Новости факультета
02 ноября 2015

Ричард Арнольд: «За те десять лет, что клубом владеют Глейзеры, наши доходы выросли в два с половиной раза»

Завтра вечером на «Олд Траффорд» пройдет ответная игра групповой стадии Лиги Чемпионов между «Манчестер Юнайтед» и ЦСКА. Две недели назад, когда те же соперники встречались в Москве, управляющий директор, член совета директоров английского клуба Ричард Арнольд, прилетевший в российскую столицу вместе с командой, провел мастер-класс для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA и подробно ответил на вопросы аудитории. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию отчет о прошедшем мероприятии.



Ричард Арнольд во время мастер-класса на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA


В этом году исполнилось 10 лет с тех пор, как хозяевами клуба стала семья Глейзеров. Как бы вы оценили этот временной промежуток?

Я думаю, что когда вашему клубу почти 140 лет, то 10-летний отрезок, вряд ли может рассматриваться как нечто совершенно определяющее. Но в общем, конечно, мы должны признать, что тот бизнес- подход, который исповедуют нынешние хозяева, себя целиком и полностью оправдывает. Это десятилетие было одним из самых успешных в клубной истории со спортивной точки зрения и самым успешным — с коммерческой. Смотрите сами: наш оборот в 2005 году составлял 157 миллионов фунтов, а в этом мы ожидаем его на уровне 395 миллионов — рост в два с половиной раза за десять лет, это результат, которым очень немногие могут похвастаться.



Структура доходов «Манчестер Юнайтед» в 2014 году



Выплаты, поступившие «Манчестер Юнайтед» и другим клубам от Английской премьер-лиги по итогам сезона 2014/15


Мы развиваемся, мы привлекаем новых спонсоров, партнеров, мы заключаем новые контракты, наше финансовое положение устойчиво как никогда. Недавно, вы знаете, мы купили Марсьяля, мы смогли себе позволить эту сделку, которая, с учетом того, как он у нас сразу заиграл, имеет все шансы стать самым дорогим входящим трансфером в истории клуба, и мы при этом чувствовали себя абсолютно спокойно, мы знали, что финансовый fair play нами нарушен не будет. Конечно, это успех, и, конечно, это один из символов эпохи Глейзеров.



Вундеркинд Антони Марсьяль дебютировал за «Манчестер Юнайтед» в том же возрасте (19 лет), что в свое время Криштиану Роналду, и забил в первом же матче. В первых девяти играх за новый клуб он записал на свой счет 5 голов. Криштиану для этого потребовалось провести 39 матчей


Два неудачных сезона, случившихся сразу после ухода сэра Алекса Фергюсона, как —то на это финансовое благополучие повлияли? И каков ваш именно финансовый прогноз на будущее, если клуб не вернется на привычные позиции уже в ближайшем будущем?



Все трофеи сэра Алекса Фергюсона, завоеванные с «Манчестер Юнайтед»


Я хочу сказать, что, конечно, в спортивном плане мы в прошлом году выдали результат абсолютно для себя невероятный и неприемлемый — впервые за почти 30 лет остались не только без Лиги Чемпионов, вообще без еврокубков. Но, вы знаете, уже после того, как это все случилось, мы стали свидетелями удивительной вещи: эти трудности, эта вдруг возникшая неопределенность болельщиков от нас мало того, что не отвратили, они их сплотили вокруг команды: мы увидели, что билеты и абонементы стали продаваться еще лучше, активность в соцсетях возросла.

Настоящие болельшики, фанаты — это ведь такая совершенно особенная история. У нас в Англии, знаете ли, по статистике, половина всех браков заканчивается разводом. А случаев, когда болельщик разошелся бы с любимой командой, перестал бы ее поддерживать, как бы она ни играла, ни одного нет. Ну, или, по крайней мере, я о таких случаях никогда не слышал. Так что нет, не думаю, что один-два не самых удачных сезона могут серьезно нас подкосить. Хотя, конечно, продолжения полосы спортивных неудач никто из нас не желает.

