офисе Live Nation, в подразделении, которое курирует работу House Of Blues — это крупная общеамериканская сеть музыкальных клубов, которая Live Nation как раз и принадлежит...

Это опять-таки были супервпечатления и суперопыт. Я буквально в восторге от всего этого была, и соврала бы, если бы сказала, что не подумывала о том, чтобы в Америке остаться...


Так почему не остались или хотя бы не попробовали?

Потому, что здесь встретила человека, который стал моим избранником. Он отсюда, из России, уехать никак не может, у него очень хорошая интересная работа, она его здесь держит ...

В общем, я так решила: профессиональную свою жизнь я уже устроила, теперь надо личную устраивать.

Пора...

Петр БРАНТОВ

Все новости >