Новости факультета
Выбор факультета
25 августа 2020

«Классно понимать, что передаю знания будущим коллегам, партнерам, да даже конкурентам»

В 2020 году мы празднуем двадцатилетие и продолжаем рассказывать о людях, которые учатся и преподают в бизнес-школе RMA. В рамках серии интервью мы поговорили с нашими выпускниками, которые не только достигли высокого уровня в своей профессии, но и сами начали преподавать в альма-матер.

Сегодня вспоминаем историю генерального директора букинг-агентства Caviar Lounge Михаила Юркова, который учился в группе «ШБ-13», и уже больше пяти лет преподает на факультете «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений».




Что для вас было главным в обучении?

Главное, что дало мне обучение в RMA — это профессиональные контакты, практические знания и как итог любимая работа в музыкальной индустрии, а именно в Caviar Lounge. Учредитель и промоутер этого агентства Ирина Щербакова рассказывала в RMA про концертно-гастрольную деятельность, работу с иностранными артистами, букинг и организацию туров. Мне этот курс показался очень интересным, и я начал на постоянной основе проходить стажировки на концертах, организованных Caviar Lounge, а в 2010 году уже начал работать в должности генерального директора, и продолжаю до сих пор.

Если говорить именно об обучении, то по мне самое классное — это именно стажировки на концертах, фестивалях и шоу. Я пришел, практически ничего не зная об индустрии, поэтому мне было интересно попробовать себя везде: я переводил технические райдеры, сопровождал артистов от гримерок до сцены, был ассистентом стейдж-менеджера, сканировал билеты на входе, стоял на списках и надевал браслеты. На тот момент я уже осознавал, что каждое звено цепочки очень важно и все аспекты нужно понимать, где бы ты в итоге ни оказался в индустрии. Поэтому хотелось на своей шкуре прочувствовать все возможные задачи, изучить в деталях все площадки и механизмы взаимодействия, узнать, как устроен бэкстейдж, коммуникация между участниками процесса, какие есть подводные камни и как принимаются решения в стрессовых ситуациях — это невероятный опыт.

Я много видел несовершенных моментов, которые напрашивались на изменения, но тогда я не мог предположить, что сам буду руководить большими командами и внедрять новые алгоритмы и схемы управления мероприятиями.


Вы преподаете на факультете больше пяти лет, что для вас значит преподавание?

Мне очень нравится делиться своими знаниями, мне приятно, что мы развиваем индустрию, да и всегда есть чему поучиться у студентов. Классно понимать, что передаю знания будущим коллегам, партнерам, да даже конкурентам — людям, с которыми мы вместе будем делать мир шоу-бизнеса лучше.

Очень радует, когда люди заинтересованы и задают вопросы: во-первых, это означает, что у студентов есть мотивация, во-вторых, — что ребята пытаются разобраться, а не просто пропускают непонятную и иногда сложную информацию мимо. В последнее время вижу большой интерес студентов к финансовому менеджменту: они стараются внимательнее разбираться, делают домашний задания. Знаете, вообще мне кажется, что у меня достаточно сложный курс, для многих творческих людей неинтересный, я ведь преподаю финансовый менеджмент в концертной деятельности. Экономическая часть вызывает проблемы у многих студентов, сложно по вечерам после работы воспринимать цифры и юридические формулировки, поэтому стараюсь разбавлять сухие цифры интерактивами, все рассказываю на основе живых примеров и реальных привозов артистов.

Курс по организации концертно-гастрольной деятельности мы читаем вместе с Ириной Щербаковой. Мы рассказываем, как работать с иностранными артистами, как вести переписку с агентами, как делать оффер — об этой закулисной жизни нигде не пишут. Многие студенты уже имеют опыт в музыкальном бизнесе, но почти ни у кого нет представления о работе с иностранцами. Поэтому почти для всех эта новая и уникальная информация, классно, что они так живо интересуются и задают миллион вопросов и уточнений.

Вообще, я заметил, что студенты стали серьезнее, взрослее как-то. Я пришел сразу после университета, и воспринимал все это больше как развлечение. Для меня все обучение сводилось к общению, мероприятиям, новым друзьям и контактам, сейчас замечаю, что студенты больше настроены на учебу и получение знаний.


Какие домашние задания вы даете?

У нас два практических задания.

Первое — это аналитика артиста и его востребованности именно на нашем рынке. Такое исследование рынка нужно делать каждый раз перед принятием решения об организации концерта, тем более привозного. Может оказаться, что очень крутого зарубежного артиста в Москве никто не знает, или наоборот, музыкант, который не очень хорошо собирает людей на живые выступления в Европе, у нас имеет широкую фанатскую базу. К сожалению, многие неопытные (а иногда и опытные) менеджеры основываются на личном вкусе. Мы учим студентов, где искать информацию, как ее анализировать и как на основе анализа принимать решения.