Вы говорите о болельщиках. А партнеры, спонсоры?

О спонсорах я могу сказать то же самое. Наши отношения с ними никак не пострадали. Повторюсь: когда вашему клубу почти 140 лет, когда в вашем музее столько трофеев, когда у вас такая глобальная аудитория, пара неудачных сезонов не может заставить ваших партнеров от вас отвернуться. На данный момент это так. А что касается перспектив, то перспективы, как бы это странно ни звучало, тоже во многом связаны с нашей историей.

Она у нас без всякого преувеличения великая, мы много где и много в чем были первопроходцами. Мы первыми среди английских клубов победили в Кубке чемпионов, мы первыми в Англии взяли требл, первыми выиграли премьер-лигу. И мы никогда не забываем, кто мы есть. Мы стоим на плечах гигантов, и мы выбирались еще не из таких ситуаций. Мы победили в матче, который проводился всего через несколько дней после мюнхенской авиакатастрофы 1958 года, в которой погибло восемь наших футболистов. Мы выиграли его, несмотря на то, что только что пережили страшную трагедию и у нас даже игроков на полную заявку не хватало. А 10 лет спустя мы взяли Кубок Чемпионов, и в финале играли двое выживших в той катастрофе — Чарльтон и Фоулкс, а тренировал команду, вы, наверное, помните, сэр Мэтт Басби, который тоже был в том самолете.

В продолжение разговора о спонсорах. Данные о стоимости ваших соглашений с ними открыты, все, кому это интересно, могут с ними ознакомиться. Ваша выгода от этого сотрудничества понятна и очевидна. А можно более или менее точно подсчитать выгоду самих спонсоров?



«Манчестер Юнайтед» во главе списка клубов, получающих наибольшие доходы от сделок со спонсорами


Разумеется. Если говорить в общем, то самое главное, что наши спонсоры получают от сотрудничества с нами, это выход на нашу аудиторию. Вы может быть слышали, некоторое время назад мы заказали специальное исследование: так вот оно показало, что в мире насчитывается 659 миллионов человек, так или иначе симпатизирующих «Манчестер Юнайтед». Причем почти половина из них — 325 миллионов — живет в Азии, еще 173 миллиона — на Ближнем Востоке и в Африке, 90 миллионов в Европе и 71 миллион — в Америке. В России, кстати, нас поддерживают 18 миллионов человек — вдумайтесь только, это в полтора раза больше населения Москвы.

Я хочу особо подчеркнуть — эти цифры не с потолка взяты, это исследование проводила одна весьма уважаемая компания, опросившая более, чем 50 тысяч респондентов в 39 странах — и они, конечно, способны впечатлить кого угодно, в том числе и спонсоров. Но нам есть что им предложить и помимо этого: у нас средняя телеаудитория одного матча равна 60 миллионам человек, в годовом измерении — это 3 миллиарда. Наши игры транслируют более, чем в 200 странах, и если говорить о телевизионных рейтингах, то, например, в прошлом сезоне из топовой десятки матчей Английской премьер — лиги, собравших самую большую аудиторию, девять — это были матчи с участием «Манчестер Юнайтед».

Что еще? У нас месячная аудитория официального сайта — 5,8 миллиона уникальных пользователей, у нас около 80 миллионов фолловеров в соцсетях, на наш твиттер народу подписано вдвое больше, чем на твиттер «Кока — Колы». Мы — самая обсуждаемая команда в сети. Наше видео, в том числе коммерческое, собирает очень приличные просмотровые рейтинги. Например, знаменитый ролик «Телепатический футбол», который был снят как реклама наших партнеров из букмекерской компании BWIN, на данный момент имеет 3,2 миллиона просмотров на YouTube.



Так что, разумеется, для спонсоров, иметь выход на такую аудиторию, ассоциироваться у такого количества людей с «Манчестер Юнайтед», это дорогого стоит.

