Зарубежные стажировки

06 января 2020 —
19 января 2020

«Спортивный бизнес США: опыт клубов NHL и MLS»

RMA и факультет «Менеджмент в игровых видах спорта» совместно с группой компаний Akron Holding организовали для студентов, выпускников и партнеров бизнес-школы образовательно-деловую программу «Спортивный бизнес США: опыт клубов NHL и MLS», которая в январе 2020 года прошла в Калифорнии.






Участники поездки познакомились с самой мощной и коммерчески эффективной спортивной индустрией мира и изнутри изучили бизнес клубов и лиг, чьи арены собирают аншлаги на любом матче, и для которых обеспечение прибыльности является главной целью, необходимым и обязательным условием их существования, без которого оно попросту не имеет смысла.




Даты:
6–19 января 2020 года.

Города: Лос-Анджелес, Анахайм, Сан-Хосе, Сан-Франциско.





Клубы: Los Angeles Kings, Anaheim Ducks, San Jose Sharks (NHL), Los Angeles Galaxy, Los Angeles, San Jose Earthquakes (MLS), Golden State Warriors (NBA), San Francisco 49ers (NFL).

Арены: Staples Center (Los Angeles Kings, Los Angeles Lakers), Honda Center (Anaheim Ducks), SAP Center (San Jose Sharks), Avaya Stadium (San Jose Earthquakes), the StubHub Center (Los Angeles Galaxy), Banc of California Stadium (Los Angeles), Levi`s Stadium (San Francisco 49ers), Chase Center (Golden State Warriors).






Нас так долго учили любить твои запретные плоды – дайджест американской стажировки

 

Примерное равенство возможностей, гарантирующее высочайший накал конкуренции во всех чемпионатах, положительный финансовый результат как непременный критерий успешности, плотное сращивание с шоу-бизнесом, готовность работать не с абстрактной «аудиторией», а с каждым отдельно взятым болельщиком, и много-много маркетинга: таким увидели американский профессиональный спорт участники стажировки, организованной бизнес-школой RMA для студентов, выпускников и партнеров факультета «Менеджмент в игровых видах спорта». В составе группы, в январе текущего года отправившейся в Калифорнию, было немало менеджеров команд РПЛ и КХЛ, заинтересованных в изучении управленческих технологий местных спортивных клубов и использовании их подходящего для адаптации в России опыта в собственной повседневной работе: своих представителей в поездку отправили ЦСКА и «Зенит», московский «Спартак» и «Краснодар», а также минское и брестское «Динамо». Материал, написанный Кириллом Коломийцевым и Петром Брантовым, суммирует главные впечатления участников стажировки. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первую его часть.


Равенство возможностей

Главной заботой североамериканских профессиональных лиг безусловно является поддержание высокой конкурентоспособности всех входящих в них клубов, каковая цель достигается методами, которые без всякого преувеличения можно назвать «социалистическими».

Взять, к примеру , МЛС, являющуюся соучредителем всех без исключения входящих в нее клубов. Суть ее экономической модели, которая в ключевых своих пунктах совпадает с моделями всех остальных здешних лиг и ассоциаций, нам разъяснил Джесси Фиоранелли, генеральный менеджер футбольного клуба «Сан-Хосе Эртквейкс».

Участники стажировки на стадионе футбольного клуба «Сан-Хосе Эртквейкс»



Итак, по порядку: средства от телевизионного контракта в равной пропорции распределяются между всеми членами Лиги, и то же самое можно сказать о деньгах, поступающих от спонсоров, привлеченных самой МЛС.

Главными статьями собственного заработка клубов (у «Квейкс» в 2019 году он составил около 35 миллионов) являются контракты с локальными спонсорами и выручка от продажи билетов и абонементов: правда, треть ее команды Лиги передают в общую копилку МЛС, и собранная таким образом сумма перераспределяется между всеми опять-таки поровну.

