Зарубежные стажировки

11 января 2016 —
24 января 2016

«Спортивный бизнес Канады: опыт NHL, MLS, NBA»



         



С 11 по 24 января в Торонто, Морнеале и Оттаве прошла стажировка «Спортивный бизнес Канады: опыт NHL, MLS, NBA», организованная RMA для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» и партнеров бизнес-школы. 


Основные события стажировки, разумеется, были связаны с хоккеем: Канада, как известно, является родиной этой игры, здесь она по-прежнему остается безоговорочным видом спорта номер один, а популярность ее среди жителей страны вполне можно сравнить с той, какой в Бразилии пользуется футбол. 


В числе клубов, с которыми познакомились участники поездки, два абсолютно легендарны. Речь идет о Toronto Maple Leafs  и их принципиальнейших соперников, Montreal Canadiens, старейшего и самого титулованного клуба NHL, за который выступали такие суперзвезды как Жак Плант, Морис Ришар, Ги  Лефлер, Ларри Робинсон, Кен Драйден, Патрик Руа, и многие другие.


Несомненный интерес представлял и визит в Ottawa Senators – в новейшей истории этой команды больших побед пока нет, однако на заре хоккейной эры «Сенаторы» 11 раз становились обладателями Кубка Стэнли, который в те времена назывался Хоккейным кубком вызова.


Кроме того, программа стажировки включала в себя посещение культового среди болельщиков Hockey Hall of Fame ал Хоккейной славы) в Торонто, знакомство с работой The National Hockey League Players' Association (профсоюз игроков NHL), особенно актуальное в преддверии предстоящего в 2016 году Кубка мира, и посещение нескольких матчей регулярного чемпионата, в том числе игры с участием действующего обладателя Кубка Стэнли Chicago Blackhawks. 

Стоит также отметить, что используемые в североамериканском спортивном бизнесе эксклюзивные подходы к организации работы со зрителями, event-менеджменту и шоу-составляющей матчей, позволяют ему занимать лидирующие мировые позиции. Помимо детального и глубинного погружения в операционную деятельность хоккейных грандов Канады, стажировка была направлена на изучение сквозных правил организации и управления профессиональными клубами, входящими в Топ-10 самых популярных лиг в мире: NHL, MLS, NBA, MLB, и представляла ее участникам уникальную  возможность овладеть передовым маркетинговым и коммерческим инструментарием, который в европейской спортивной индустрии только начинает внедряться.

Координатором проекта выступил Дарюс Каспарайтис, Олимпийский чемпион (1992), проведший 14 сезонов в НХЛ в качестве игрока, а ныне возглавляющей девелоперскую компанию Verzasca Group (Miami, USA).

  

Даты: 11 – 24 января 2016 года

Города: Торонто, Монреаль, Оттава

  

Клубы: Toronto Maple Leafs, Montreal Canadians, Ottawa Senators  (NHL), Toronto FC, Montreal Impact (MLS), Toronto Raptors (NBA).

Организации: The National Hockey League Players' Association (профсоюз игроков), The Hockey Hall of Fame (музей).

 

Арены: Air Canada Centre (домашняя арена Toronto Maple Leafs и Toronto Raptors), BMO Field (Toronto FC), Bell Centre (Montreal Canadiens), Saputo Stadium (Montreal Impact), Canadian Tire Centre (Ottawa Senators).


 

Темы мастер-классов: Коммерческая деятельность клуба, маркетинговая политика, организация match-day, работа с болельщиками, бюджетирование, мерчандайзинг, лицензирование, программы лояльности, система скаутинга.

Спикеры:  Компания MLSE (владеет клубами Toronto Maple Leafs, Toronto Raptors, Toronto FC): Брендан Шенахэн (президент Toronto Maple Leafs), Гален Дэвис (глава департамента глобального партнерства, MLSE), Рейд Блэк, Майк Ферриман (директора департамента маркетинга, Toronto Maple Leafs), Том Макдональд (директор по продажам, MLSE), Стив Кеу (директор по PR, Toronto Maple Leafs), Джейми Макмиллан (директор по развитию, Toronto FC) .  

Montreal Canadiens: Марк Бержевен (генеральный менеджер клуба), Женевьев Паке (исполнительный директор Montreal Canadiens Children Foundation), Винсент Люсье (вице-президент по продажам), Дино Ди Панкрасио (вице-президент по маркетингу), Йон Tрещински (исполнительный директор по маркетингу), Жорж-Этьен Бернье (директор по партнерству).

Montreal Impact: Патрик Вале (директор по коммуникациям), Хью Леже (директор по маркетингу), Стив Смит (директор по продажам), Рино Фолино (директор по партнерству).  