Второе — составление бюджета мероприятия. Это обязательный этап организации, в котором нужно просчитать всю смету и исходя из нее понять, какой может быть гонорар у артиста и сколько будут стоить билеты. Мы почти целую лекцию посвящаем разбору сметы, а потом ребята выбирают артиста и рассчитывают, сколько будет стоить его привоз.


Вы часто принимаете участие в аттестационной комиссии, что скажете об уровне дипломных работ в RMA?

Свежие работы на актуальные темы, которые учитывают современные реалии и которые можно применять на практике. Сейчас наметилась хорошая тенденция — студенты начали больше внимания уделять финансовым аспектам. Думаю, на это повлияла и позиция самой школы, которая пропагандирует написание именно бизнес-проектов прикладного характера. Так что даже очень творческие личности пишут серьезные работы со всей экономической частью.

Плюс хочу отметить, что преподаватели, которые становятся научными руководителями дипломников, крутые специалисты и практики, они помогают проработать много важных навыков и нюансов.


Что изменилось в лекциях с наступлением пандемии?

Ну главное изменения, что лекцию мы читали через Zoom, — это необычный опыт для меня. Было интересно, но все-таки гораздо приятнее чувствовать отдачу от живых людей в аудитории.

Понятно, что в нашей сфере — букинге зарубежных артистов — все встало капитально, с февраля месяца не было никаких концертов. Но работы меньше не стало: мы ведем переговоры с агентами о переносе дат, корректируем сметы и условия контрактов. Весь процесс по сути остался такой же, кроме того, что связано с самим днем мероприятия. С точки зрения промоушена, работа такая же насыщенная, даже активнее, нужно постоянно вести работу с публикой, сейчас очень важно сохранить лояльность покупателей, чтобы не оформляли возвраты и дождались перенесенного концерта.


Что посоветуете людям, которые хотят работать в музыкальной индустрии?

Еще раз скажу по поводу стажировок: это самый простой способ почувствовать и понять эту сферу. Даже если вы приходите в RMA со своим проектом и четко знаете, что хотите, не отрицайте все остальное. Иногда даже директору группы стоит постоять на входе с браслетами и поводить артистов от гримерки до сцены. В работе могут пригодиться любые навыки, поэтому рекомендую участвовать в стажировках. Не нужно ни от чего отказываться, пока не попробуете.

Еще стажировки помогут взвесить свои желания и возможности. Это очень стрессовая работа, и во время обучения вы поймете: чтобы создавать праздник и веселье для людей, нужно пройти через очень многие трудности и препятствия.

А если вы собираетесь заниматься своим собственным проектом, обязательно нужно подкрепить себя управленческими и финансовыми знаниями и навыками. Помните, что без экономической составляющей ни один проект, даже благотворительный или социальный, не сможет существовать.


Вы сами продолжаете учиться?

Стараюсь. Во время самоизоляции крупнейшие агентства и компании из разных стран проводили много онлайн-лекций, панелей и дискуссий с промоутерами. Такие встречи полезны с практической точки зрения для обмена опытом и идеями в новых реалиях. Например, мы обратили внимание на драйв-ин шоу в Дании, Литве, Германии. В таких шоу артисты как обычно выступают на большой сцене, но зрители смотрят концерт из своих машин, а звук передается через магнитолу. Понятно, что это никогда не заменит привычные концерты и фестивали, это временное решение. В августе мы тоже провели такое мероприятие.

Если говорить про непрофильное обучение, то времени просто не было. Если для многих карантин стал возможностью посидеть дома, выдохнуть и заняться самообразованием, то мы работали в плотном графике: переносили более 40 концертов на следующий год и придумывали, как адаптировать бизнес к новым условиям.

Есть пожелания на двадцатилетний юбилей нашей школы?

Конечно, есть! Для нас с Ириной RMA — очень важная часть жизни, как с профессиональной, так и с эмоциональной стороны. Студенты для нас как дети, которые на глазах растут, набираются знаний и становятся профессионалами. И с выпускниками мы поддерживаем теплые отношения, многие из них проходят стажировку в нашем агентстве и устраиваются к нам на работу. И конечно, мы дружим с руководством и сотрудниками школы и благодарны за долгое сотрудничество. Так что желаю развития и новых студентов, которые будут нацелены на результат. И чтобы больше мы все не попадали в такой кризис.


Все новости >