Зарубежные спикеры

Для изучения западного управленческого опыта бизнес-школа регулярно организует для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» лекции и мастер-классы топ-менеджеров ведущих мировых лиг и клубов.

Кликнув на логотип, вы перейдете на материал по итогам лекции.

Лекция руководителя Департамента ФИФА по проведению чемпионатов мира Криса Унгера   Мастер-класс вице-президента NBA в России Дэвида УоттсаМастер-класс легендарного футбольного менеджера, одного из главных основателей английской Премьер-лиги (АПЛ) Дэвида Дейнаreal-madrid-hd-logo.pngЛекция официального представителя La Liga в России Даниэля СерехидоЛекция директора департамента маркетинга Серии A Итальянской футбольной Лиги Фабио Санторо 

Мастер-класс главы клубного департамента по развитию и партнерству «Арсенала» (Англия) Эдриана Пераццини   

 Tottenham-Hotspur-icon.png   Мастер-класс вице-президента футбольного клуба «Монако» Вадима Васильева Лекция руководителя департамента детско-юношеского футбола FC Schalke 04 Андреаса Герке Мастер-класс руководителя департамента по развитию бизнеса футбольного клуба «Валенсия» Хулиана Саласа (Испания)     

  Racing_Genk_(2016).svg.png   G.D._Estoril-Praia.pngМастер-класс руководителя департамента по работе со спонсорами футбольного клуба «Кристал Пэлас» (Лондон) Джека Джонстона  Мастер-класс для студентов RMA провел директор по международным отношениям футбольного клуба «Вильярреал» Хуан Антон де Салас  

 


Michael Bolingbroke

Michael Bolingbroke, Майкл Болингброк, операционный директор футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» (Англия)

Спасибо, что посетили родину МЮ. Я был приятно удивлен уровнем и своевременностью вопросов, которые задавали мне студенты RMA во время лекции на «Олд Траффорд». Знаете, в школе я два года изучал русский язык: сейчас, правда, помню только, что если дело касается «Манчестер Юнайтед», нужно говорить «карашо». А если мы говорим о «Ливерпуле», например, нужно употреблять слово «плохо». Хотя футбол – он выше любых границ и языковых барьеров. Какую бы страну вы не представляли, на каком бы наречии не говорили, язык спорта объединяет нас с вами. Мой вам совет: пользуйтесь этим

Представляем вашему вниманию репортаж известного спортивного журналиста, корреспондента «Спорт-Экспресса» Игоря Рабинера, сопровождавшего слушателей факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» RMA в ходе третьей по счету зарубежной стажировки «Футбольная индустрия Англии», проходившей на базе штаб-квартир клубов Английской премьер-лиги в январе 2009 года. 

Материал о встрече с Майклом Болингброком вышел в печатной и электронной версиях «СЭ» в феврале 2009 года.

Сами с усами?

Интересно, почему настолько нелюбознательны руководители и работники клубов российской премьер-лиги? Специализация "Менеджмент в игровых видах спорта" Государственного университета управления, задумав уникальную 11-дневную стажировку студентов в стране лучшей в мире футбольной лиги - Англии, разослала приглашения поучаствовать в ней во все московские и подмосковные клубы. Ответом была тишина.

Многие руководители уклонившихся клубов из года в год читают студентам ГУУ лекции и отлично знают, что и в ту же Англию, и в Испанию, и в Италию с Германией подобные - и весьма познавательные - поездки уже были. Тем не менее все они под разными предлогами (от кризиса до обилия работы в межсезонье) направлять своих представителей отказались. Хотя где еще могли бы выслушивать, задавать вопросы и получать четкие, с цифрами, ответы от второго человека в иерархии "МЮ", коммерческих директоров "Ливерпуля" и "Арсенала", главы департамента бизнес-развития "Челси"? Да и посещение всех лучших стадионов родины футбола, а также пяти матчей, включая суперхит "МЮ" - "Челси", познаниям наших клубных деятелей никак бы не повредило. Недаром в "Челси" за несколько дней до игры нам с гордостью подчеркнули, что за этой игрой будет следить одна десятая часть планеты!