Говоря о локальных спонсорах, необходимо понимать, что под таковыми понимаются компании, базирующиеся в радиусе 75 миль от Сан-Хосе или любого другого города, в котором находится любой другой клуб МЛС. В пределах этой зоны они, заключив партнерское соглашение с командой, имеют право использовать в своей рекламе ее символику даже в том случае, если у Лиги есть спонсорский договор с кем-либо из их конкурентов. Однако за границами 75-мильного круга такая реклама абсолютно невозможна.

Кроме того, правила МЛС жестко регулируют трансферную политику и размер зарплатной ведомости всех входящих в Лигу команд. Потолок зарплат на данный момент составляет 4, 2 миллиона долларов, и эту фиксированную сумму каждый клуб накануне сезона получает непосредственно от Лиги.

Вне этого лимита каждая команда может содержать не более трех игроков — это, как правило звезды, приехавшие из европейских чемпионатов, чья зарплата сильно превышает установленный для других максимальный предел в размере чуть более 500 тысяч долларов на игрока в год.

Конечно, полного равенства клубных бюджетов МЛС обеспечить не в состоянии: возможности разных собственников по инвестированию в инфраструктуру и покупку звезд отличаются весьма существенно. И все-таки разница в доходах самого богатого и самого бедного клуба Лиги не превышает 15-20 миллионов долларов, в то время как в Европе этот разрыв зачастую исчисляется сотнями миллионов.

Читать дальше... 


Маркетинг: достучаться до каждого

«Нам важен каждый болельщик» — еще один основополагающий принцип американского спортивного менеджмента, не просто декларируемый, но реально практикуемый.

История Зака Крофта, странного парня, живущего на родине хоккея, но симпатизирующего почему-то «Шаркс» — яркое тому свидетельство. Несколько лет подряд Зак добровольно и бескорыстно записывал и выкладывал в сеть адресованные «акулам» предматчевые послания, и, наконец, дождался-таки приглашения на одну из домашних игр любимой команды.




 Само собой, помимо филантропических соображений организаторы исторического визита (компания Аlyaska Airlines, официальный партнер клуба) руководствовались и чисто маркетинговыми, но факт остается фактом — мечта Зака сбылась, а «Шаркс», благодаря тому, что история эта была тщательно задокументирована и раскручена, утвердились в имидже клуба, чутко реагирующего на нужды и чаяния своих поклонников, где бы эти поклонники не находились, и сколько бы их не было.

Читать дальше...


Подробнее о пребывании участников стажировки в каждом из спортивных клубов читайте в материалах:

«Утиные истории» — о хоккейном клубе Anaheim Ducks;

«Их коронный номер» — о хоккейном клубе Los Angeles Kings;

California Dreamin’ — о футбольном клубе San Francisco 49ers;

«Не путать с „Гэлакси“» — о футбольном клубе Los Angeles;

«Челюсти» — о хоккейном клубе San Jose Sharks;

«В эпицентре землетрясения» — о футбольном клубе San Jose Earthquakes.

Здесь был Дэвид — о футбольном клубе Los Angeles Galaxy


Участники стажировки на стадионе футбольного клуба «Лос-Анджелес Гэлакси»


Также рекомендуем почитать материалы обозревателя «Спорт-Экспресса» Игоря Рабинера, написанные по итогам поездки:

«Легенды, болельщики и деньги. Как работают клубы НХЛ» — большая статья по итогам поездки.

«Неужели в день финала МЧМ миллион россиян столько выпили, что смотрели повтор 2011 года?» — интервью с Дарюсом Каспарайтисом.

«Когда разорвали контракт с Ковальчуком, вся команда была в шоке» — интервью с форвардом «Лос-Анджелес Кингз» Николаем Прохоркиным.

«Подписание Ковальчука не было ошибкой» — интервью с президентом «Лос-Анджелес Кингз» и знаменитым форвардом Люком Робитайлом.

«Снимаю шляпу перед Ильей» — интервью с главным тренером «Лос-Анджелеса» Тоддом Маклелланом.


Специальные выпуски ютуб-канала «МЯЧ Production», отснятые участником стажировки Александром Журавлевым:

Сколько стоит съездить на НБА в Сан-Франциско

Сколько стоит съездить на НХЛ в Лос-Анджелес