Можете ли вы привести какие-то финансовые показатели, которые свидетельствовали бы об этом?

Да, конечно. Возьмем, например, наш контракт с Adidas. Вы знаете, на данный момент это самый дорогой в истории футбола контракт с техническим спонсором — 750 миллионов фунтов, или по теперешнему курсу примерно 1,3 миллиарда долларов. Эти деньги мы получим в течение 10 лет, по 75 миллионов фунтов за год. Но — Adidas в накладе тоже не останется — они за этот же срок должны от продажи товаров с нашей символикой выручить 2, 5 миллиарда долларов. Это их собственный прогноз, и судя по тому, как этим летом стартовали продажи нашей формы на сезон 2015/2016, у него есть все шансы на то, чтобы оправдаться. Только в первые три дня Adidas на ней заработал 2, 3 миллиона долларов — по статистике, это лучший старт продаж в истории компании.



«Манчестер Юнайтед» во главе списка клубов, получающих наибольший доход от сделки с техническим спонсором


Примерно то же самое можно сказать о сотрудничестве с Chevrolet — c прошлого сезона именно они — наши титульные спонсоры, и этот контракт для футбола тоже рекордный, 53 миллиона долларов в год. Об этом, вы правильно сказали, знают многие. Но немногие задумываются о той отдаче, которую Chevrolet получил практически сразу после объявления о заключении контракта. Это произошло летом 2012 года, а в 2013-м они под 89-номером вошли в рейтинг Best Global Brands — заметьте, это случилось впервые в истории компании, никогда прежде они в Топ-100 этого списка не оказывались.



«Манчестер Юнайтед» во главе списка клубов, получающих наибольший доход от сделки с титульным спонсором


Или посмотрим на историю наших отношений с AON, это страховая корпорация из Чикаго, которая была титульным спонсором «Манчестер Юнайтед» в течение нескольких лет до Chevrolet: именно в этот период они стали игроком номер один на своем рынке, и они, очевидно, были сотрудничеством с нами настолько довольны, что решили его продлить — сейчас AON владеет правами на название тренировочной базы клуба, соответственно, ими забрендирована наша тренировочная форма, и кроме того они являются спонсорами наших зарубежных коммерческих турне.



2013 год. Джонни Эванс и Синдзи Кагава отмечают 20-е английское чемпионство «Манчестер Юнайтед» игристым Casillero del Diablo от Concha Y Toro


Я могу привести и некоторые другие цифры, свидетельствующие о том, какую выгоду наши партнеры извлекают из сотрудничества с «Манчестер Юнайтед». Например, наш поставщик вин, чилийская компания Concha Y Toro — у них есть марка Casillero del Diablo, которая нам очень подходила, мы же — «красные дьяволы». Так вот, мы начали с ними сотрудничать в 2010 году, и всего за год, прошедший с начала этого сотрудничества, у них продажи в Великобритании выросли на 52,6 процента.



Плоды сотрудничества «Манчестер Юнайтед» с тайским пивоваренным гигантом Singha


Или наш пивной партнер, тайский бренд Singha Beer. Они, благодаря сотрудничеству с нами, очень громко заявили о себе на мировом рынке, где продажи у них выросли втрое. А в Таиланде, где они и так были лидерами, за первые три года партнерства с «Манчестер Юнайтед» их доля на рынке выросла с 62 до 72 процентов.

Оцените, пожалуйста, ваше сотрудничество с «Аэрофлотом».

Я могу сказать, что мы им довольны. У нас очень далеко идущие, очень амбициозные цели в Азии. И у «Аэрофлота» — тоже, в этом мы совпадаем. Я знаю, что за время сотрудничества с нами узнаваемость их бренда на азиатском рынке выросла на 53 процента. А на китайском они вообще сейчас — иностранная авиакомпания номер один***.