Ни в одном учебном заведении мира, насколько мне известно, подобных поездок не организуют: клубы английской премьер-лиги - структуры крайне закрытые. И если с каким-нибудь одним клубом иным вузам удается договориться, и учащихся туда направляют (как в "Челси", куда пару лет назад съездила группа из ВШТ), то получить представление о бизнесе всех главных сил премьер-лиги - за гранью возможного. Неудивительно, что проработка всех деталей стажировки заняла больше трех месяцев каждодневных переговоров. У коммерческого директора "Ливерпуля" Иана Эйра, к примеру, между двумя дальними командировками был ровно день паузы, и, скажем, на приглашение Ливерпульского университета он не откликнулся. А к россиянам, долго его уговаривавшим, пришел. Однако в нашей лиге с тем же громким названием, что и у англичан, возможность выслушать менеджеров ведущих клубов мира энтузиазма не вызвала. Мы сами с усами. На кой ляд, мол, нам вся эта цивилизация, если футбол российский живет по своим особенным законам - к реальному бизнесу не имеющим отношения?

За счет безумного роста цен на нефть у нас в последние годы научились швыряться десятками миллионов. А вот как зарабатывать на футболе эти же миллионы - до этого никому дела не было. Недаром настолько расхожим стал тезис, что главное, чего не хватает виду спорта номер один в России, - менеджеров. Но теперь-то, когда цены на нефть заодно с рублем кубарем катятся вниз, клубам тем более стоило поучиться у знающих людей, как из беготни 22 человек с мячом сделать продукт мирового уровня. Английскую премьер-лигу, как поведали нам в "Челси", смотрят 203 страны. Средняя недельная аудитория - 75 миллионов человек, а ожидаемая в этом году сезонная - 2,7 миллиарда. И если кто-то удивляется, почему Андрей Аршавин при его совсем не нищенской зарплате в "Зените" так рвется туда, повторите про себя эти цифры, взгляните на телекартинку, послушайте пение публики - и не надо будет голову ломать.

Для почти трех десятков людей, мечтающих работать в футбольном бизнесе, за эти дни перевернулся взгляд на очень многое. Появился ориентир - может, и недостижимый пока, но к которому надо стремиться. Я получал наслаждение, слушая десятки вопросов, которые студенты ГУУ задавали лекторам. Вопросы эти, замечу, на порядок превосходили по своему уровню многие из тех, что задаются моими коллегами на пресс-конференциях. Люди из топ-клубов Англии видели это неравнодушие - и рассказ их становился еще увлеченнее. Недаром один из боссов "МЮ", впечатленный интересом и подготовленностью аудитории, после ее окончания пригласил руководителя специализации "Менеджмент в игровых видах спорта" Германа Чистякова в директорскую ложу на матч с "Челси".

Лишь один клуб отказался предоставлять информацию российским студентам и встречаться с ними. По-моему, символично, что это - "Манчестер Сити". Тот, о котором Арсен Венгер в газете Guardian сказал: "Все английские клубы живут в одном мире и по одним законам, а этот - совсем по другим. Поэтому рассуждать о ценах, которые он предлагает за игроков, считаю бессмысленным". Что в таком клубе могут рассказать о том, как надо делать бизнес? Только если объявить призыв в шейхи.

Конечно, далеко не все в английском футбольном бизнесе идеально. Взять хотя бы "Тоттенхэм", который прошлой зимой продал в "Портсмут" нападающего Дефо за 9 миллионов фунтов, а нынешней - купил его же обратно за 15. Но такие примеры потому и выглядят дико, что в большинстве клубов такое невозможно. Оттого богатые, но неумные "шпоры", "Манчестер Сити" и "Ньюкасл" со своими туго набитыми кошельками борются за выживание.

Спецкор "СЭ" к футбольному бизнесу прямого отношения не имеет - разве что в том смысле, что средства массовой информации играют в нем большую роль (чего в России многие опять же не понимают). И для своей практической деятельности я вряд ли мог извлечь что-то весомое. Но слушать таких лекторов мне было безумно интересно, и кое-какими фактами и наблюдениями буду рад с вами поделиться.

Американцы не пришли в "МЮ" со своим уставом

Директор по управлению оперативными вопросами "МЮ" Майкл Болингброк начал встречу с россиянами неожиданно. "В школе я два года учил русский. Помню, правда, только "как дела?" А, еще. Если мы говорим о чем-то, касающемся "МЮ", надо употреблять слово "карашо". А если о "Ливерпуле" - "плохо".

