Сми о нас

Каких специалистов не хватает российскому шоу-бизнесу?

В упрощенном и идеальном варианте талантливый и успешный продюсер должен прекрасно разбираться в маркетинге. Этот подход, как правило, озадачивает большинство молодых людей, считающих, что для этой профессии достаточно разбираться в музыкальных стилях и артистах. По сути же артист или певец является продуктом, который нужно грамотно продать аудитории, а это требует знания маркетинговых стратегий, умения планировать рекламные кампании, навыков взаимодействия со спонсорами и финансовыми структурами.

Олег Нестеров, генеральный директор, саунд-продюсер продюсерского центра «Снегири Музыка», преподаватель факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и клубной индустрии» бизнес-школы RMA, полагает, что «в идеале у этого человека должно быть образование маркетолога. Плюс способность мыслить системно, но одновременно ярко и креативно».

Специалист в области шоу-бизнеса должен обладать достаточно широкой музыкальной эрудицией. Важно иметь представление не только о творчестве любимых исполнителей, но и разбираться в остальных течениях и стилях. Это довольно сложно, так как востребованным может оказаться совершенно не то, что соответствует личным вкусам самого продюсера.

Владимир Зубицкий, генеральный директор компании «Русский шоу-центр», преподаватель факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и клубной индустрии» бизнес-школы RMA, подчеркивает, что сейчас в отечественном шоу-бизнесе наблюдается явная нехватка востребованных специалистов: «Я могу сказать, что мы охотно взяли бы на работу человека, который серьезно разбирается в современной музыкальной индустрии. Подчеркиваю, именно в современной... Дело в том, что мы исторически были ориентированы на рок-н-рольщиков, если так можно выразиться, старой школы. Но мы не очень понимаем, не в состоянии имеющимися у нас сейчас силами глубоко оценить, проанализировать то, что модно, по-настоящему актуально прямо сейчас».

Умение разглядеть талант в сыром материале также относится к требованиям, предъявляемым к будущему продюсеру. Если певец не «цепляет», то продать его будет чрезвычайно сложно даже самому гениальному маркетологу. Конечно, все мы периодически обманываться рады, но посредственный исполнитель, лишенный харизмы и таланта, попросту не сможет удержать многотысячную аудиторию.

Специфика современной индустрии развлечений в последние несколько лет достаточно усложнилась по сравнению с концом 90-х и началом нулевых. Экономическая напряженность поддерживает потребность публики в получении новых впечатлений, и этим готовы воспользоваться не только звезды отечественного шоу-бизнеса, но и зарубежные исполнители.

«Интерес к концертам иностранных звезд в стране есть, даже несмотря на общий спад в экономике и довольно высокие цены на билеты. Можно сказать, что кризис в известной степени этот интерес и подстегивает: люди устают от проблем экономического характера, хотят от них отвлечься. Так что 2013 год для нас оказался в целом благополучным, и следующий, по прогнозам, будет не хуже», — считает Владимир Зубицкий.

Вотчина экстравертов и трудоголиков

Еще одной отличительной чертой работы в сегменте шоу-бизнеса является полное отсутствие нормированного рабочего дня. Если вы привыкли размеренно трудиться с 9:00 до 18:00 с обязательным перерывом на обед и выходные, то эта деятельность просто не для вас. Выступления артистов, если, конечно, речь не идет о детских утренниках, обычно заканчиваются поздно вечером или за полночь. Кроме того, продюсер, как правило, остается и на after party, в том числе для дальнейшего завязывания полезных знакомств. Работать в таком ритме под силу далеко не каждому, особенно тем, кто привык к определенному распорядку или испытывает недовольство со стороны семьи.

Также не стоит беспокоиться и претендентам, не обладающим выраженными коммуникативными способностями. Тот, кто преподносит публике очередную звезду, должен легко входить в контакт с нужными людьми, завязывать полезные связи,  поддерживать знакомства в актуальном состоянии.

Редким и востребованным оказывается умение разбираться в мотивах поведения, преподносить публике нужный образ, общаться с теми, кто готов вложить деньги в будущую звезду. Наряду с коммуникабельностью здесь необходимы качества хорошего психолога.

Способность работать одновременно по нескольким направлениям также относится к необходимым навыкам специалиста в области шоу-бизнеса. Важно уметь вести переговоры лично с артистами, с их представителями, с крупными концертными агентствами, «выбивать» лучшие концертные площадки на выгодных условиях, договариваться с радиостанциями, телеканалами и агентствами новостей. В силу этого продюсер должен идеально владеть как минимум английским языком.

Ненормированная работа, отсутствие фиксированной зарплаты, непрекращающиеся авралы — все эти факторы даже по отдельности вызывают серьезные стрессы. Добавим в этот список необходимость оперативно реагировать на «неудобные» сообщения в СМИ — иногда провокационные, а иногда и правдивые. В итоге получается, что психологические требования к тому, кто желает попробовать себя на поприще шоу-бизнеса и продюсирования, весьма высоки.

Как преодолеть стагнацию?

Многие руководители отечественных компаний, работающих в шоу-бизнесе, единодушно отмечают наличие стагнации в этой области. В качестве основных причин отсутствия качественного развития называются и сложности с самим «материалом» в виде талантливых артистов нового поколения, и печальное положение с качественными концертными площадками в регионах, и сильнейший «профессиональный голод».

«У нас мало по-настоящему квалифицированных специалистов в области PR, рекламы и продвижения концертов. Наконец, у нас недостаточно компетентных промоутеров, а конкурентная борьба между ними зачастую сводится к искусственному завышению гонораров артистов», — выражает мнение генеральный директор компании «С.А.Т.», преподаватель факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и клубной индустрии» бизнес-школы RMA Андрей Матвеев.

Совершенно очевидно, что даже на специализированных кафедрах или факультетах вузов не обучат всем тонкостям этой профессии. Определенный минимум теоретических знаний, конечно, необходим, но это не более чем основа для дальнейшей работы. Фактором, определяющим профессиональный успех, является практика — напряженная и ненормированная.

Одной из дополнительных сложностей, характерных для отечественного шоу-бизнеса, является достаточно запутанная ситуация с авторским правом и законодательством в области информационных технологий. Гибкое взаимодействие продюсера с представителями социальных сетей способно обеспечить исполнителю необходимый PR.

Несмотря на пессимистичные оценки нынешнего состояния российского шоу-бизнеса, в целом сама отрасль имеет достаточно мощный потенциал развития. В немалой степени это обусловлено тем, что кадровый рынок пока далек от перенасыщения. Андрей Матвеев уверен, что «настолько очевидный дефицит различных специалистов открывает перед действительными профессионалами, уже работающими или собирающимися работать в шоу-бизнесе, большие перспективы. Все очень просто: станьте настоящим профессионалом, и вы будете востребованы».

***

Перед теми, кто собирается выбрать профессию в шоу-индустрии, открываются достаточно интересные возможности. Эта область сейчас ориентирована не только на поиски талантливых артистов. Не в меньшей степени она нуждается в профессиональных промоутерах и продюсерах, которым еще предстоит отыскать и зажечь новые звезды.

 

все публикации >

Источник: Планета HR / 14 февраля 2014 года