Вы говорите о гигантской аудитории болельщиков «Манчестер Юнайтед» в Азии, отмечаете первостепенную для себя важность этого рынка. А насколько эти факторы учитываются клубом при приобретении футболистов из этого региона? Маркетинговая составляющая при этом в расчет берется?

Нет. Скорее, нет. Я был бы рад, если бы это было так, но на данный момент должен констатировать: все те азиатские игроки, которые нами до сих пор приобретались, приобретались потому, что мы, тренерский штаб в первую очередь, видели в них прежде всего именно качественных молодых футболистов, способных сыграть на тех позициях, которые мы не могли должным образом закрыть собственными воспитанниками. Качество, талант игрока и его молодость — вот то, на что мы обращаем внимание в первую очередь, если говорить о нашей трансферной философии.

А как же Швайнштайгер?

Швайнштайгер — это исключение. Его купили по настоятельной просьбе главного тренера, и уж этот-то человек совершенно точно о маркетинговой привлекательности Бастиана думает в последнюю очередь. А те футболисты из азиатских стран, которые за нас играли, в момент перехода тем требованиям, которые я перечислил, полностью соответствовали. Молодость плюс яркий талант. Таковы были и Пак Чжи Сун, и Синдзи Кагава.



Пак Чжи Сун — первый азиатский капитан в истории «Манчестер Юнайтед»


И еще был Дун Фанчжо, китайский нападающий. Я особо подчеркиваю: для нас, когда мы его подписывали, было важно не то, что он китаец, а то, что он — подающий большие надежды форвард. Увы, из этой истории ничего в итоге не вышло. Он в целом неплохо у нас начинал, но потом получил травму, и... В общем, все пошло совсем не так, как нам всем бы хотелось.



2004 год. Дун Фанчжо — первый китаец в «Манчестер Юнайтед»


Из того, что вы говорите можно заключить, что «Манчестер Юнайтед» в принципе рад был бы сделать ставку на собственных воспитанников. Почему не получается?

Я думаю, это в принципе невозможно. Назовите мне хотя бы один клуб по уровню сопоставимый с «Манчестер Юнайтед», который обходился бы исключительно собственными воспитанниками и при этом добивался больших побед. Но, с другой стороны, вы правы — в главной команде у нас футболистов из Академии могло бы быть и побольше. Это вообще проблема английских клубов, да и не только английских.

Причин много: наверное, в некоторых случаях можно говорить о каких-то упущениях в методиках, в организации тренировочного процесса. Но есть и объективные вещи: современные дети более пассивны, они гораздо меньше интересуются футболом, чем их предшественники, у них неизмеримо больше возможностей в плане самореализации, в плане проведения досуга, чем, скажем, было у нас. Так что ничего удивительного нет в том, что у нас, например, в лиге есть клубы, где не то что своих воспитанников, англичан-то в составе раз-два, и обчелся. Мы, кстати, на этом фоне выглядим вполне даже неплохо. Об этом и статистика говорит: мы с 1937 года не сыграли ни одного матча, в котором на поле не выходил хотя бы один наш воспитанник.


Петр БРАНТОВ


*** Накануне московского матча с ЦСКА, на который «Манчестер Юнайтед» прилетел специальным рейсом «Аэрофлота», оценка партнерства российской авиакомпании с английским футбольным клубом прозвучала из уст директора департамента общественных связей «Аэрофлота» Андрея Согрина. «Манчестер Юнайтед» — один из самых популярных футбольных клубов в мире. Сотрудничество с ним дает «Аэрофлоту» грандиозный эффект. Сейчас мы получили последние данные, которые показывают: почти 50 процентов наших зарубежных пассажиров летают «Аэрофлотом» потому, что мы имеем партнерские отношения с «Манчестер Юнайтед». Скажу вам больше: 6 процентов наших новых зарубежных пассажиров по итогам года выбрали нас только потому, что мы являемся партнером такого клуба", — цитирует Согрина НТВ.

Все новости >