Ottawa Senators: Роб Муланд (член тренерского штаба), Майкл Уоллес (руководитель департамента маркетинга), Пол Галант (руководитель департамента Game Day), Рэнди Ли (руководитель департамента хоккейных операций), Аарон Робинсон (руководитель департамента по работе с болельщиками), Джефф Росс (руководитель отдела билетных продаж).

Цитата: Гален Дэвис – о работе компании MLSE с партнерами и спонсорами принадлежащих ей клубов: «Некоторое время назад, Coca-Cola выводила на рынок напиток Coca-Cola Zero, и там у них был слоган «Невозможное становится возможным» (Impossible Made Possible), типа он совсем без сахара, но такой же вкусный, вот ведь чудо! И мы специально под них придумали такую акцию с «Торонто Мейпл Лифс»: выделили 20 тысяч билетов на домашние матчи, и разыграли их среди здешних покупателей этой самой Coca-Cola Zero – в кафе, в пиццериях, в ритейле.

То есть мы как бы сказали всей этой в основном молодежной аудитории, которая главным потребителем Сoca-Cola и является, то же самое, что она им сама говорила. Мы сказали: ребята, в обычной жизни для вас билеты на «ТМЛ» не очень-то по карману, но вот в этой жизни, в жизни с Сoca- Cola, невозможное возможно: вы идете на суперхоккей, и вы идете на него бесплатно… Это была очень хорошая компания, они ей очень остались довольны, и они реально от нее получили то, что хотели – увеличение продаж.

Или другой пример: сотрудничество «Рапторс» с Procter & Gamble, один из его эпизодов. C нашей стороны это была чистой воды импровизация, просто мы очень быстро среагировали на один забавный случай. Это был 2014 год, мы играли с «Бруклином», и вот, во время одной из трансляций, в кадр вдруг попадает Дрейк, который сидит прямо у боковой линии, практически на паркете, и очень энергично чистит брюки таким, знаете, роликовым валиком. Ну, вы знаете Дрейка, это такой суперкрутой, суперпопулярный рэпер, и он еще, по совместительству, является лицом «Рапторс», послом клуба. Этот эпизод очень быстро стал интернет –мемом, набрал какую-то кучу просмотров на YouTube, его в соцсетях очень активно обсуждали : ну, в самом же деле смешно, там такая игра идет, такая битва не на жизнь, а на смерть, а он сидит и штаны чистит…

В общем, мы решили, что эту ситуацию надо использовать. И использовали – договорились по быстрому с Bounce, это один из брендов Procter & Gamble, и они уже к следующей игре изготовили ограниченную партию, 1200 штук, таких брендированных щеток, «официальных чистящих валиков «Торонто Рапторс». Мы их просто раздали фанатам, ажиотаж был бешеный! Все СМИ об этом написали, в соцсетях 100 тысяч постов на эту тему было – в общем, медиа –эффект для Procter & Gamble получился абсолютно выдающийся...


ФОТО ЩЕТКИ.jpg


И чтобы закончить эту тему, расскажу вам еще про то, как мы продвигали Right Guard, это дезодорант, продукт Schwarzkopf & Henkel, еще одного партнера «ТМЛ». Там мы тоже отталкивались от их слогана -- «Xtreme Clear» (Экстремальная чистота). Помню, я подумал: интересно, что могло бы с такой чистотой ассоциироваться применительно к хоккею? А потом понял: лед, заливочная машина. И вот мы наши заливочные машины в Air Canada Center именно таким образом и декорировали – превратили их в такие вроде как гигантские тюбики дезодоранта со снятыми крышками, параллель в общем ясна: абсолютно чистый лед – абсолютно чистое тело.


ФОТО ЗАМБОНИ.jpg

Там мы тоже добились очень хорошего эффекта: организовали утечку в СМИ за два дня до первого появления этой машины, дали им ее фотографию. Помню, в одном только твиттере через два часа после первой публикации собрали 6 тысяч комментариев. И потом понеслось: CNN эту новость передавали, Sports Illustrated об этой машине писал, и так далее, и тому подобное…»


 


Матчи: Toronto Maple Leafs – Chicago Blackhawks, Montreal Canadiens – Boston Bruins, Ottawa Senators – New York Islanders.

Некоторые из событий стажировки отражены в следующих материалах:

«Здесь в честь любимых игроков детей называют, про собак я уж и не говорю», («Торонто Мейпл Лифс»);

Брендан Шэнахэн: «Никогда не окружайте себя соглашателями», («Торонто Мейпл Лифс»).