Народ оживился - что и требовалось остроумному лектору, желавшему вывести людей из роли благоговейных слушателей. Откуда взялся у него этот артистизм, стало ясно из следующих слов: "До "МЮ" я работал в знаменитом цирке Du Soleil, чьи шоу ставятся по всему миру. Нахожу у цирка и футбола сходство, которое делает эти виды деятельности уникальными. И то, и другое - поверх любых границ и языковых барьеров. В футболе я люблю то, что, из какой бы вы ни были страны, на каком языке бы ни говорили, язык этого вида спорта вас объединяет, все на нем говорят. И в своей деятельности мы обязаны это использовать".

И они используют. Вместе с исполнительным директором клуба Дэвидом Гиллом путем исследований пришли к выводу о трех слоях болельщицкой аудитории - и определили примерную численность каждой. Слои эти никак не привязаны к стране: в каждом есть представители всех континентов. Любопытно, что во время лекции мистер Болингброк задал нашим студентам простой, на первый взгляд, вопрос - что такое болельщик? И завязались споры. Оказалось, что прийти к единой формуле не так просто!

Когда-то они с Гиллом задались тем же самым вопросом. И пришли вот к какому выводу. В центре условной окружности - "ядро". Эти люди обожают только "Юнайтед" и не делят эту любовь с каким-либо другим клубом. Второй слой именуется "поклонниками". Страсть к "МЮ" они совмещают с симпатиями к клубам иного калибра из своей страны или городка. И, наконец, слой номер три - "последователи". Они вроде как и небезразличны к клубу, но по-футбольному полигамны - с таким же интересом наблюдают, допустим, за "Арсеналом" или "Миланом".

Согласно проведенным на всех континентах исследованиям, "ядро" болельщиков "МЮ" исчисляется - только не пугайтесь - 139 миллионами человек! Второй слой - 130 миллионами. И третий - еще 64-мя. Итого аудитория почитателей действующего победителя Лиги чемпионов составляет 333 миллиона человек. И для каждого из слоев руководство "Манчестера" придумывает свои способы обольщения. Его закон успеха в футбольном бизнесе сводится к двум составляющим: выигрывать на поле и всерьез работать с болельщиками за его пределами.

Болингброк напрямую подчинен Гиллу (другая ветвь подчинения от исполнительного директора ведет к Фергюсону, который на таблице изображен с Болингброком на одной линии). Периодически два функционера летают в США к трем сыновьям Малкольма Глэйзера, владельца клуба, и согласовывают с ними стратегические решения. Давно уже не слышно о демонстрациях протеста, которыми встречали покупку великого клуба семьей Глэйзеров, и мало кто вспоминает о любительской команде "Юнайтед оф Манчестер", созданной фанатами "истинного" "МЮ" в противовес американизированному. Так она где-то и застряла на том уровне, с которого и начинала, - и никто о ее судьбе слез не льет.

А все потому, что новые хозяева большого "Манчестера" не стали изобретать велосипед. Они не пришли в клуб, обладающий великими традициями, со своим уставом: мол, мы и без вас знаем, как вести бизнес. Деловой прагматизм подсказал им наилучшее решение - не искать от добра добра. Американцы сохранили Гилла на посту клубного руководителя, а с Фергюсона и вовсе сдувают пылинки. Они не лезут в футбол и не объясняют сэру Алексу, на каком фланге должен играть Криштиану и должен ли Руни действовать не на острие, а в оттяжке. В результате чего с удовольствием приезжают в Москву на финал Лиги чемпионов и становятся свидетелями триумфа. Я, кстати, не упустил возможности купить в фирменном магазине "МЮ" майку с контуром Кремля, посвященную этому событию. Чем внес свою скромную лепту в бизнес "МЮ".

76 тысяч "Манчестеру" мало

Бизнес этот по своему масштабу - умопомрачительный. Болингброк с гордостью привел цифры из журнала Forbes, где выводилась цена бренда спортивных клубов мира. "МЮ" занимал в этом списке первое место - 351 миллион фунтов. Далее с 288 миллионами следовали "Реал", за ним - "Бавария", бейсбольный клуб "Нью-Йорк Янкиз", пятым же со 185 миллионами был "Арсенал".

Совсем не случайно две английские команды, которые входят в эту мировую пятерку, - те, что обладают самыми вместительными клубными стадионами в стране. Вот данные, озвученные коммерческим директором "Ливерпуля" Ианом Эйром: разница в доходах от продажи билетов на один матч между 46-тысячным "Энфилд Роуд" и 76-тысячном "Олд Траффорд" составляет 1,05 миллиона фунтов! За сезон набегает 31,6 миллиона. И это - не включая деньги, которые тратятся болельщиками непосредственно на стадионе: программки, еда, атрибутика.

76 тысяч, которые нынче вмещает "Олд Траффорд" (как и 2,2 миллиона фунтов, зарабатываемых клубом за матч при условии полной арены), "МЮ", представьте, уже мало! И не потому, что заполняемость стадиона почти стопроцентная, а лист ожидания на получение сезонных абонементов составляет 20 тысяч человек. Причина - другая.

По рассказу Болингброка, перед сезоном расходятся 57 тысяч абонементов. Еще 8 тысяч мест раскупают владельцы корпоративных лож. Из 11 тысяч свободных мест три тысячи по правилам премьер-лиги отдаются гостям. Еще кое-что полагается спонсорам, официальным зарубежным клубам болельщиков "МЮ", игрокам и директорам. В итоге в продаже остается всего две тысячи билетов!

Но и они не поступают в кассы - такого вида распространения в "МЮ" уже давно нет. Человек со стороны на матч "Манчестера" вообще попасть не может - так что я даже не представляю, каких усилий стоило организаторам нашей поездки пробить через клуб 30 билетов на игру "МЮ" - "Челси".

Чтобы приобрести билет, человек должен состоять в клубе болельщиков. Он составляет (не считая владельцев абонементов) 140 тысяч человек. И все платят за это членские взносы и мечтают попасть хоть на какую-нибудь игру. Таким образом, шанс купить билет составляет для них одну семидесятую!

Эта-то элитарность попадания на матчи и является головной болью для руководства "МЮ". Ведь чем меньше возможностей прийти на игру у новых людей, тем слабее будет прирост у команды болельщиков. Вот о чем люди волнуются!

А еще о том, что делать с двумя тысячами абонементов, которые в среднем ежегодно сдают болельщики. Ротация, как и у других клубов, объясняется лишь двумя причинами - переездом в другой регион или смертью. Каждое лето Гилл и Болингброк садятся и ломают голову: заменить ли эти две тысячи "абонементщиков" другими или пустить высвободившиеся билеты в продажу на отдельные матчи. Эффект, правда, все равно будет один и тот же - "Олд Траффорд" заполнится до отказа. В сезоне-2007/08 посмотреть на "МЮ" пришли 1,4 миллиона человек…

Как поступить, если у тебя есть абонемент, но ты по каким-то причинам не можешь пойти на игру? Есть компания Viagogo, у которой заключен контракт с премьер-лигой. Если ты знаешь, что на матч не попадешь, - выставляешь свой билет на продажу на ее сайте. Но есть коренное отличие от интернет-аукционов вроде eBay - билет продается только по номиналу. Раз выставлен билет стоимостью, допустим, 30 фунтов - ровно столько покупатель и заплатит. А продавец вынужден будет уплатить еще 20 процентов от суммы компании Viagogo. Так что возможность спекуляции, преследуемой в Англии законом, и здесь исключена.

Борьба с перепродажей билетов закончилась полной и окончательной победой клуба два года назад, когда бумажные билеты были заменены пластиковыми карточками. Раньше обладателю абонемента присылали книжку с 19 билетами, каждый из которых можно было при желании перепродать. Теперь все билеты заложены в электронной карточке, и, продавая ее, ты лишаешься всего абонемента.

Изначальная сумма абонемента включает в себя только 19 гарантированных матчей премьер-лиги. Деньги же за все остальные билеты - будь то Лига чемпионов или кубковые турниры - снимаются клубом автоматически с предоставленной болельщиком заранее кредитки. После чего клуб вводит в компьютер его доступ на этот поединок. Просто и со вкусом.

Цены на абонементы в пересчете на один матч и на обычные билеты в "Манчестере" одинаковы. "Почему не сделать стоимость абонемента выше?" - спросил один из студентов, и Болингброк счел его законченным циником: "Да эти 57 тысяч тогда меня заживо съедят! Они-то как раз убеждены, что абонемент должен быть дешевле обычного билета, поскольку его владельцы являются самыми преданными болельщиками. Но в подъеме цены на разовые билеты нет особого смысла. Дело в том, что, согласно правилам премьер-лиги, билеты для гостей не могут превышать стоимость абонементов для хозяев в пересчете на одну игру. А поднимать цену всего для 8 тысяч человек - это нам ничего, по сути, не даст, кроме недовольства части публики".